Технология формирования шипящих звуков (Ш, Ж).
ИСТОЧНИК: «Логопедические технологии» Козыревой
Лингвистическая характеристика:
[Ш] – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твёрдый.
[Ж] – согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твёрдый.
Уклад органов артикуляции. При произнесении звука [ш] губы разомкнуты, вытянуты вперед и округлены (перед а — округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть). Расстояние между зубами больше, чем при свистящих — 4—5 мм. Язык широкий, находится в верхней части ротовой полости. Передняя часть загибается в виде ковша (чашечки) и находится в свободном положении. Кончик языка образует щель с твёрдым нёбом. Края прижимаются к верхним коренным зубам. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют у [ш] и сомкнуты, вибрируют у [ж]. Воздушная струя тёплая. Мягкое нёбо поднято.
Выдыхаемая струя воздуха при произнесении [ж] несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании [ш].
Приёмы постановки звука.
1) По подражанию: ребёнка учат шипеть, как гусь, змея, масло,; шуршать, как камыш, лыжи по снегу; как выходит воздух из шины; погреть руки.
2) От правильной артикуляции: сделать язык широкий («пя-пя-пя»), лопаточкой. Из лопаточки сделать чашечку, внести её в рот и пустить тёплый ветерок (погреть руки).
3) От опорных звуков:
- от [с] – произносить звук [с], а потом поднимать язык вверх – [ш], перед этим отработать упражнение «Качели»;
- от [р] – произносить этот звук громко, шёпотом, снять вибрацию самостоятельно или шпателем;
- от [ч] – длительное произнесение [тышь] («тьшшшш»);
- от [ф] – организовать подъём кончика языка, показав это на себе или с механической помощью.
|
4) Механическим способом: поднять широкий кончик языка, используя зонды простые, зонд Новиковой, шпатель, ложку, пальцы.
Исправление межзубного сигматизма шипящих:
- ребёнку предлагается при открытом рте в медленном темпе 4-5 раз произносить с придыханием звук [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами, постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка;
- от правильной артикуляции;
- от опорного звука [р];
- механическим путём зондом Новиковой.
Исправление бокового произношения: Те же самые приёмы. Механическим путём использовать плоскую узкую слегка выгнутую ручку от чайной ложки. Поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвёртых резцов), просят ребёнка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук [с] (передние зубы всё время видны).
Направленность воздушной струи улучшается при использовании звуков [ф], [в].
Исправление губно-зубного парасигматизма шипящих звуков: При этом виде нарушения в образовании звуков участвует не язык, а губы. Язык бездействует. Учить сопоставлять и различать на слух звуки [ф] – [ш]:
- необходимо затормаживать движение нижней губы, придерживая её пальцем, поставленным в ямочку под губой. Использовать зрительный контроль. Одновременно упражнения на поднятие языка вверх чашечкой, направляя тёплую струю воздуха;
- от звука [с] с механической помощью, обращая внимание ребёнка на правильное положение органов артикуляционного аппарата;
|
- от звука [р] – шёпотом, остановить вибрацию.
Исправление призубного парасигматизма:
- вырабатываются умения сопоставлять и различать на слух звуки [ш] –[т] на основе тактильных ощущений, на воздушной струе (при [ш] – длинная, [т] – толчкообразная). Проводятся упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи;
- методика постановки та же, что и при исправлении губно-зубного сигматизма.
Исправление шипящего парасигматизма:
- учат сопоставлять и различать на слух звуки [ш] – [щ];
- вырабатывается умение поднимать широкий переднй край языка к бугоркам за верхними резцами.
Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твёрдого нёба (вперёд-назад). После выработки правильного положения языка вырабатывается чёткая направленная воздушная струя:
- от звука [р];
- механическим способом.
Свистящий парасигматизм:
- учить сопоставлять и различать на слух [ш]-[с]. Различать разницу в воздушной струе (тёплая-холодная). Отрабатываются движения широкого языка за верхние и нижние зубы (используются опорные звуки [ль]-[и]), чередование движений губ (улыбка-рупор);
- от правильной артикуляции, используя приём подражания;
- от звука [р];
- механическим путём.
Носовой сигматизм:
- вырабатывать умение держать широкий распластанный язык на верхней губе;
- упражнения на поднятие нёбной занавески:
- вначале ставятся свистящие, затем от [с] механическим путём [ш];
- от [р].
Нужно помнить что, ставя любой звук, никогда не следует называть его ребёнку, чтобы не вызывать у него привычное неправильное произношение.
После автоматизации звука [ш] можно ставить звук [ж]. Тыльную сторону ладони ребёнка прикладывают к горлу логопеда. Ребёнок ощущает вибрацию:
- как по рельсам – боковые края;
- шуршит по мостикам «болтушка»: [ж] от [д] – потянуть. «Вилочка» - язык между указательными пальцами или зонд «вилочка».