Рассуждающее-методичный стиль.




Опросник по определению стиля общения педагога с детьми

В учреждении дополнительного образования.

Цель исследования: определение стилей педагогического общения педагогов дополнительного образования.

П роцедура исследования: опросник состоит из 10 утверждений и нескольких вариантов ответов, имеется ключ к опроснику.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен: а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;б) говорить только то, что захочет;в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок без разрешения взял у другого в его отсутствие материал для занятий, то вы: а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;б) представите самим детям разбираться в проблеме;в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите: а) похвалите и всем детям покажете его работу;б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения;в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался».

4. Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях. Как вы поступите: а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;б) предложите ему заняться чем-либо другим;в) заставите ребенка принять участие.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что предпочтете сделать:

а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются;б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;в) займетесь своими делами.

6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной: а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать;б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка;в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.

8. Ваше отношение к активности ребенка: а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание;в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это. Ваши действия: а) не обратите на это внимание;б) предложите выполнять задание;в) предложите другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, болев правильная: а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет;в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?

Обработка результатов:

Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.

Общая сумма баллов характеризует склонность воспитателя к определенному стилю:

25-30 баллов - предпочтение к демократическому стилю;

10-19 - выраженность либерального стиля общения;

1 -9 - выраженность авторитарного стиля.

Автор методики: Маркова А.К.

Цель: Выявление индивидуального стиля педагогической деятельности.

Инструкция.

Ответы на вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с минимальным числом галочек).

Примечание: наибольшее количество ответов «Да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у педагога стиля, названного в данной колонке. В основу предложенной А.К. Марковой классификации стилей обучающей деятельности положены следующие основания:

· содержательные характеристики стиля (ориентация на процесс и результат труда);

· динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость);

· результативность (уровень знаний и навыков учения, интерес к предмету).

На основе этого выделены четыре стиля:

· Эмоционально-импровизационный.

· Эмоционально-методический.

· Методически-импровизационный.

· Рассуждающе-методический стиль.

Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний обучающихся). Возможно недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает вашу чрезмерную зависимость от ситуации на занятии.

Преодолеть эти недостатки в ваших силах. Рекомендуем вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Старайтесь активизировать учеников не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

Повышайте требовательность.

Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, визировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения. В результате у ваших обучающихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения.

Однако вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности обучающихся. Рекомендуем вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться вашим обучающимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности проявляйте больше сдержанности.

Рассуждающее-импровизационный стиль. Вы обладаетеочень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех обучающихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У ваших обучающихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оценивайте его, что повышает эффективность вашей деятельности.

Рекомендуется вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих обучающихся тем. Необходимо проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающее-методичный стиль.

Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех обучающихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат. Рекомендуем Вам шире применять поощрения. Ведь от эмоционального состояния Ваших обучающихся, в конечном счете, зависят и результаты их обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете гуманитарные дисциплины, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь обучающихся.

Источники
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: