Основные виды складирования и складов




Роль складирования в логистике неоднозначна. С одной стороны, общей тенденцией является максимальное сокращение складских запасов. С другой стороны, избежать создания складских запасов вообще в большинстве случаев не удается. Поэтому в логистическом менеджменте, как правило, складирование продукции в ЛС осуществляется в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса.

Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для управления запасами на различных участках логистической цепи и материальным потоком в целом (т.е. приемки, размещения, хранения, подготовки к потреблению производственному и личному (раскрой, фасование и т.п.), поиска, комплектации, выдачи различной продукции потребителям.). Склад может включать различные зоны, в т.ч. зону приема, зону хранения, зону комплектации, экспедицию, завозную кладовую и т.п.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

Для более эффективного функционирования склада, необходимо определить наиболее оптимальный вид складирования для конкретного вида склада и товара.

Вид складирования предполагает выбор технологического оборудования, на котором складируется груз, и форму размещения его в пространстве складского помещения. На выбор оказывают влияние: складская площадь, высота склада, используемый товароноситель, объемы партий поставки, особенности комиссионирования груза, свободный доступ к товару, условия хранения товара, широта ассортимента товара, простота обслуживания и капитальные затраты.

Размещение технологического оборудования должно обеспечивать максимальное использование площади и высоты склада.

Выделяются следующие основные виды складирования:

Ø складирование в штабеле блоками;

Ø складирование в полочных стеллажах до 6 м;

Ø складирование в полочных высотных стеллажах;

Ø складирование в проходных (въездных) стеллажах;

Ø складирование в передвижных стеллажах;

Ø складирование в элеваторных стеллажах и т. д.

В качестве преимуществ различных видов складирования рассматриваются: высокая степень используемой площади и объема; свободный доступ к товару;

обеспечение контроля структурных изменений запасов; возможность высотного складирования; легкость обслуживания; возможность автоматизированного управления; выполнение принципа ФИФО (груз «первым пришел — первым ушел»); низкие капиталовложения и строительные затраты; низкие эксплуатационные расходы и затраты на техническое обслуживание.

На современных складах чаще всего используют комбинации различных видов складирования, в особенности на складах оптовой торговли распределительной логистики. Объясняется это разнообразием хранимой продукции и видов складов со своими специфическими особенностями.

Существует достаточно большое количество различных классификаций складов, формирующихся в зависимости от целей и задач, которые ставятся перед логистической системой. Рассмотрим классификацию складов, характеризующую логистическую деятельность в процессе складирования с различных точек зрения:

Ø По отношению к основным логистическим операциям:

– в снабжении, склады сырья и материалов (груз, как правило, в сыпучем или жидком состоянии), работающие с однородным грузом, с большими партиями поставок; склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов), как правило, это грузы высокой массы, требующие высокого уровня механизации и автоматизации складских работ. Фирмы иногда вынуждены создавать свои склады в системе снабжения (закупок) для уменьшения транспортных издержек, потребностей комплектования материальных ресурсов;

– в производстве различают склады как по организационной структуре (заводские, цеховые, рабочих участков и т.п.), так и по видам продукции (склады МР, НП, ГП), функциональному назначению и другим признакам. Цель создания внутрипроизводственных складов состоит в том, чтобы компенсировать неравномерности производственных циклов и ритма производства на различных участках и в цехах предприятия. Особенностями этих складов являются сравнительно, небольшие сроки и запасы хранения продукции, возможность прибытия и отправления продукции небольшими интервалами по времени и даже непрерывным потоком (например, на конвейере);

– склады в распределении, основное их назначение — преобразование производственного ассортимента в торговый, и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.

- Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

- Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют товары очень широкой номенклатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезонные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). Все это делает нецелесообразным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку грузов, и возможно даже с ручной комплектацией.

- В дистрибьюции, различают по мощности и обслуживаемой территории (региональные распределительные центры и базы, консигнационные склады, территориальные склады и базы и т.д.), по функциональному назначению и по другим признакам, указанным на схеме классификации.

Ø По виду продукции можно выделить склады:

o материальных ресурсов;

o незавершенного производства;

o готовой продукции;

o тары;

o запасных частей;

o возвратных отходов и т.п.

Ø По степени специализации:

o универсальные, главными конструктивными элементами универсального склада являются фундамент, стены, колонны, рампы, междуэтажные перекрытия, верхнее покрытие, свесы кровли и козырьки; перегородки, световые фонари, окна и двери;

o специализированные (химической продукции, бумаги, горюче-смазочных материалов и др.);

Ø По виду собственности различают:

o склады частные (корпоративные);

o государственных и муниципальных предприятий;

o общественных организаций - склад признается складом общественного пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана принимать товары на хранение от любого товаровладельца (ст. 908 ГК РФ);

o некоммерческих организаций;

o ассоциаций и т.д.

Ø По отношению к логистическим посредникам: собственные склады фирмы; товарный с клад — организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги; склады логистических посредников (в системах снабжения и дистрибьюции): торговых, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих и т.д.

Ø По функциональному назначению различают:

o склады буферных запасов, предназначенные для обеспечения производственного процесса (склады материальных ресурсов, полуфабрикатов, незавершенного производства, производственных, готовой продукции, страховых, сезонных и других видов запасов);

o склады перевалки грузов (терминалы) в транспортных узлах, при выполнении смешанных, комбинированных, интермодальных и других видов перевозок;

o склады комиссионирования, предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

o склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

o специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения, тары, возвратных отходов и т.п.).

Ø В соответствии с возможностью доставки груза:

o пристанционные – расположенные на территории железнодорожной станции;

o прирельсовые – имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов;

o портовые - расположенные на территории пора;

o глубинные – для доставки груза в этот склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта

Ø По типу здания, конструкции:

o закрытые – размещаются в отдельных помещениях;

o полузакрытые – имеют крышу и одну, две или три стены;

o открытые - склады, представляющие собой площадку без стен и крыши, устроенную на возвышенном месте и огражденную со всех сторон. Площадка должна иметь твердое покрытие и уклон к водостокам. Открытые склады предназначены для наружного хранения некоторых строительных материалов (песок, щебень и т.п.), грузов навалочных (руда, уголь и т.п.), кратковременного хранения лесоматериалов, может также храниться промышленная продукция не требующая защиты от атмосферных осадков.

специальные (например, бункерные сооружения, резервуары).

Ø По степени огнестойкости: несгораемые; трудносгораемые; сгораемые.

Ø По степени механизации складских операций: немеханизированные; механизированные; комплексно-механизированные; автоматизированные; автоматические.

Ø По высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

Ø По возможности доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта:

o пристанционные;

o портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта);

o прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов);

o глубинные, для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

Наиболее эффективная техническая оснащенность, технология и организация работы и конечные технико-экономические показатели работы складов могут быть достигнуты при объединении их в крупные складские комплексы. Это объясняется тем, что при больших грузопотоках и объемах хранения продукции могут быть наиболее приемлемы современные технические средства на транспортно-складских работах, что позволяет снизить себестоимости переработки и хранения продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: