грамматического материала




ПРОГРАММА

факультативных занятий по английскому языку

 

«КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАММАТИКА »

для IX класса общеобразовательных учреждений

с белорусским и русским языками обучения

 

Минск

Пояснительная записка

Актуальность факультативных занятий «Коммуникативная грамматика» обусловлена необходимостью совершенствовать подготовку учащихся общеобразовательных учреждений к межкультурной коммуникации.Обучение коммуникативной грамматике иностранного языка способствует формированию коммуникативной компетенции. Грамматика создает прочную структурную базу, на основе которой формируется данная компетенция. Коммуникативное обучение грамматике означает, что любое изучаемое учащимися грамматическое явление выполняет в процессе общения определенную речевую функцию. Оно ориентировано на передачу коммуникативных намерений участников общения с помощью грамматических средств. Изучение грамматического материала на факультативных занятиях не является самоцелью, а средством для оформления иноязычной речи и для обеспечения понимания информации в процессе ее восприятия зрительно и на слух.Правильное грамматическое оформление речи во многом определяет успешность межкультурного общения и достижение взаимопонимания между коммуникантами.

Основной целью обучения коммуникативной грамматике на факультативных занятиях является развитие у учащихся способности гибко и эффективно употреблять грамматические явления в речевом общении в разнообразных социально детерминированных ситуациях. В коммуникативной грамматике овладение значением и употреблением грамматических явлений происходит в соответствии со сферой общения и коммуникативной ситуацией, типами речевых актов и синтаксическим контекстом. Учащиеся должны быть в состоянии грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания в рамках предметно-тематического содержания, определенного в учебной программе по иностранным языкам, концентрируя при этом основное внимание на его содержании; распознавать грамматические явления при восприятии и понимании речи как зрительно, так и на слух, направляя свое внимание на извлечение содержательной информации. В результате усвоения грамматической формы в единстве с функцией грамматическая структура маркируется в сознании учащегося речевыми / коммуникативными задачами, и тем самым обеспечивается формирование речевых грамматических автоматизмов и синтаксической речевой стереотипии. В процессе изучения «Коммуникативной грамматики» создаются благоприятные условия для расширения лингвистического кругозора учащихся, повышения их филологической культуры, развития и совершенствования общих и специальных учебных умений, речевых, когнитивных и творческих способностей, необходимых для формирования коммуникативной компетенции. В процессе обучения у учащихся формируется способность к совместному решению языковых и речевых задач, к преодолению трудностей, связанных с обучением грамматическому материалу.

В задачи факультативных занятий входит расширение и углубление у учащихся грамматических знаний, навыков и умений, владение которыми позволит им успешно осуществлять иноязычное речевое общение в зависимости от задач и ситуаций общения.

 

Содержание обучения

(35 часов)

Содержание факультативных занятий «Коммуникативная грамматика» определяется в соответствии с требованиями государственного стандарта общего среднего образования и учебной программы по иностранным языкам для данного этапа обучения. В процессе обучения учащиеся должны овладеть значением, формой и функцией грамматических явлений в их единстве, уметь использовать их для решения речевых задач в различных ситуациях устного и письменного общения. Содержание обучения коммуникативной грамматике представлено в факультативном курсе грамматическими средствами и коммуникативными задачами, для выражения которых они используются. Коммуникативные задачи конкретизированы через функции грамматических явлений, например, запрос информации, подтверждение или отрицание, выражение просьбы, совета, рассказ, описание и т.д. Грамматический материал организован в программе в соответствии с потребностями участников речевого общения, выраженными их коммуникативными намерениями в определенных ситуациях.

 

Организация образовательного процесса

Реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения должны способствовать

· адекватные приемы, способы, средства и технологии обучения, создающие условия обучения, близкие к реальному общению, и тем самым обеспечивающие условия для активизации грамматических явлений;

· комфортная, творческая атмосфера, стимулирующая употребление грамматических явлений в речи учащегося; ситуации общения, позволяющие максимально приблизить обучение грамматическому материалу к условиям реального речевого общения;

· дифференциация и индивидуализация учебного процесса;

· различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, стимулирующие активность учащихся, их самостоятельность и творчество;

· перенос знаний, навыков и умений в новый контекст.

К таким приемам и способам можно отнести коммуникативные грамматически ориентированные игры, ролевые игры, моделирование ситуаций, проблемные задачи, разыгрывание этюдов и др.

В целях организации тренировки и применения грамматического материала на основе коммуникативного подхода должны использоваться условно-речевые и речевые упражнения, которые позволят учащимся сосредоточить свое внимание не столько на форме высказывания, сколько на его содержании, обеспечат варьирование ситуаций общения в рамках условной коммуникации, а в итоге будут развивать у учащихся способности и желание использовать грамматические структуры в целях эффективного общения.

К контролирующим упражнениям относятся задания тестового характера. Это задания на выбор правильного грамматического средства для решения коммуникативной задачи; соотнесение грамматического средства и выражаемой им функции; комбинирование грамматических явлений, завершение высказываний, заполнение пропусков и др.

К основным технологиям факультативного курса относятся: технология проектов (проекты могут иметь также «лингвистическую» направленность); аудиотехнологии, видеотехнологии, компьютерные технологии.

Применение вышеуказанных приемов и технологий позволяет максимально приблизить обучение к условиям реального общения, что дает возможность обеспечить автоматизм, гибкость формируемых грамматических навыков и их способность к переносу. Этой же цели служит использование различных видов взаимодействия учащихся: работа в парах, малых группах, командах.

Следует также использовать грамматические справочники, компьютерные программы, различные функциональные схемы, логико-синтаксические схемы, грамматические таблицы, рисунки, фотографии и др.,которые в совокупности смогут обеспечить эффективную образовательную среду.

 

Ожидаемые результаты

К концу факультативных занятий «Коммуникативная грамматика» учащиеся должны овладеть грамматическими явлениями для решения коммуникативных задач в пределах сфер и предметно-тематического содержания, определяемых учебной программой. Учащиеся должны:

· усвоитьправила выбора грамматического явления для решения коммуникативной задачи; знать контекст употребления грамматических явлений, ситуативные указатели, словесные сигналы, необходимые для правильного выбора, образования и употребления грамматических явлений; различные грамматические средства для выражения одного и того же содержания;

· овладеть навыками: а) выбора грамматических явлений, адекватных речевой задаче; б) комбинирования грамматического явления с другими грамматическими явлениями как на уровне одного предложения, так и на уровне текста (микро - и макротекста); в) грамматически правильного оформления иноязычной речи в различных ситуациях устного и письменного общения в соответствии с коммуникативными задачами говорящего и пишущего; г) оформления грамматического явления в соответствии с грамматическими нормами (правилами).

Полученные учащимися грамматические знания, сформированные грамматические речевые навыки и приобретенный опыт общения позволят учащимся порождать устные и письменные высказывания с различной коммуникативной целью, а также понимать тексты в процессе чтения и восприятия их на слух. Речевые высказывания учащихся должны отличаться правильностью, разнообразием грамматических средств и их адекватностью коммуникативной ситуации.


Примерное тематическое планирование

грамматического материала

Класс (35 часов)

Предметно-тематическое содержание Коммуникативные задачи Грамматические средства решения коммуникативных задач Коли чество часов
К концу года ученик должен уметь:    
Межличностные отношения · Рассказать и расспросить о межличностных отношениях (любовь, уважение, дружба, ответственность, забота) · Рассказать о своих отношениях с родственниками, друзьями · Использование артикля с абстрактными существительными (love, care, friendship, responsibility), слов с приставками dis-, mis-, over- и Present Simple для рассказа о межличностных отношениях и отношениях с родственниками  
Здоровый образ жизни · Обсудить хорошие и вредные привычки · Рассказать о принципах здорового питания и выразить свое отношение к ним · Дать рекомендации по ведению здорового образа жизни · Использование сравнительных предложений the more…the better для обсуждения хороших и вредных привычек и принципов здорового питания. · Использование модальных глаголов should / ought to / must/ need / have to для рекомендаций по ведению здорового образа жизни  
Мир моды · Рассказать и расспросить о предпочтениях в моде · Выразить свое отношение к молодежной моде · Использование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, существительных с предлогами для рассказа о предпочтениях в моде и выражения своего отношения к ней  
Учеба · Рассказать и расспросить о проблемах, связанных с учебой · Дать советы / рекомендации для повышения эффективности учебы · Обсудить планы на будущее · Использование модальных глаголов should / ought to для выражения рекомендации по повышению эффективности учебы. · Использование различных способов выражения будущих действий с помощью Present Simple, Future Simple, Present Continuous для обсуждения планов на будущее. · Инфинитив (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous) (рецептивно)  
Современные средства коммуника-ции     · Рассказать о наиболее значимых научных изобретениях в сфере коммуникаций (телевидение, компьютер, мобильный телефон) · Обсудить роль компьютера / Интернета в современной жизни · Обсудить проблемы, связанные с распространением компьютерных телекоммуникаций · Артикль с названиями средств коммуникации (TV, telephone, computer). · Использование Past Simple и Past Simple Passive в рассказе о научных изобретениях. · Использование Present Simple и Present Simple Passive для обсуждения проблем, связанных с распространением компьютерных телекоммуникаций. · Прилагательные и наречия, представляющие трудности для различения (hard – hardly, good – well, late – lately, bad - badly)  
Культурный досуг   · Рассказать и расспросить о предпочтениях в сфере досуга · Рассказать и расспросить о посещении музея / театра / кинотеатра · Артикль с именами собственными (названиями театров, музеев, кинотеатров). · Модальные глаголы can’t, could, may/might, must с различными видами инфинитива для выражения предложения и возможности/невозможности выполнения действий (рецептивно) в рассказе и диалоге о предпочтениях в сфере досуга. · Использование Past Simple в рассказе и диалоге о посещении музея / театра / кинотеатра  
Погода и климат · Рассказать и расспросить о климатических особенностях Республики Беларусь и стран изучаемого языка · Обсудить прогноз погоды · Рассказать о стихийных бедствиях в различных регионах мира · Использование глагола to be и значимых глаголов в Present Simple для обсуждения климатических особенностей Республики Беларусь и стран изучаемого языка. · Использование Future Simple в обсуждении прогноза погоды. · Использование Past Simple для рассказа о стихийных бедствиях. · Косвенная речь (рецептивно). · Союз for – since (рецептивно)  

Рекомендуемая литература

1. Баранова, Н.П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П. Баранова, П.К. Бабинская, Н.В. Демченко // Замежныя мовы ý Рэспублiцы Беларусь, 2009. – № 3. – С. 3-12.

2. Будько, А.Ф. Как обучать грамматике немецкого языка в школе? // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. - 2002. - №2. - с.31 - 36.

3. Пассов, Е.И., Гладышева, Н.Н. Грамматика? Нет проблем. English Grammar? No Problem.: Учеб. пособ. – М.: «Ин.язык», 2000. – 248 с., ил. – (сер. “Another Way in English”)

4. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. III-XI классы // Замежныя мовы ý Рэспублiцы Беларусь, 2009. – № 3. – С. 13-27.

5. Evans, V. Round-up 5/ V. Evans. – Pearson Education Limited, 1999. – 176 p.

6. Murphy, R. Essential Grammar in Use/ R. Murphy. – Cambridge University Press, 1992. – 328 p.

7. Панова, И.И. Английский язык. 9 класс. Минск: Выш. школа, 2006

8. Панова, І. І. Англійская мова. 9 клас. Мінск: Выш. школа, 2006

9. Панова, И.И. и др. Английский язык. Рабочая тетрадь. 9 класс. Минск: Аверсэв, 2008,2009.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: