2.2. Источники художественно-эстетического воспитания дошкольников
Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения человека к действительности, и тем самым она непосредственно связана с основным качеством, характеризующим гармоническую личность. Сама суть эстетического – в творчестве и сотворчестве. Практическая человеческая деятельность неразрывно связана с эстетическим освоением действительности и неотделима от него. Эстетическое начало – неотъемлемая часть деятельности человека по преобразованию действительности. Процесс эстетического освоения, как и процесс познания, означает проникновение в суть явлений, раскрытие их внутренней сущности, он связан с познанием жизни, присущих ей явлений специфических качеств и свойств.
Задачей всякого воспитания является формирование у личности определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании художественной и эстетической потребности, как потребности в катарсисе в структуре которой можно выделить такие характеристики, как широта художественно-эстетической потребности, т.е. способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; качество художественно-эстетической потребности, которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; активная творческая деятельность (объективации или субъективации), которая касается не только искусства, но и всех форм деятельности человека.
Эти признаки можно считать критерием эстетической воспитанности личности И задача дошкольного воспитания — заложить основы будущей творческой личности.
Эстетическим вкусом называется относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным критерием для эстетической оценки. Эти критерии человек усваивает, и они становятся его внутренними критериями — свойством его личности. Уровень вкуса зависит от того, в какой мере объективными являются эти критерии в отношении различных эстетических явлений действительности и искусства. Художественно-эстетический вкус оформляется вместе со становлением личности, поэтому о каком-либо устойчивом художественно-эстетическом вкусе детей дошкольного возраста не может быть речи. Однако это не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем возрасте. Наоборот, мы уже не раз говорили о том, что эстетическая информация, полученная в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. При воспитании эстетического вкуса следует иметь в виду неравномерность развития вкуса в отношении различных эстетических явлений, например, в отношении различных видов искусства. Ясно, что нельзя быть одинаково художественно образованным во всех видах искусства, это зависит от многих факторов, и, прежде всего, от направленности и интересов самого человека По данным ученых, неравномерность развития эстетического вкуса свойственна и всем школьным возрастам. Задача воспитателей и педагогов заключается в том, чтобы уменьшить эту неравномерность нисколько возможно* для этого нужно обратить самое серьезное внимание на комплексное художественно-эстетическое образование и воспитание, на эстетическое воспитание средствами окружающей действительности (мира). Эстетический вкус формируется посредством всей совокупности приемов эстетического воспитания. Наиболее прямым образом он зависит от способности человека эстетически относиться к наибольшему количеству явлений в жизни и в искусстве, от качества эстетической информации, которая на него воздействует, особенно в раннем возрасте. Исключительное значение имеет деятельность по законам красоты, оттачивающая и внутренне закрепляющая эстетические критерии человека.
|
|
Эстетический идеал — это конкретно-историческое представление людей о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению. Эстетический идеал — необходимый элемент воспитания и мировоззрения, который побуждает человека к активно-творческому отношению, направленному на различные стороны человеческой жизни, самого себя и развивает стремление вносить в жизнь вокруг себя и в свою собственную жизнь прекрасное, доброе, вечное, гармоничное. Главное в художественно-эстетическом идеале — представление о гармоническом развитии человеческой личности. Гармония — это главная характеристика Вселенной. Будучи обобщенным, художественно-эстетический идеал существует только в конкретно-чувственном выражении в сознании человека. Художественно-эстетический идеал будет иметь значение только тогда, когда он из отвлеченного, внешне усвоенного
Глава Ы. Организация воспитания и развития
долженствования превратится во внутреннее убеждение личности, в ее свойство и тем самым в мотив деятельности человека, в потребность.
|
Качественное различие между вкусом и идеалом выражается в следующем: когда мы спрашиваем человека, нравится ли ему это или что из ряда объектов ему больше всего нравится, мы выясняем вкус данного человека; когда же мы спрашиваем, что бы ему понравилось больше всего, то мы говорим об эстетическом идеале человека, его представлениях о красоте, гармоничном, прекрасном.
При художественно-эстетическом восприятии действительности или произведений искусства прежде задействуется эмоциональная сторона человека, и развитие эмоционально-чувственного мира ребенка — первейшая задача воспитателей: чем шире и богаче эмоциональный мир ребенка, тем больший круг явлений действительности он может «узнать и описать» с помощью своих чувств, сделав их своим достоянием...
Художественно-эстетическое воспитание в дошкольном учреждении — важнейшая сторона процесса воспитания растущего человека, «закладки фундамента» его мировоззрения, как отношения к миру, его мыследеятельности и чувстводеятельности, нацеленности его на привнесение красивого и доброго в свою жизнь. В этих целях воспитатели, педагоги должны использовать все источники художественно-эстетического воспитания детей.
Охарактеризуем некоторые из обозначенных источников.
Красота природы. Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку и взрослому присущи интуитивное стремление к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного. Живая и неживая природа живет и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребенку в процессе познания, труда и творчества: особенности красоты родной природы; красота природных пейзажей, восходов и закатов, звездного неба, разных времен года, эстетическое в животном мире. Природа широко отражена в искусстве — краской, словом, мелодией. Большие возможности для любования природой у воспитателей детского сада. Сколько удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая, например, на прогулках за ростом растений, которые «живут» на участке, жизнью животных*, погодой и т.д. Воспитывая умение видеть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы, воспитатели одновременно учат детей дорожить «миром естественной красоты и гармонии» (Ч. Айтматов). Если не пробуждена у человека способность видеть, чувствовать и переживать природу и ее неповторимую с каждым временем года, с каждым днем красоту, не воспитано стремление сохранить ее и преумножить, то он может стать не защитником и другом природы, а ее разрушителем, губителем. Тот экологический кризис, который переживает сейчас планета — дело рук человека... В.А. Сухомлинский приводил школьников в рощу, и они учились понимать природу, видеть, чувствовать и переживать ее красоту. Само слово «космос» у древних греков обозначало два родственных понятия: «мир» и «красота».
Л"^. Воспитатели детского сада должны обращать внимании при наблюдении за природой на три разновидности красоты природы и учитывать их в работе с детьми:
красота конструктивная (строение природного организма, его размеры, пропорции — форма и строение крыла бабочки, листочка, строение дерева, куста и т.д.);
красота динамическая (движение, изменение, присущее природному явлению или живому организму — движение облаков, движение листьев под напором сильного ветра или легкого ветерка...);
красота декоративная (форма, окраска природных объектов и существ — окраска бабочек, садящихся на куст, стрекоз, их строение, их движения, окраска рыбок в аквариуме и т.д). •
Все это доступно дошкольнику и он может подолгу Любоваться красотой окружающего мира. Надежный путь, ведущий к успеху, — наблюдения, упражнения, тренировка в эстетическом восприятии, освоении эстетического cb-держания окружающего мира. Важно воспитывать у ребенка чувство ценности природы, огромного ее значений в жизни человека, в сохранении всего живого на земле. Важно воспитывать у детей чувство ответственности каждого перед сохранностью природы. Человек — часть природы и он должен это понимать. Дети должны обязательно участвовать в сохранении окружающей среды, беречь и приумножать природу. Начните со своего участка и расширяйте границы. Читайте детям замечательные произведения наших советских писателей В. Бианки, Б. Житкова, М. Пришвина, К. Паустовского, Н. Плавилыцикова, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева, которые детям шире взглянуть на природу, помогут полюбить природу нашей страны, открыть красоту живого, вызовут желание совершить правильный поступок, воспитать в детях творческое отношения к природе и стремление познать ее тайны.
Красота общения. Основа взаимоотношений детей — одна из характернейших и человеческих потребностей, которая с развитием человека изменяется кздс по форме, так и по содержанию. Общение дошкольников — общение непосредственное, искреннее, в основном дружелюбное, так как им, к счастью, не знакомы (к сожалению — пока) страсти взрослых людей. Педагогическая задача —• сохранить такие отношения и укрепить их. В процессе общения осуществляется не только взаимообмен чувствами и мыслями, идеями и переживаниями, но и их формирование. В общении, прямом или косвенном, непосредственном или опосредованном, личность присваивает духовные богатства, которые созданы другими, приобщается к ним и вместе с тем привносит в них что-то свое. Л.С. Выготский считал, что уже младенец с самого начала развивается как существо социальное, для которого окружающий мир выступает как основной источник его развития. Большую роль в формировании и развитии ребенка наряду с общественными институтами играет общение со взрослыми. Общение детей и взрослых играет особенно важную в дошкольный период становления ребенка. В этом возрасте взрослый играет, пожалуй, основную роль. По замечанию Л.С. Выготского, взрослый составляет для детей этого возраста «психологический центр любой ситуации». Активное освоение мира, вся сложность взаимоотношений ребенка с внешней средой осуществляются через взрослого, поэтому маленьких детей удовлетворяет всякое общение со взрослыми, они ценят любое внимание взрослого, охотно идут на контакт, охотно делятся своими впечатлениями, активно участвуют в любых совместных занятиях. Дети необычайно ценят внимание взрослых к своим интересам и увлечениям, успехам и неудачам.
Другая линия — общение с другими детьми. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы это общение было бесконфликтным, дружеским, ровным, спокойным, неагрессивным. И в то же время всячески поощрять и организовывать коллективное общение, так как друг для друга дети становятся в процессе совместного общения незаменимыми учителями. Ближе к школе ребенок понимает и ценит одобрение и расположение товарищей, дружеские отношения. Дети все больше прислушиваются к мнению сверстников, так как общение со сверстниками наиболее полно отвечает духовным потребностям ребенка. Однако свободное общение детей не должно быть свободным от уместного педагогического влияния (конфликтные ситуации, упрямство, несправедливость по отношению к другому и т.д.). Для этого воспитатель, педагог должен* обладать рядом профессиональных качеств:
• знать и учитывать психологические особенности детей;
умение стимулировать и развивать самостоятельную мысль ребенка, его волю, эмоции, интересы; (
умение проникать во внутренний мир ребенка (эмпатия), понимать его особенности, улавливать их изменения;
речевые способности, т. е. ясное, четкое выражение своих мыслей, чувств, живости, образности, интонационной выразительности;
эмоционально-волевое влияние на ребенка (создание ситуации эмоционального комфорта и психологической поддержки);
; • установление с ребенком наиболее целесообразных с педагогической точки зрения взаимоотношений, наличие педагогического такта;
педагогическое воображение, как умение предвидеть (или предвосхитить) последствия своих действий, воспитательного проектирования (целесообразность, уместность и результативность своих воздействий через те или иные приемы и методы деятельности), умение прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка;
умение распределять и регулировать детское внимание в процессе общения. Общение воспитателя, педагога, всего персонала детского сада должно приобретать и нести Истинную красоту. Если взрослый не показывает примера общения — как ребенок будет общаться?!
Труд облагораживает и одухотворяет жизнь человека. В понятие красоты труда входят понятия о красоте того, кто трудится, о красоте трудового процесса и о красоте продукта труда. Казалось бы, о каком труде можно говорить в детском саду? Однако в детском саду много трудовой деятельности — бытовой труд (труд по самообслуживанию), общественно-полезный труд (живой уголок, уборка в группе, на участке) и т.д. Конечный результат человеческих усилий — продукт нашего труда — непосредственно отражает всю глубину или поверхностность, всю простоту или сложность эстетических представлений человека, отражает его идеал красоты. Красивым может быть только осмысленный труд. Ребенок не может почувствовать красоту трудового процесса, цели которого он не знает (зачем собирать мусор на участке — посмотрите, какой чистый, красивый стал наш участок.-). Ребенок должен точно и четко понимать целесообразность, уместность, необходимость трудового действия. Существенной стороной Красоты труда оказывается гармонически совершенный продукт труда, в какой бы области деятельности он ни был создан. На это и надо делать главный упор, воспитывая ребенка в сознании того, что любое трудовое усилие и его результат несут на себе печать красоты (чистое умытое личико, чистые руки, аккуратная прическа, подстриженные ногти, убранная игровая комната, ухоженные цветы на подоконниках, чистые животные, чистота участка — ведь это красиво...).
Считается признанным происхождение танца из коллективных трудовых процессов, в частности* сельскохозяйственного труда. Красота физического труда — в целесообразности, ритмичности и экономии физических действий (с экономией и мерой движений тесно связано понятие традиции)
Наконец, очень тесно связано эстетическое наслаждение трудом с чувством коллективизации в общем деле. Это и источник эмоциональных впечатлений и наслаждений. Кроме того, труд воспитывает и тренирует волю ребенка (ох, как не хочется собирать бумажки на участке, но — есть такое слово — надо!). Сознание значимости общего дела, желание вложить свою долю в общий труд, чувство братства с другими людьми способствуют каждого включиться в единый трудовой процесс.
Есть ли у ваших детей в группе трудовые поручения? (ответственный за цветы, за живой уголок, санитар, и т.д.)? А как же без этого осознать эстетику труда?
Красота быта. Понятие «быт» достаточно широкое. К быту мы относим условия, в которых живем, вещи, которыми пользуемся и которые носим. Значит, в самом узком смысле красота бытия — это красота вещей, нас окружающих, красота их организации, красота отношения к вещам. Любая бытовая вещь производится с учетом ее полезности и красоты. Посмотрите, как тщательно занимались своим бытом наши предки — их повсюду окружала красота — от резных наличников на окнах и резном коньке на крыше до разрисованных ложек к обеденному столу... Сторонники старых традиций — некоторые ученые и художники — считали, что век машин погубил красоту, что прекрасны только рукотворные вещи, потому что они несут тепло руки мастера, потому что они не похожи друг на друга* потому что их просто мало. Отсюда возникло понятие об индивидуальности, нестандартности вещи как признаке ее красоты, о красоте вещей* сделанных руками человека и непосредственно воплотивших гармонию его выдумки, души и умения. Такое представление о красоте сближало содержание красоты вещи с красотой произведения искусства и активно противопоставляло вещь, вышедшую из рук художника или народного мастера, изделию машинного производства. Для промышленных изделий пришлось искать свои нормы красоты. Процесс развития представлений о красоте вещей бесконечен и поддается прогнозу только относительно. Более определенно можно говорить о красоте отношения к вещам. Некрасивое отношение к вещам — это увлечение вещами в ущерб всем другим интересам: делу, которым ты занят, людям, знаниям, искусству... Задача любого воспитателя активно и умело противостоять таким настроениям в их проявлении и, разумеется, подавать в этом пример. Увлечение вещами — показатель бездуховности личности оно неизбежно приводит или к скуке и пустоте, или к полному духовному банкротству человека, окружающего себя вещами, но упускающего самое главное — свою душу... Отношение к вещам, понимание их значения и красоты у детей воспитывается не правилами (а они могут быть?) и запретами (а что ими можно достигнуть?), а реальным значением предметов в доме, отношением к ним старших. Дом — не выставка, не музей и не витрина магазина. Он должен быть местом общения, работы и учебы, чистым, удобным и уют-
и равными возможностями для всех, старых.
Восприятие и усвоение художественного сознания Общества отдельной личностью происходит по самым различным каналам, под влиянием многих факторов (специфика района, размеры, культурные традиции и т.д.). Результатом преимущества в возможности общения с искусством, которым пока еще обладают городские дети, являются различия в качестве предпочтений, по уровню которых школьники села иногда отстают от своих сверстников в городе: они менее самостоятельны в своих вкусах, больше подчиняясь школьной программе в своем литературном вкусовом выборе, телевизионным и радиопередачам —- в музыкальном. Среди множества факторов социальной среды, которые так или иначе оказывают влияние на художественное сознание ребенка, выделяются большой социальной значимостью, долговременным и устойчивым воздействием семья, дошкольное учреждение, школа, культурно-просветительные учреждения, радио и телевидение. Сейчас в это мощно вмешивается компьютер и сеть Интернет.
Детский сад, школа, как правило, берут на себя функции художественно-эстетического образования и воспитания детей, приобщая к красоте познания; внешкольные учреждения призваны заниматься развитием художественно-творческих умений и способностей; средства массовой информации больше других социальных факторов содействуют распространению произведений искусства. Роль этих функций изменяется в зависимости от возраста ребенка.
Источником первоначальных художественных впечатлений ребенка служит его непосредственное общение с окружающим миром, в первую очередь с семьей. Конечно, не только семья составляет ту «макросреду» ребенка, которая оказывает влияние на его художественные и эстетические интересы. Большое значение имеет и детский сад. Однако семья выделяется по силе и постоянству влияния на их художественные интересы. Именно в кругу семьи зарождается и складываться то или иное отношение ребенка к искусству. В школу дети приходят, уже имея, как правило, определенный интерес к искусству и элементарные сведения о нем. Заметнее всего влияют на
развитие художественных интересов детей занятия самих родителей каким-либо видом искусства. В таких семьях детей с хорошим вкусом значительно больше, чем в остальных. Образование родителей также играет существенную роль. Большое значение имеет совместное посещение родителями и детьми кино, театров, выставок и т.д. Однако необходимо заметить, что в наше сложное время многие функции семьи утрачены, семья как социальный институт перестала, к сожалению, выполнять ту роль, которую призвана выполнять, детьми в современных семьях не занимаются так, как раньше. Следовательно основная- забота о полноценном воспитании детей переносится на детский сад. Это надо очень ясно понимать, чтобы исправлять сложившуюся ситуацию в воспитании детей. Да и возможности воздействия дошкольного учреждения на художественное и эстетическое образование и воспитание детей значительно шире, чем у семьи. Многообразнее сама структура детского сада, больше средств воздействия на ребенка, форм воспитательной работы, наличие профессионалов. ет свои требования, нормы, установки в деле художественно-эстетического воспитания. Во-вторых, организует, направляет использование художественной информации, идущей по другим каналам, сохраняя роль основного Источника знаний об искусстве, оказывая наиболее сильное воздействие на художественные и эстетические интересы детей именно в тот период, когда происходит процесс интенсивного их формирования.
Кроме того, к социальной среде средств массовой информации, которые, к сожалению, оказывают существенное влияние на формирование и развитие вкусов подрастающих поколений, так как качество современный средств массовой информации — радио, телевидения, видео- и компьютерной продукции оставляют желать лучшего...
Программы дошкольных образовательных учреждений
В системе образования Российской Федерации большое значение придается дошкольному образованию и воспитанию, которое дети получают в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей, являющихся их первыми педагогами. Именно в этот период необходимо заложить основы физического, нравственного, духовного и интеллектуального развития ребенка.
Дошкольные образовательные учреждения — это тип учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного воспитания:
ясли;
ясли — детский сад (от 2-х месяцев до 3-х лет);
• детский сад (от 3-х до 6-7 лет). Преемственность образования и воспитания реализуется в системах:
детский сад — начальная школа;
комплексах детский сад — школа —- колледж;
детский сад — школа — вуз.
Возможны и другие сочетания. Сегодня каждому дошкольному учреждению предоставлена возможность стать самостоятельным как в финансово-хозяйственной, так и в педагогической деятельности, предусматривающей свободную траекторию образовательно-воспитательной деятельности — выбор программы, концепции воспитательной работы, организация соответствующей педагогической среды и т.д.
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе об образовании для дошкольных учреждений, Наряду с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (М., Просвещение, 1985), разработан целый ряд отечественных программ нового поколения. Многие из них созданы серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами создавались также авторские программы. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольным образовательным учреждениям России, работавшим до 1989 года по единой программе, сегодня предоставлен широкий выбор разнообразных программ и новых педагогических технологий.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании* в целях регуляции качества дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования и сохранения единого образовательного пространства на территории РФ перед Управлением дошкольного воспитания Министерства образования была поставлена задача организовать разработку и экспертизу федеральных компонентов государственных требований (Государственных образовательных стандартов) к дошкольному образованию. Стандарт психолого-педагогических условий обучения и воспитания детей включает в себя государственные требования к:
• программам дошкольного образования;
• профессиональной компетентности педагога, основанной, в первую очередь, на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;
• организации предметной среды.
Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жестким требованиям, однообразию, шаблону. Напротив, оно открывает возможности для творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта — это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, обеспечивающих равный старт для всех детей. Каждая программа нового поколения должна быть ориентирована на стандарт дошкольного уровня образования. Комплексные и специализированные программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении. Программа должна быть направлена на развитие способностей ребенка, его любознательности, на формирование творчества детей и умений общаться со взрослыми и сверстниками. Все программы должны предусматривать формы организации детей в период пребывания в детском саду:
• занятия как специально организованную форму обучения;
• нерегламентированные виды деятельности детей;
• организацию свободного времени в течение дня. Любая программа должна сочетать в себе различные
виды деятельности детей с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей на реализацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспечение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья, г
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики стремятся работать по новым воспитательно-образовательным программам, но испытывают при этом определенные трудности. Во-первых, педагогу иногда сложно разобраться в многообразии существующих программ, во-вторых, не всегда можно приобрести нужную программу и методическое обеспечение к ней. Очень сложно также за короткий срок изучить ту или иную программу, да и в детских садах не всегда созданы условия для ее внедрения. Поэтому часто выбор программ происходит спонтанно, без учета специфики работы данного учреждения. В основном практические работники используют «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, дополняя работу новыми педагогическими технологиями и учитывая те недостатки, которые были выделены авторами «Концепции дошкольного воспитания».6
Какие же программы могут использовать в своей работе дошкольные учреждения? Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и рекомендованных Министерством образования РФ, из года в год дополняется. В 1999 г. вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России», где представлен перечень
Михайленко Д.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновление содержания дошкольного образования. Методические рекомендации. — М., 1991."'-" программ, рекомендованных Министерством образования РФ, одобренных Федеральным экспертным советом по общему образованию и не получивших гриф, но представляющих значительный интерес для дошкольной педагогической практики. Эти программы носят целостный комплексный характер или являются парциальными. Всего в перечне представлено около 30 программ. Кроме перечня программ, в каталоге представлены учебные и методические пособия, изданные за последние десять лет, демонстрационные и раздаточные материалы, аудио- и видеопродукция, дидактические игровые материалы и др. Цель каталога — отразить многообразие учебной литературы по дошкольному образованию, помочь ориентироваться в ней и использовать ее в соответствии с избранным направлением образования детей.
Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из множества вариативных Программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов.
Разработка программ для дошкольного воспитания имеет свою богатую историю, о которой скажем несколько слов,
В 1919 г. Наркомпрос РСФСР издает «Инструкцию по ведению очага и детского сада» — первый документ, в котором конкретизированы применительно к дошкольному воспитанию основные принципы «Положения о единой трудовой школе», заложены основы организации жизни и работы дошкольных учреждений, как одного из важнейших факторов воспитания детей, раскрепощения женщины и вовлечения ее во все сферы социалистического строительства.
На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел.
В 1928 г. был создан проект программы, который обсуждался учеными-специалистами в области педагогики и психологии, а также всеми педагогами-практиками.
В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреждений со школой и о планировании работы». После этого начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений».