ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей успешной перевозки грузов является обеспечение сохранности перевозимых грузов путем соблюдения оптимальных режимов перегрузочных работ, рационального размещения в грузовых помещениях и создания условий, не ухудшающих качества груза в процессе перевозки.
Транспортировка грузов морем существенно отличается от перевозок другими видами транспорта размещением очень больших количеств груза в одном трюме, появлением значительных дополнительных нагрузок переменного характера при качке судна, большими перепадами температуры и влажности при длительных переходах, своеобразием грузовых операций в портах и на рейде и др. Сосредоточения в одном грузовом помещении разнородных видов груза могут создать неблагоприятные условия для сохранения их качества. Некоторые виды грузов, например способные к смещению, могут создать угрозу для безопасности судна и экипажа.
Технология морских перевозок ставит своей задачей поучить будущих судоводителей методам эффективного использования морских судов как транспортных средств по их целевому назначению, то есть полному использованию грузоподъемности и грузовместимости, обеспечению безопасности экипажей судов и сохранности перевозимых грузов.
Эффективность использования транспортного флота достигается высокой приспособленностью судов, соответствием их технико-эксплуатационных характеристик транспортным характеристикам груза, что приводит к специализации судов.
Для сокращения времени грузовых операций и уменьшения стояночного времени многие грузы перетерпели значительные изменения. Например, штучные грузы, перевозимые ранее только в мешках или ящиках, стали перевозить навалом на специализированных судах зерно, сахар, круглый лес, упакованный в пакеты, из навалочного стал штучным; некоторые сухие грузы стали грузиться и выгружаться как жидкие (древесная щепа в пальмообразном состоянии, рудные концентраты в виде суспензии). Такое преобразование грузов привело к созданию принципиально новых типов грузовых судов. Кроме того, действует и другая тенденция создание комбинированных типов судов, предназначенных для различных видов грузов с целью уменьшения балластных переходов.
Главными направлениями в технологии перевозки грузов морем остается контейнеризация перевозочного процесса, использование укрупненных грузовых единиц (УГЕ) и высокая степень механизации и автоматизации перегрузочных работ на судах, перевозящих сухие и жидкие грузы. Сменилось несколько поколений контейнеровозов, усовершенствованы способы погрузки - разгрузке УГЕ, до минимума сведен ручной труд на новых типах танкеров, появились и успешно применяются ЭВМ, определяющие оптимальную загрузку и контролирующие прочность и остойчивость судна, используются автоматизированные системы контроля состояния груза и поддержания соответствующего микроклимата в трюмах с режимными грузами.
К традиционным способам погрузки-разгрузки через грузовые люки в палубах (вертикальный способ) добавились и развиваются другие способы грузовых операций. Суда с горизонтальным способом погрузки могут перевозить контейнеры, пакетированные, крупногабаритные и генеральные грузы, а также колесную технику. Суда накатного типа (ролкеры) могут работать у неспециализированных причалов и в приливных портах. Их грузовые помещения имеют меньшую зависимость от габаритов груза, чем у контейнеровозов ячеистого типа. Ограничения по массе и размерам грузовых мест на этих судах связаны в основном с размерами и прочностью аппарелей.
Еще более крупные УГЕ перевозят на лихтеровозах, судах, принимающих плавающие лихтеры с воды при помощи мощных козловых кранов или доковым методом. Лихтеровозы не нуждаются в причалах. Их разгрузка может осуществляться на рейде. Спущенные на воду лихтеры буксирами-толкачами или обычными буксирами доставляют к местам на разгрузки-в малые закрытые бухты, в порт-пункты или в речные порты. В последние годы стал применяться способ разгрузки судов с помощью вертолетов. Этот весьма дорогой способ грузовых операций используется в районах и местах, где доставка грузов на берег другими способами невозможна. Так, например, отечественные суда с корпусом усиленного ледового класса, снабженные вертолетной площадкой и вертолетом, обеспечивают выгрузку небольших партий груза в районах Арктики и Антарктики.
Изучение курса технологии морских перевозок требует постоянного ознакомления с практикой работы транспортного флота. Для этого в программы плавательных практик курсантов судоводительских факультетов на всех курсах обучения введены вопросы, обязывающие практикантов глубоко вникать во все составные части перевозочного процесса от погрузки судна, сохранной перевозки и до сдачи груза в порту назначения.
Раздел 1
1.1. Основные технико-экономические и эксплуатационные характеристики судна
Тип судна | Сухогрузный теплоход, однопалубный, двухвинтовой, носовое подруливающее устройство, с двойными бортами и двойным дном |
Назначение | Генеральные грузы, строительные материалы, лесной груз, навалочные зерновые грузы, контейнеры в трюмах и на палубе. |
Район плавания | Моря – Балтийское, Северное, Белое, Чёрное, Средиземное, Каспийское. |
ГРУЗОВЫЕ ТРЮМА
Вместимость трюмов
№ трюма | Объём трюма | Контейнерные места |
В трюмах – 62 места | ||
На палубе – 40 мест | ||
Допустимая нагрузка на люковые крышки (т/м2) – 1.75 | ||
Допустимая нагрузка на палубу трюма (т/м2) – 10.0 |
Размеры трюмов
№ трюма | Палуба трюма | Просвет люка | Крышки трюмов |
14.2 х 10.3 | 11.6 х 10.13 | 12.5 х 10.4 | |
25.0 х 10.13 | 23.0 х 10.13 | 24.2 х 10.4 | |
25.0 х 10.13 | 24.0 х 10.13 | 24.6 х 10.4 | |
Высота трюмов до люковых крышек (м) – 6.2 |
Технико - эксплутационные характеристики судна
Размеры судна (габаритные) | длина (м) | 115.8 | |
ширина (м) | 13.4 | ||
Высота от ЛО до верхней кромки несъёмных частей судна (м) | 13.1 | ||
Размеры корпуса судна (расчётные) | длина (м) | 110.15 | |
ширина (м) | 13.0 | ||
высота борта (м) | 5.5 | ||
Высота надводного борта (м) | 5.12 | ||
Водоизмещение судна порожнём (т) | |||
Грузоподъёмность судна (т) | |||
Осадка при водоизмещении: | 4040 т. | 1140 т. | |
средняя (м) | 3.35 | 1.08 | |
носом (м) | 3.35 | 0.45 | |
кормой (м) | 3.35 | 1.71 | |
Коэффициент полноты грузовой ватерлинии (δ) при осадке 3.35м | 0.887 | ||
Коэффициент полноты мидель-шпангоута (β) при осадке 3.35м | 0.997 | ||
Возвышение ЦВ над ОЛ (м) | при водоизмещении: | ||
4040 т. | 1.76 | ||
1140 т. | 0.55 | ||
Отстояние ЦВ от мидель-шпангоута (м) | при водоизмещении: | ||
0.88 | |||
0.83 | |||
0.64 | |||
0.44 | |||
Возвышение ЦТ над ОЛ (м) | при водоизмещении: | ||
3.02 | |||
4.58 | |||
2.76 | |||
3.88 | |||
Отстояние ЦТ от мидель-шпангоута (м) | при водоизмещении: | ||
0.55 | |||
0.89 | |||
2.4 | |||
7.75 | |||
Продольная метацентрическая высота h (м) | при водоизмещении: | ||
2.60 | |||
2.69 | |||
3.4 | |||
6.7 | |||
Продольный метацентрический радиус r (м) | при водоизмещении: | ||
2.61 | |||
2.72 | |||
3.41 | |||
6.72 | |||
Поперечная метацентрическая высота h(м) | при водоизмещении: | ||
2.84 | |||
1.4 | |||
4.13 | |||
9.37 | |||
Поперечный метацентрический радиус r (м) | при водоизмещении: | ||
4.1 | |||
4.32 | |||
5.63 | |||
12.7 | |||
Раздел 2
2.1. Описание транспортных характеристик судна, груза, тары.
Характеристика судна
Транспортировка грузов морем существенно отличается от перевозок другими видами транспорта. Отличительные черта морской перевозки: размещение больших количеств груза в грузовых помещениях, не имеющих правильной геометрической формы; появление значительных дополнительных нагрузок переменного характера при качке судна; большие сроки транспортировки; вероятность большой разницы в температурах и влажности; своеобразие грузовых операций в портах и на рейде и др.
Объёмные и массовые характеристика судна. Объемное водоизмещение V-объем воды, вытесненный судном и равный объему подводной части судна.
Водоизмещение масса воды, вытесненной судном, которая равна массе судна Водоизмещение равно произведению объемного водоизмещения и фактической плотности забортной воды.
Водоизмещение в полном грузу водоизмещение судна при наибольшей допустимой осадке по грузовую марку, равное массе корпуса со всеми механизмами и судовыми устройствами, а также груза, топлива, смазочных масел, воды, провизии, запасов, экипажа, пассажиров и их багажа,
Эксплуатационные характеристики судна.
Дедвейт - это разность между водоизмещением в полном грузу и водоизмещением порожнем, т.е. масса груза, которую может принять судно сверх собственной массы, погрузившись по грузовую марку. В паспортных данных судна указывают дедвейт при осадке по летнюю грузовую марку. Дедвейт можно выразить как сумму масс грузов, которые могут быть приняты на борт судна.
Чистая грузоподъемность - это масса груза без массы запасов топлива, воды, смазочных масел, судового снаряжения, экипажа, пассажиров и их багажа:
Грузовместимость судна - это объем судовых помещений, предназначенных для перевозки груза.
Грузовместимость насыпью большое грузовместимости для штучных грузов за счет того, что насыпью полнее используется пространство между частями и деталями набора судна и устройствами.
Регистровая тонна составляет 100 фут3, или 2,83 м3 и является условным измерителем объема судовых помещений.
Полная, или валовая, регистровая вместимость (брутто-тоннаж) определяется обмером кубатуры помещений под верхней палубой и постоянных крытых надстроек и рубок на ней кроме рулевой рубки и других помещений на верхней палубе и выше используемых для вспомогательных механизмов, устройств световых люков, шахт, камбуза и санузлов.
Чистая регистровая вместимость (нетто-тоннаж) определяется обмером судовых помещении, используемых для перевозки грузов или пассажиров.
Для практического определения осадки служат марки углублений, которые наносят на борт судна в его носовой и кормовой частях. На правом борту марки углублений наносят в дециметрах и обозначают арабскими цифрами, на левом борту в футах и обозначают римскими цифрами (рис.2.1.1).
Рис. 2.1.1 марки углублений.
а – на правом борту арабскими цифрами
б – на левом борту римскими цифрами
в – другой вариант марок углубления в дециметрах
Для контроля в процессе эксплуатации за сохранением судном минимальной безопасности высоты надводного борта служит грузовая марка, которую наносят на обоих бортах в районе миделя. Грузовая марка показывает минимальную допустимую высоту надводного борта с учётом плавания, солёности воды и времени года. (Рис 2.1.2).
Рис 2.1.2 грузовая шкала показывающая осадку судна в полном грузу летом, зимой в солёной воде и в пресной.
Важной эксплуатационной характеристикой транспортною судна являются количество н мощность перегрузочных средств, т.е. способность судна собственными средствами вести загрузку и разгрузку. Очень важной эксплуатационной характеристикой транспортного судна является скорость. Увеличение скорости влияет на скорость доставки грузов, а это в свою очередь даёт определённый экономический эффект вследствие высвобождения оборотных средств, находящихся в процессе перевозки. Эксплуатационные возможности судна зависят от его дальности плавания. Этот показатель приобретает решающее значение в тех случаях, когда судну предстоит дальнее плавание без пополнения запасов на пути следования.
Характеристики груза
Груз-это продукт производства или товар, принятый транспортом к перевозке. Для транспорта не имеют значения потребительские свойства перевозимого груза, но весьма важны его свойства и характеристики, которые могут повлиять на качество перевозки, т.е. на сохранность груза в процессе транспортировки. Свойства груза, определяющие условия его перевозки, являются транспортной характеристикой груза. Груз характеризуется режимом хранения, способами упаковки, перегрузки и перевозки, физико-химическими свойствами, размерами, массой, формой я средствами перегрузочных работ.
Условия транспортировки в свою очередь влияют на транспортные характеристики грузов. Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, находятся в надлежащем кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен, то понимается, что он находится в транспортабельном состоянии.
К морским перевозкам предъявляется большое количество грузов, обладающих разнородными свойствами. Существует много способов их классификации по различным признакам: происхождению, физико-химическим свойствам, условиям хранения и перевозки, форме: предъявления и другим, наиболее общим признакам.
По своему общественному назначению грузы подразделяют на две основные категории. Для определения норм грузовых работ в портах грузы делят на классы: тарно-упаковочные и штучные (в мешках, кулях и бумажных пакетах; в кипах и тюках; катко-бочковые; в ящиках ибез упаковки, мясо и мясопродукты без упаковки); тяжеловесные; металлы и металлические изделия, лесные, навалочные.
Для правильной организации транспортного и перегрузочного процессов наиболее удобной представляется транспортная классификация грузов, охватывающая всю многочисленную номенклатуру грузов и учитывающая требования современной технологии грузовых работ и морских перевозок. Все грузы, перевозимые морским транспортом, можно отнести к категории генеральных, массовых н особорежимных в зависимости от формы предъявления к перевозке и их физико-химических свойств.
Генеральные - штучные грузы, состоящие из отдельных упакованных или неупакованных мест. По числу наименований - это самая многочисленная категория грузов. Генеральные грузы в свою очередь делятся по: форме предъявления к перевозке (в таре, без тары), размерам (обычные, длинномерные, негабаритные), массе (легковесные, тяжеловесные), способу маркировки (маркированные, немаркированные) и др.
Массовые - наливные и навалочные грузы, которые перевозят обычно в больших количествах на специализированных судах (танкерах, балкерах).
Особорежимные - грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил. К таким грузам относится опасные и скоропортящиеся грузы, а также живой груз и сырые продукты животного происхождения.
К скоропортящимся относятся неконсервированные продукты животного и растительного происхождения. Такие грузы перевозят без герметической упаковки на рефрижераторных судах. Часть грузов (овощи, фрукты, мясо и рыба, копченые, соленые, пастеризованные, консервированные) может быть перевезена в определенные сроки и при определенных температурных условиях на обычных, не рефрижераторных судах.
К живому грузу относится живой скот и птица. Такой груз может быть допущен к перевозке после соответствующего освидетельствования и предъявления ветеринарно-санитарного удостоверения.
По режиму перевозки и условиям хранения грузы могут быть режимными или не режимными, т.е. требующими специальных условий транспортировки или нереагирующими на действие агрессивных факторов, возникающих при морских перевозках, а также грузы открытого или закрытого способа хранения. В Правилах перевозки опасных грузов имеются таблицы совместимости для определенных классов и конкретных грузов, в которых применена иная система индексации степени совместимости и размещения соответствующих опасных грузов. Условия совместимости различных генеральных грузов могут быть определены с помощью метода кодирования свойств груза.
Многообразие грузов, перевозимых морем, различие их размеров, массы, способов упаковки и других транспортных характеристик приводят к большим затруднениям в выборе и подготовке перегрузочных средств и унификации грузозахватных приспособлений, а такие затрудняют эффективное использование грузового оборудования и приводят к недоиспользованию грузоподъемности и грузовместимости судна. Стандартизация грузов и тары способствует механизации и автоматизации грузовых работ, а также рациональному использованию грузовых помещений судна. Она упрощает и облегчает учет количества перерабатываемых грузов, которые имеют одинаковую массу и стандартные размеры отдельных грузовых мест. Такие грузы легче формировать в пакеты и размещать в трюмах, обеспечивая, таким образом их сохранность при качке судна.
Количество груза на судне может быть определено по объему, массе или числу мест. Измерение общего количества груза производится либо одним из этих способов, либо одновременно двумя или тремя в зависимости от рода груза и условий перевозки. Каждое отдельное грузовое место характеризуется линейными размерами. Знание линейных размеров ящиков, контейнеров, трейлеров позволяет правильно решать задачу полного использования вместимости грузовых помещений судна.
Массу груза определяют в килограммах или в тоннах. За рубежом могут применяться другие меры массы В английской системе мер все еще употребляется английская тонна (лонг тон), равная 1016 кг, и американская (шорт тон), равная 907 кг.
Определение остойчивости и дифферента требует знания точной массы груза. Трудность этой задачи возрастает с увеличением числа партий груза или отдельных, разных по массе грузовых мест. При перевозке генеральных грузов необходимость взвешивания каждого места груза возникает нечасто. Это зависит от формы договора о перевозке. Необходимость взвешивания отдельных грузовых мест может возникнуть при решении конфликтных
Трафаретной массой места называется масса 1 штуки груза, установленная прямым взвешиванием в пункте отправления. Эту массу указывают в документах, сопровождающих груз, а также наносят краской или другим способом на тару или бирку, прикрепленную к грузу.
Средняя контрольная масса определяется взвешиванием не менее 10% мест груза данной партии и делением полученной массы на число взвешенных грузовых мест. Отбор грузовых мест для контрольного взвешивания производят в соответствии с ГОСТом или ТУ либо по согласованию между представителями грузовладельца и перевозчика. Для расчетов, связанных с грузоподъемностью судна, важно знать общую массу груза, т.е. массу товара с упаковкой, которая в коммерческой терминологии называется массой брутто. Чистая масса товара называется массой нетто.
Общее количество груза, которое можно разместить в трюмах судна, устанавливается по объемно-массовым характеристикам грузо-погрузочному объему и плотности. Для генеральных, навалочных и насыпных грузов применяют специальные объемно-массовые характеристики.
Погрузочный объем (ц) - объем, который занимает 1 т груза в трюме судна. В эту величину включают не только объем самого груза, во и пустоты, возникающие между отдельными местами, а также пустоты между грузом и набором судна, возникающие вследствие искривлений набора корпуса судна. Количество груза, размешенного в трюме, зависит не только от величины погрузочного объема, но и от плотности укладки груза. Таким образом, погрузочный объем - величина условная, установленная в результате опыта укладки груза в трюмах различных судов.
Плотность груза выражается в килограммах па кубический метр или в тоннах на кубический метр и в эксплуатационной практике является вспомогательной величиной
Объемная масса -масса груза, отнесенная к его объему. В практике часто объемной массой называют посыпную массу груза, т. е. массу единицы объема груза в естественном состоянии. Она зависит от состояния груза, т. с. его влажности, плотности, способа хранения и укладки.
Свойства грузов
Почти все грузы имеют специфические, присущие им свойства, по которым устанавливают необходимые показатели или характеристики, используемые для определенна условий сохранной перевозки.
Влажность. Одним из показателей, характеризующих груз, является его гигроскопичность, т. е. способность воспринимать влагу. Гигроскопичность груза зависят от его свойств я условий внешней среды.
Некоторые грузы впитывают влагу и удерживают ее в себе вследствие капиллярно-пористой структуры вещества. Влагосодержание гигроскопических материалов характеризуется различными показателями. Абсолютной влажностью груза, или влажностью груза на сухую массу, называют отношение массы влаги к массе сухого груза, выраженное в процентах.
Относительной влажностью груза, или влажностью груза па общую массу, называют отношение массы жидкости к массе всего влажного груза, выраженное в процентах. Изменение влажности груза приводит к изменению его качества, массы и ряда других показателей и характеристик.
Сыпучесть. Одной из особенностей морской перевозки является качка судна, вызывающая перемещение сыпучих грузов при наличии свободной поверхности на один борт, что может привести к опасному крену или даже к угрозе опрокидывания судна. Степень сыпучести грузов влияет на степень естественной заполняемости грузовых трюмов: чем выше сыпучесть, тем лучше заполняются грузовые помещения. При перевозке сыпучих грузов для предупреждения пересыпания их с борта на борт предусматривается проведение ряда мероприятий (оборудование горизонтальных настилов из досок и брезента -стропингов, питательных колодцев, шифтингбордсов, укладка мешкового груза поверх зерна, использование мягких емкостей, даннажных подушек и другие способы стабилизации поверхности сыпучих грузов).
Разжижение. Насыпные н навалочные грузы сохраняют конусообразную форму штабеля за счет сил сцеплении, которые обеспечиваются механическим зацеплением частиц груза или молекулярным сцеплением жидкости, покрывающей частицы мелкоструктурного материала. Молекулярные силы притяжения пленочной жидкости зависят от ее свойств и толщины пленки.
Разжиженный груз, находясь в обычных грузовых трюмах, представляет большую опасность для остойчивости судна.
Слеживаемость и спекаемость. Выгрузка слежавшихся удобрений, руд, солей или спекшихся гудрона, асфальта, горячего агломерата руд требует больших затрат труди и времени. Эти грузы, поступившие в трюмы насыпью или навалом, могут образовать монолитную массу вследствие сцепления частиц от сдавливания, химических реакций, кристаллизации солей, изменения температуры, Слеживаемость увеличивается при длительном хранении и перевозке груза. Грузы, подверженные слеживаемости или спекаемости, следует перевозить в условиях, исключающих причины сцепления или слипания частиц и образовании больших монолитных масс. Для этого необходимо упаковывать их в герметическую тару либо полировать от воздействия атмосферной влаги, перепада температур и пр.
Самосогревание и самовозгорание. Причинами самосогревания являются химические или биологические процессы, которые вызывают повышение температуры груза и приводят к ухудшению его качества.
Самовозгорание ископаемых углей происходит вследствие взаимодействия углерода с кислородом воздуха и воды. В начальный период в течение нескольких суток температура угля может повышаться незначительно, затем при достижении критической температура резко возрастает, начинается бурный процесс окисления угля, переходящий в самовозгорание.
Повышение температуры грузов растительного происхождения (зерновые, волокнистые, рыбная мука, жмых) происходит вследствие биохимических процессов.
Огнеопасность и взрывоопасность. В зависимости от условий возникновения горения огнеопасные грузы можно разделить на три группы: горючие, способные загораться от достаточно мощного источника воспламенения; легковоспламеняющиеся, загорающиеся от искры, слабого пламени; самовозгорающиеся, способные воспламеняться от теплоты, выделяющейся при химическом, физическом или биохимическом процессе. Огнеопасность жидких грузов характеризуется температурой вспышки насыщенных паров жидкости, воспламенения и самовоспламенения.
Взрывчатые вещества, сжатые и сжиженные газы могут вызвать взрыв при несоблюдении специальных правил их хранения и перевозки.
Маркировка грузов
Способы маркировки. Маркировкой грузов называется нанесение надписей и условных знаков на грузовые места. Она показывает место назначения каждой грузовой единицы, способ обращения с ней при погрузочно-разгрузочных работах и при транспортировке.
Надписи или условные знаки, принятые при маркировке, наносят краской через трафарет. Маркировка должна быть сделана контрастно, прочно и не портить груз.
Если нельзя маркировать грузовое место, то к нему прикрепляют бирку, на которую наносят соответствующие обозначения. Все обозначения, входящие в маркировку груза, должны точно соответствовать документам на груз (коносаменту, накладной).
Виды маркировки. Все продукты производства (товар) имеют товарную маркировку, наносимую изготовителем непосредственно на изделие (обувь, одежду и др.), на ярлыки или бирки, прикрепляемые к изделию (станки, приборы и др.), либо на потребительскую - внутреннюю - тару.
Товарная маркировка содержит сведения, интересующие потребителя: наименование товара, его размеры, массу, сорт, артикул, номер стандарта, отметку отдела технического контроля, дату изготовления, полное название предприятия или название фирмы, адрес изготовителя, цену товара и другие сведения, относящиеся к содержанию товара, его качеству и т.д. Подготовленный к транспортировке и переданный для перевозки каким-либо видом транспорта товар переходит в категорию «груз» и маркируется способами, изложенными выше. (рис.2.1.3)
Отправительскую маркировку грузоотправитель наносит на наружную (транспортную) тару и включает в нее сведения о грузе грузоотправителе, грузополучателе, пунктах отправления н назначения. Если груз следует в прямом водном или прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, то, кроме пункта назначения, указывают и пункт перевалки. Все данные отправительской маркировки должны быть указаны в накладной или коносаменте.
Транспортную маркировку наносят на все грузовые места независимо от отправительской маркировки. В ней отправитель указывает в виде дроби:
в числителе-порядковый номер, за которым данная отправка зарегистрирована в книге отправителя, в знаменателе - число мест дайной отправки.
При приеме груза на судно проверяют наличие и правильность отправительской и транспортной маркировок путем сопоставления их с данными грузовых документов.
Специальная, или предупредительная, маркировка указывает на особенности обращения с грузом при его хранении, перевозке и перегрузке. Отправитель наносит ее таким образом, чтобы она была хорошо видна. Эта маркировка может быть выполнена в виде условных знаков или коротких надписей. Опасные грузы имеют ярлыки опасности международного образца либо установленные отечественными правилами перевозки опасных грузов (Правилами МОПОГ), а также в соответствии с действующим ГОСТом.
Маркировка экспортных грузов. Особенность маркировки экспортных грузов состоит в том, что все надписи отправитель делает только латинским шрифтом, а наименование отправителя (экспортера) дают сокращенно или условно
Так же как и при каботажных перевозках, отправительская маркировка должна полностью соответствовать данным, приведенным в сопроводительных документах.
Основные отличительные знаки, наносимые на внешней стороне груза, следующие: знак получателя - полное или сокращенное наименование получателя или обозначение принимаемое получателем; номер заказа-наряда; место назначения - наименование порта выгрузки, а при необходимости и страны получателя. Масса грузовой единицы обозначается числами, определяющими массу брутто и нетто; размеры грузовой единицы, выраженные в сантиметрах, обозначаются числами, определяющими внешние линейные размеры-длину, ширину, высоту, диаметр; объем грузовой единицы; полное или сокращённое наименование отправителя. При необходимости указывается страна-отправитель.
Предупредительные знаки по значению разделяются ка две группы: знаки опасности и манипуляционные знаки. Знаки опасности обозначаются на грузовых местах при перевозке взрывчатых средств, газов, легковоспламеняющихся, самовозгорающихся, ядовитых, едких к излучающих веществ. Манипуляционные знаки указывают на способы застропки, укладки и крепления грузовых мест.
Маркировка импортных грузов. По своему содержанию она сходна с маркировкой экспортных грузов. Основное отличие состоит втом, что на импортных грузах обязательно обозначают на русском языке пункт назначения груза и наименование получателя. В некоторых случаях импортер указывает все основные отличительные знаки дважды: на своем и на русском языках.
Маркировка контейнеров. Используемые в морских перевозках контейнеры имеют стандартные размеры, что при огромном числе могло бы создать затруднения в их опознавании или поиске. С целью обеспечения опознавания контейнеров по стандарту ИСО разработала систему маркировки, включающую код владельца, серийный номер и код страны, информацию о размерах и типе контейнера.
Рис 2.1.3. Маркировка способов обращения с грузом.
Подготовка груза и тары, трюмов к приёмке груза.