МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
План занятия № 99
Дисциплина: МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
Тема занятия: Система сбора оплаты и виды проездных билетов по видам сообщений.
Цель занятия: ознакомиться с видами сбора выручки за проезд на различных маршрутах.
Планируемые результаты:
- образовательные – формирование знаний по основам гражданско-правовых отношений в сфере автомобильных перевозок пассажиров и багажа
- развивающие - учить обобщать изучаемые материалы и применять полученные знания.
- воспитательные – формирование профессионально-значимых навыков, пробудить чувства ответственности обучающихся к выбранной профессии, формировать навыки систематизации и обобщения нового материала.
Вид занятия: лекция
Оснащение: компьютер.
План занятия:
1. Система сбора выручки на городских маршрутах
2. Система сбора выручки на внегородских маршрутах.
Литература: - Ходош М. С., Бачурин А.А., Спирин И. В. Организация и сервисного обслуживания на автомобильном транспорте: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ходош М. С. – 11 – е изд., испр.. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. Разд.1.5. с. 32-40.
https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=372004
- Конспект-лекций по дисциплине
Преподаватель: Макаровская Е.В.
Лекция
Тема занятия: Система сбора оплаты и виды проездных билетов по видам сообщений.
План занятия:
1. Система сбора выручки на городских маршрутах
2. Система сбора выручки на внегородских маршрутах.
Повышение рентабельности автомобильного транспорта во многом зависит от принятой системы оплаты проезда и провоза багажа.
Вопрос 1. Система сбора выручки на городских маршрутах
Опыт кондукторного обслуживания на маршрутах городского пассажирского транспорта показывает, что с введением кондукторов обеспечивается более полный сбор выручки, уменьшается разрыв между учитываемым и фактическим объемом пассажирских перевозок, снижаются дотационные расходы из бюджета.
Введению бескондукторного обслуживания пассажиров на городских маршрутах должна предшествовать тщательная подготовительная работа, предусматривающая:
- оборудование автобусов устройствами для сбора платы и выдачи проездных билетов, звукоусилительными установками;
- обучение водителей работе без кондукторов;
- информацию населения через печать, радио, телевидение, путем объявлений на остановочных и других пунктах о сроках перехода на бескондукторное обслуживание пассажиров и порядке оплаты проезда.
Автобус, работающий в рамках системы, оборудован турникетом и валидатором для считывания билетов. Войти в автобус пассажиры могут только через турникет в передней части салона, а выйти - через любую дверь, кроме передней. Турникет препятствует проходу в салон без билета, но избавляет от необходимости содержать штат билетных контролёров. Кроме того, система позволяет достаточно точно учитывать пассажиропоток.
Преимущества:
- система позволяет эффективно бороться с безбилетным проездом и подделкой проездных документов;
- система позволяет точно учитывать число льготных поездок;
- автоматическая система контроля позволяет резко уменьшить число билетных контролёров, но не позволяет полностью отказаться от их деятельности;
- также система позволяет водителю выполнять остановки только по требованию пассажиров или если есть пассажиры на остановке. Тем самым увеличивается скорость транспортного средства и сокращается время в пути.
Недостатки:
- сильное замедление посадки пассажиров;
- инвалиды и пассажиры с колясками не могут пересечь турникет и всё равно входят через среднюю дверь;
- большинство водителей не следят за использованием турникета пассажирами, которые подлезают, перепрыгивают через брусья турникета, или пролезают сбоку от них, что ставит под сомнение эффективность АСКП в борьбе с безбилетниками.
Вопрос 2. Система сбора выручки на внегородских маршрутах.
По каждому пригородному и междугородному маршруту составляется таблица стоимости проезда в зависимости от расстояния, путем умножения тарифа на расстояние, при этом применяется следующее правило округления: до 50 коп. отбрасывается, а 50 коп и более принимается за 1 руб.
Для проезда в автобусах междугородных сообщений применяются единичные и поясные билеты (четырех разновидностей в зависимости от расстояния поездок). Для оплаты провоза багажа в междугородных и пригородных сообщениях применяются поясные билеты.
Задание: