Программы дошкольных образовательных учреждений 10 глава




 

2.2. Источники художественно-эстетического воспитания дошкольников

 

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения человека к действительности, и тем самым она непосредственно связана с основным качеством, характеризующим гармоническую личность. Сама суть эстетического – в творчестве и сотворчестве. Практическая человеческая деятельность неразрывно связана с эстетическим освоением действительности и неотделима от него. Эстетическое начало – неотъемлемая часть деятельности человека по преобразованию действительности. Процесс эстетического освоения, как и процесс познания, означает проникновение в суть явлений, раскрытие их внутренней сущности, он связан с познанием жизни, присущих ей явлений специфических качеств и свойств.

Задачей всякого воспитания является формирование у личности определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании художественной и эстетичес­кой потребности, как потребности в катарсисе в струк­туре которой можно выделить такие характеристики, как широта художественно-эстетической потребности, т.е. спо­собность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; качество ху­дожественно-эстетической потребности, которое выявля­ется в уровне художественного вкуса и идеала; активная творческая деятельность (объективации или субъекти­вации), которая касается не только искусства, но и всех форм деятельности человека.

Эти признаки можно считать критерием эстетичес­кой воспитанности личности И задача дошкольного воспи­тания — заложить основы будущей творческой личности.

Эстетическим вкусом называется относительно устой­чивое свойство личности, в котором закреплены через по­средство эстетической информации объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным крите­рием для эстетической оценки. Эти критерии человек усва­ивает, и они становятся его внутренними критериями — свойством его личности. Уровень вкуса зависит от того, в какой мере объективными являются эти критерии в отношении различных эстетических явлений действи­тельности и искусства. Художественно-эстетический вкус оформляется вместе со становлением личности, поэтому о каком-либо устойчивом художественно-эстетическом вку­се детей дошкольного возраста не может быть речи. Одна­ко это не означает, что эстетические вкусы не следует вос­питывать в младшем возрасте. Наоборот, мы уже не раз говорили о том, что эстетическая информация, полученная в детском возрасте служит основой будущего вкуса чело­века. При воспитании эстетического вкуса следует иметь в виду неравномерность развития вкуса в отношении раз­личных эстетических явлений, например, в отношении раз­личных видов искусства. Ясно, что нельзя быть одинако­во художественно образованным во всех видах искусства, это зависит от многих факторов, и, прежде всего, от на­правленности и интересов самого человека По данным уче­ных, неравномерность развития эстетического вкуса свой­ственна и всем школьным возрастам. Задача воспитате­лей и педагогов заключается в том, чтобы уменьшить эту неравномерность нисколько возможно* для этого нужно обратить самое серьезное внимание на комплексное худо­жественно-эстетическое образование и воспитание, на эс­тетическое воспитание средствами окружающей действи­тельности (мира). Эстетический вкус формируется посред­ством всей совокупности приемов эстетического воспитания. Наиболее прямым образом он зависит от способности человека эстетически относиться к наибольшему коли­честву явлений в жизни и в искусстве, от качества эсте­тической информации, которая на него воздействует, осо­бенно в раннем возрасте. Исключительное значение имеет деятельность по законам красоты, оттачивающая и внут­ренне закрепляющая эстетические критерии человека.

Эстетический идеал — это конкретно-историческое представление людей о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению. Эстетический идеал — необходимый элемент воспитания и мировоззрения, кото­рый побуждает человека к активно-творческому отноше­нию, направленному на различные стороны человеческой жизни, самого себя и развивает стремление вносить в жизнь вокруг себя и в свою собственную жизнь прекрасное, доб­рое, вечное, гармоничное. Главное в художественно-эсте­тическом идеале — представление о гармоническом раз­витии человеческой личности. Гармония — это главная характеристика Вселенной. Будучи обобщенным, художе­ственно-эстетический идеал существует только в конкретно-чувственном выражении в сознании человека. Ху­дожественно-эстетический идеал будет иметь значение толь­ко тогда, когда он из отвлеченного, внешне усвоенного

Глава Ы. Организация воспитания и развития

долженствования превратится во внутреннее убеждение личности, в ее свойство и тем самым в мотив деятельнос­ти человека, в потребность.

Качественное различие между вкусом и идеалом выра­жается в следующем: когда мы спрашиваем человека, нра­вится ли ему это или что из ряда объектов ему больше всего нравится, мы выясняем вкус данного человека; ког­да же мы спрашиваем, что бы ему понравилось больше всего, то мы говорим об эстетическом идеале человека, его представлениях о красоте, гармоничном, прекрасном.

При художественно-эстетическом восприятии действи­тельности или произведений искусства прежде задействуется эмоциональная сторона человека, и развитие эмоци­онально-чувственного мира ребенка — первейшая задача воспитателей: чем шире и богаче эмоциональный мир ре­бенка, тем больший круг явлений действительности он может «узнать и описать» с помощью своих чувств, сде­лав их своим достоянием...


 

Художественно-эстетическое воспитание в дошкольном учреждении — важнейшая сторона процесса воспитания растущего человека, «закладки фундамента» его мировоз­зрения, как отношения к миру, его мыследеятельности и чувстводеятельности, нацеленности его на привнесение красивого и доброго в свою жизнь. В этих целях воспита­тели, педагоги должны использовать все источники худо­жественно-эстетического воспитания детей.

Охарактеризуем некоторые из обозначенных источников.

Красота природы. Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку и взрослому присущи интуитивное стремление к близости с природой, выделение в ней пре­красного, поэтичного. Живая и неживая природа живет и развивается по своим сложным законам, которые от­крываются ребенку в процессе познания, труда и творче­ства: особенности красоты родной природы; красота при­родных пейзажей, восходов и закатов, звездного неба, раз­ных времен года, эстетическое в животном мире. Природа широко отражена в искусстве — краской, словом, мелоди­ей. Большие возможности для любования природой у вос­питателей детского сада. Сколько удивительного и пре­красного можно обнаружить, наблюдая, например, на про­гулках за ростом растений, которые «живут» на участке, жизнью животных*, погодой и т.д. Воспитывая умение ви­деть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы, воспитатели одновременно учат детей дорожить «миром естественной красоты и гармонии» (Ч. Айтма­тов). Если не пробуждена у человека способность видеть, чувствовать и переживать природу и ее неповторимую с каждым временем года, с каждым днем красоту, не вос­питано стремление сохранить ее и преумножить, то он мо­жет стать не защитником и другом природы, а ее разруши­телем, губителем. Тот экологический кризис, который пере­живает сейчас планета — дело рук человека... В.А. Сухомлинский приводил школьников в рощу, и они учились понимать природу, видеть, чувствовать и переживать ее красоту. Само слово «космос» у древних греков обознача­ло два родственных понятия: «мир» и «красота».

Л"^. Воспитатели детского сада должны обращать внима­нии при наблюдении за природой на три разновидности красоты природы и учитывать их в работе с детьми:

красота конструктивная (строение природного орга­низма, его размеры, пропорции — форма и строение крыла бабочки, листочка, строение дерева, куста и т.д.);

красота динамическая (движение, изменение, прису­щее природному явлению или живому организму — дви­жение облаков, движение листьев под напором сильного ветра или легкого ветерка...);

красота декоративная (форма, окраска природных объектов и существ — окраска бабочек, садящихся на куст, стрекоз, их строение, их движения, окраска рыбок в аквариуме и т.д). •

Все это доступно дошкольнику и он может подолгу Любоваться красотой окружающего мира. Надежный путь, ведущий к успеху, — наблюдения, упражнения, трениров­ка в эстетическом восприятии, освоении эстетического cb-держания окружающего мира. Важно воспитывать у ре­бенка чувство ценности природы, огромного ее значений в жизни человека, в сохранении всего живого на земле. Важно воспитывать у детей чувство ответственности каж­дого перед сохранностью природы. Человек — часть при­роды и он должен это понимать. Дети должны обязатель­но участвовать в сохранении окружающей среды, беречь и приумножать природу. Начните со своего участка и рас­ширяйте границы. Читайте детям замечательные произ­ведения наших советских писателей В. Бианки, Б. Жит­кова, М. Пришвина, К. Паустовского, Н. Плавилыцикова, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева, которые детям шире взгля­нуть на природу, помогут полюбить природу нашей стра­ны, открыть красоту живого, вызовут желание совершить правильный поступок, воспитать в детях творческое отно­шения к природе и стремление познать ее тайны.

Красота общения. Основа взаимоотношений детей — одна из характернейших и чело­веческих потребностей, которая с развитием человека из­меняется кздс по форме, так и по содержанию. Общение дошкольников — общение непосредственное, искреннее, в основном дружелюбное, так как им, к счастью, не знако­мы (к сожалению — пока) страсти взрослых людей. Пе­дагогическая задача —• сохранить такие отношения и ук­репить их. В процессе общения осуществляется не только взаимообмен чувствами и мыслями, идеями и пережива­ниями, но и их формирование. В общении, прямом или косвенном, непосредственном или опосредованном, личность присваивает духовные богатства, которые созданы други­ми, приобщается к ним и вместе с тем привносит в них что-то свое. Л.С. Выготский считал, что уже младенец с самого начала развивается как существо социальное, для которого окружающий мир выступает как основной ис­точник его развития. Большую роль в формировании и развитии ребенка наряду с общественными института­ми играет общение со взрослыми. Общение детей и взрос­лых играет особенно важную в дошкольный период ста­новления ребенка. В этом возрасте взрослый играет, по­жалуй, основную роль. По замечанию Л.С. Выготского, взрослый составляет для детей этого возраста «психо­логический центр любой ситуации». Активное освоение мира, вся сложность взаимоотношений ребенка с внешней средой осуществляются через взрослого, поэтому малень­ких детей удовлетворяет всякое общение со взрослыми, они ценят любое внимание взрослого, охотно идут на кон­такт, охотно делятся своими впечатлениями, активно уча­ствуют в любых совместных занятиях. Дети необычайно ценят внимание взрослых к своим интересам и увлечени­ям, успехам и неудачам.

Другая линия — общение с другими детьми. Воспита­тель должен заботиться о том, чтобы это общение было бесконфликтным, дружеским, ровным, спокойным, неагрес­сивным. И в то же время всячески поощрять и организо­вывать коллективное общение, так как друг для друга дети становятся в процессе совместного общения незаме­нимыми учителями. Ближе к школе ребенок понимает и ценит одобрение и расположение товарищей, дружеские отношения. Дети все больше прислушиваются к мнению сверстников, так как общение со сверстниками наиболее полно отвечает духовным потребностям ребенка. Однако свободное общение детей не должно быть свобод­ным от уместного педагогического влияния (конфликт­ные ситуации, упрямство, несправедливость по отношению к другому и т.д.). Для этого воспитатель, педагог должен* обладать рядом профессиональных качеств:

• знать и учитывать психологические особенности детей;

умение стимулировать и развивать самостоятельную мысль ребенка, его волю, эмоции, интересы; (

умение проникать во внутренний мир ребенка (эмпатия), понимать его особенности, улавливать их изменения;

речевые способности, т. е. ясное, четкое выражение своих мыслей, чувств, живости, образности, интонацион­ной выразительности;

эмоционально-волевое влияние на ребенка (созда­ние ситуации эмоционального комфорта и психологичес­кой поддержки);

; • установление с ребенком наиболее целесообразных с педагогической точки зрения взаимоотношений, наличие педагогического такта;

педагогическое воображение, как умение предвидеть (или предвосхитить) последствия своих действий, воспи­тательного проектирования (целесообразность, уместность и результативность своих воздействий через те или иные приемы и методы деятельности), умение прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка;

умение распределять и регулировать детское внимание в процессе общения. Общение воспитателя, педагога, всего персонала детс­кого сада должно приобретать и нести Истинную красоту. Если взрослый не показывает примера общения — как ребенок будет общаться?!

Труд облагораживает и одухотворяет жизнь человека. В понятие красоты труда входят понятия о красоте того, кто трудится, о красоте трудового процесса и о красоте продукта труда. Казалось бы, о каком труде можно говорить в детском саду? Однако в детском саду много трудовой деятельности — бытовой труд (труд по самообслуживанию), общественно-полезный труд (живой уголок, уборка в группе, на участке) и т.д. Конечный ре­зультат человеческих усилий — продукт нашего труда — непосредственно отражает всю глубину или поверхностность, всю простоту или сложность эстетических представ­лений человека, отражает его идеал красоты. Красивым может быть только осмысленный труд. Ребенок не может почувствовать красоту трудового процесса, цели которого он не знает (зачем собирать мусор на участке — посмот­рите, какой чистый, красивый стал наш участок.-). Ребе­нок должен точно и четко понимать целесообразность, уме­стность, необходимость трудового действия. Существен­ной стороной Красоты труда оказывается гармонически совершенный продукт труда, в какой бы области деятель­ности он ни был создан. На это и надо делать главный упор, воспитывая ребенка в сознании того, что любое тру­довое усилие и его результат несут на себе печать красоты (чистое умытое личико, чистые руки, аккуратная прическа, подстриженные ногти, убранная игровая комната, ухожен­ные цветы на подоконниках, чистые животные, чистота участка — ведь это красиво...).

Считается признанным происхождение танца из коллективных трудовых процессов, в частности* сельскохозяйственного труда. Красота физи­ческого труда — в целесообразности, ритмичности и эко­номии физических действий (с экономией и мерой движе­ний тесно связано понятие традиции)

Наконец, очень тесно связано эстетическое наслажде­ние трудом с чувством коллективизации в общем деле. Это и источник эмоциональных впечатлений и на­слаждений. Кроме того, труд воспитывает и тренирует волю ребенка (ох, как не хочется собирать бумажки на участке, но — есть такое слово — надо!). Сознание значимости общего дела, желание вложить свою долю в общий труд, чувство братства с другими людьми способствуют каждо­го включиться в единый трудовой процесс.

Есть ли у ваших детей в группе трудовые поручения? (ответственный за цветы, за живой уголок, санитар, и т.д.)? А как же без этого осознать эстетику труда?

Красота быта. Понятие «быт» достаточно широкое. К быту мы относим условия, в которых живем, вещи, ко­торыми пользуемся и которые носим. Значит, в самом узком смысле красота бытия — это красота вещей, нас окружающих, красота их организации, красота отноше­ния к вещам. Любая бытовая вещь производится с уче­том ее полезности и красоты. Посмотрите, как тщатель­но занимались своим бытом наши предки — их повсюду окружала красота — от резных наличников на окнах и резном коньке на крыше до разрисованных ложек к обе­денному столу... Сторонники старых традиций — неко­торые ученые и художники — считали, что век машин погубил красоту, что прекрасны только рукотворные вещи, потому что они несут тепло руки мастера, потому что они не похожи друг на друга* потому что их просто мало. Отсюда возникло понятие об индивидуальности, нестан­дартности вещи как признаке ее красоты, о красоте ве­щей* сделанных руками человека и непосредственно воп­лотивших гармонию его выдумки, души и умения. Такое представление о красоте сближало содержание красоты вещи с красотой произведения искусства и активно про­тивопоставляло вещь, вышедшую из рук художника или народного мастера, изделию машинного производства. Для промышленных изделий пришлось искать свои нормы красоты. Процесс развития представлений о красоте ве­щей бесконечен и поддается прогнозу только относитель­но. Более определенно можно говорить о красоте отно­шения к вещам. Некрасивое отношение к вещам — это увлечение вещами в ущерб всем другим интересам: делу, которым ты занят, людям, знаниям, искусству... Задача любого воспитателя активно и умело противостоять та­ким настроениям в их проявлении и, разумеется, пода­вать в этом пример. Увлечение вещами — показатель бездуховности личности оно неизбежно приводит или к скуке и пустоте, или к полному духовному банкротству человека, окружающего себя вещами, но упускающего самое главное — свою душу... Отношение к вещам, пони­мание их значения и красоты у детей воспитывается не правилами (а они могут быть?) и запретами (а что ими можно достигнуть?), а реальным значением предметов в доме, отношением к ним старших. Дом — не выставка, не музей и не витрина магазина. Он должен быть местом общения, работы и учебы, чистым, удобным и уют-

и равными возможностями для всех, старых.

Восприятие и усвоение художественного сознания Общества отдельной личностью происходит по самым раз­личным каналам, под влиянием многих факторов (специ­фика района, размеры, культурные традиции и т.д.). Ре­зультатом преимущества в возможности общения с ис­кусством, которым пока еще обладают городские дети, яв­ляются различия в качестве предпочтений, по уровню которых школьники села иногда отстают от своих свер­стников в городе: они менее самостоятельны в своих вку­сах, больше подчиняясь школьной программе в своем ли­тературном вкусовом выборе, телевизионным и радиопере­дачам —- в музыкальном. Среди множества факторов со­циальной среды, которые так или иначе оказывают влияние на художественное сознание ребенка, выделяются боль­шой социальной значимостью, долговременным и устой­чивым воздействием семья, дошкольное учреждение, школа, культурно-просветительные учреждения, радио и телеви­дение. Сейчас в это мощно вмешивается компьютер и сеть Интернет.

Детский сад, школа, как правило, берут на себя функ­ции художественно-эстетического образования и воспита­ния детей, приобщая к красоте познания; внешкольные учреждения призваны заниматься развитием художествен­но-творческих умений и способностей; средства массовой информации больше других социальных факторов содей­ствуют распространению произведений искусства. Роль этих функций изменяется в зависимости от возраста ребенка.

Источником первоначальных художественных впечат­лений ребенка служит его непосредственное общение с окружающим миром, в первую очередь с семьей. Конечно, не только семья составляет ту «макросреду» ребенка, ко­торая оказывает влияние на его художественные и эсте­тические интересы. Большое значение имеет и детский сад. Однако семья выделяется по силе и постоянству вли­яния на их художественные интересы. Именно в кругу семьи зарождается и складываться то или иное отноше­ние ребенка к искусству. В школу дети приходят, уже имея, как правило, определенный интерес к искусству и элементарные сведения о нем. Заметнее всего влияют на


развитие художественных интересов детей занятия самих родителей каким-либо видом искусства. В таких семьях детей с хорошим вкусом значительно больше, чем в ос­тальных. Образование родителей также играет существен­ную роль. Большое значение имеет совместное посеще­ние родителями и детьми кино, театров, выставок и т.д. Однако необходимо заметить, что в наше сложное время многие функции семьи утрачены, семья как социальный институт перестала, к сожалению, выполнять ту роль, ко­торую призвана выполнять, детьми в современных семь­ях не занимаются так, как раньше. Следовательно ос­новная- забота о полноценном воспитании детей пере­носится на детский сад. Это надо очень ясно понимать, чтобы исправлять сложившуюся ситуацию в воспитании детей. Да и возможности воздействия дошкольного уч­реждения на художественное и эстетическое образование и воспитание детей значительно шире, чем у семьи. Мно­гообразнее сама структура детского сада, больше средств воздействия на ребенка, форм воспитательной работы, наличие профессионалов. ет свои требования, нормы, установки в деле художествен­но-эстетического воспитания. Во-вторых, организует, направ­ляет использование художественной информации, идущей по другим каналам, сохраняя роль основного Источника знаний об искусстве, оказывая наиболее сильное воздей­ствие на художественные и эстетические интересы детей именно в тот период, когда происходит процесс интенсив­ного их формирования.

Кроме того, к социальной среде средств массовой информации, которые, к сожалению, ока­зывают существенное влияние на формирование и разви­тие вкусов подрастающих поколений, так как качество современный средств массовой информации — радио, те­левидения, видео- и компьютерной продукции оставляют желать лучшего...

 

Программы дошкольных образовательных учреждений

В системе образования Российской Федерации большое значение придается дошкольному образованию и воспита­нию, которое дети получают в сети дошкольных образова­тельных учреждений или под руководством родителей, яв­ляющихся их первыми педагогами. Именно в этот период необходимо заложить основы физического, нравственного, духовного и интеллектуального развития ребенка.

Дошкольные образовательные учреждения — это тип учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного воспитания:

ясли;

ясли — детский сад (от 2-х месяцев до 3-х лет);

• детский сад (от 3-х до 6-7 лет). Преемственность образования и воспитания реализу­ется в системах:

детский сад — начальная школа;

комплексах детский сад — школа —- колледж;

детский сад — школа — вуз.

Возможны и другие сочетания. Сегодня каждому дош­кольному учреждению предоставлена возможность стать са­мостоятельным как в финансово-хозяйственной, так и в пе­дагогической деятельности, предусматривающей свободную траекторию образовательно-воспитательной деятельности — выбор программы, концепции воспитательной работы, орга­низация соответствующей педагогической среды и т.д.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности об­разования, закрепленной в Законе об образовании для дош­кольных учреждений, Наряду с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Василье­вой (М., Просвещение, 1985), разработан целый ряд отече­ственных программ нового поколения. Многие из них созданы серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробирова­ли экспериментальные программы на практике. Коллек­тивами дошкольных учреждений в содружестве с квали­фицированными методистами создавались также авторс­кие программы. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детс­ком саду. В связи с этим дошкольным образовательным учреждениям России, работавшим до 1989 года по единой программе, сегодня предоставлен широкий выбор разнооб­разных программ и новых педагогических технологий.

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федера­ции «Об образовании* в целях регуляции качества дош­кольного образования как первой ступени системы непре­рывного образования и сохранения единого образователь­ного пространства на территории РФ перед Управлением дошкольного воспитания Министерства образования была поставлена задача организовать разработку и экспертизу федеральных компонентов государственных требований (Государственных образовательных стандартов) к дошколь­ному образованию. Стандарт психолого-педагогических условий обучения и воспитания детей включает в себя государственные требования к:

• программам дошкольного образования;

• профессиональной компетентности педагога, осно­ванной, в первую очередь, на личностно-ориентированном взаимодействии его с ребенком;

• организации предметной среды.

Введение стандарта образования не предполагает под­чинения воспитательно-образовательного процесса жестким требованиям, однообразию, шаблону. Напротив, оно откры­вает возможности для творческого использования различ­ных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта — это вы­полнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, обеспечивающих равный старт для всех детей. Каждая программа нового поколения должна быть ориентирована на стандарт дошкольного уровня об­разования. Комплексные и специализированные програм­мы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении. Программа должна быть направлена на развитие способностей ребен­ка, его любознательности, на формирование творчества де­тей и умений общаться со взрослыми и сверстниками. Все программы должны предусматривать формы организации детей в период пребывания в детском саду:

• занятия как специально организованную форму обу­чения;

• нерегламентированные виды деятельности детей;

• организацию свободного времени в течение дня. Любая программа должна сочетать в себе различные

виды деятельности детей с учетом возрастных возможнос­тей воспитанников и ориентировать воспитателей на реа­лизацию индивидуального подхода к ребенку, на обеспе­чение оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья, г

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педа­гоги-практики стремятся работать по новым воспитательно-образовательным программам, но испытывают при этом определенные трудности. Во-первых, педагогу иногда слож­но разобраться в многообразии существующих программ, во-вторых, не всегда можно приобрести нужную програм­му и методическое обеспечение к ней. Очень сложно так­же за короткий срок изучить ту или иную программу, да и в детских садах не всегда созданы условия для ее внедре­ния. Поэтому часто выбор программ происходит спонтан­но, без учета специфики работы данного учреждения. В ос­новном практические работники используют «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, дополняя работу новыми педагогичес­кими технологиями и учитывая те недостатки, которые были выделены авторами «Концепции дошкольного вос­питания».6

Какие же программы могут использовать в своей ра­боте дошкольные учреждения? Перечень программ, про­шедших экспертизу федерального уровня и рекомендован­ных Министерством образования РФ, из года в год допол­няется. В 1999 г. вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России», где представлен перечень

Михайленко Д.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновление содержания дошкольного образования. Методические рекомендации. — М., 1991."'-" программ, рекомендованных Министерством образования РФ, одобренных Федеральным экспертным советом по об­щему образованию и не получивших гриф, но представля­ющих значительный интерес для дошкольной педагоги­ческой практики. Эти программы носят целостный комп­лексный характер или являются парциальными. Всего в перечне представлено около 30 программ. Кроме переч­ня программ, в каталоге представлены учебные и методи­ческие пособия, изданные за последние десять лет, демон­страционные и раздаточные материалы, аудио- и видео­продукция, дидактические игровые материалы и др. Цель каталога — отразить многообразие учебной литературы по дошкольному образованию, помочь ориентироваться в ней и использовать ее в соответствии с избранным на­правлением образования детей.

Дошкольное образовательное учреждение самостоя­тельно в выборе программы из множества вариативных Программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями Государственных образо­вательных стандартов.

Разработка программ для дошкольного воспитания имеет свою богатую историю, о которой скажем несколько слов,

В 1919 г. Наркомпрос РСФСР издает «Инструкцию по ведению очага и детского сада» — первый документ, в котором конкретизированы применительно к дошколь­ному воспитанию основные принципы «Положения о еди­ной трудовой школе», заложены основы организации жиз­ни и работы дошкольных учреждений, как одного из важ­нейших факторов воспитания детей, раскрепощения жен­щины и вовлечения ее во все сферы социалистического строительства.

На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошколь­ному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел.

В 1928 г. был создан проект программы, который об­суждался учеными-специалистами в области педагогики и психологии, а также всеми педагогами-практиками.

В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреждений со школой и о плани­ровании работы». После этого начинается работа над со­зданием «Программы для дошкольных учреждений».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: