Описание практики ГБПОУ РО «Новошахтинский технологический техникум»
1. Наименование практики. Студенты НТТ и предприятия города.
2. Аннотация: Практика представляет опыт работы ГБПОУ РО «Новошахтинского технологического техникума» по организации наставничества при прохождении студентами практики на предприятиях малого бизнеса индустрии красоты. В описании практики приведены требования, предъявляемые к наставникам и критерии их отбора, перечень выполняемых ими функций, основные методы обучения (инструктирование, демонстрация действий и поведения).
Практика может быть интересна работодателям, заинтересованным в адресной подготовке специалистов с учетом интересов, потребностей, корпоративной культуры организации.
3. Место реализации практики:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области "Новошахтинский технологический техникум.
Электронная почта: liciy59@yandex.ru
Официальный сайт https:// licey59.edusite.ru
Производственная практика с применением наставничества реализуется в салонах красоты и парикмахерских города Новошахтинска.
Актуальность
Большинство предприятий индустрии красоты испытывают проблемы не только с наличием высококвалифицированных, быстро адаптирующихся к меняющимся условиям кадров, но и с подготовкой таких кадров на рабочем месте с участием наставников, поскольку не располагают условиями для подготовки наставников или не имеют такого опыта.
С целью решения этих проблем в г. Новошахтинске Ростовской области с 2017 года реализуется сетевой проект «Студенты НТТ и предприятия города», участниками которого являются ГБПОУ РО НТТ и парикмахерские города.
|
Цель и задачи
Цель: подготовка наставников из числа сотрудников парикмахерских города для совместной деятельности по реализации практико-ориентированного профессионального образования (на примере подготовки кадров по профессии «Парикмахер»).
Задачи:
· отбор наставников по результатам диагностики личностных качеств и профессиональных компетенций сотрудников;
· разработка и реализация образовательных программ для подготовки и повышения квалификации наставников;
· разработка и внедрение системы мониторинга и регулярной оценки профессиональной деятельности наставников.
6. Средства и способы реализации практики
Нормативной базой проекта «Студенты НТТ и предприятия города» является договор о совместной деятельности по организации производственной практики студентов Новошахтинского технологического техникума с малыми предприятиями сферы обслуживания города Новошахтинска Ростовской области. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителя организации, руководителей структурных подразделений организации, наставников и студентов-практикантов.
Требования к наставникам, их отбор, подбор, обучение, стимулирование оценка эффективности деятельности наставника и системы наставничества
Внедрению проекта предшествовали встречи, обсуждения, анкетирование работодателей сферы услуг, которые преимущественно являются выпускниками Новошахтинского технологического техникума.
По результатам анкетирования были определены практические работники, имеющие склонность к наставничеству. Опираясь на опыт прошлых лет, на базе техникума была организована «Школа молодого наставника». Это стажировочная площадка, на которой участники изучали основы педагогики, психологии и профессионального общения, приобретали практические навыки, в частности в ходе деловой игры «От стажера к наставнику».
|
Элементы методического обеспечения: Памятка наставнику (Приложение 1).
Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный работник предприятия, который должен:
— Обладать высокими профессиональными качествами, иметь стабильные показатели в работе, располагать способностью и готовностью делиться своим опытом, поддерживающий стандарты и правила обслуживания населения в сфере парикмахерских услуг; знать особенности и специфику работы практиканта, обладать коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
— Возраст не моложе 30 лет;
— Стаж работы на предприятии не менее 3-х лет;
— Служебный статус — парикмахер не ниже 5 разряда.
За одним наставником может быть закреплено одновременно не более 3 практикантов. Наставничество, если этого требуют производственные условия, может осуществляться также в отношении группы стажеров.
Наставничество устанавливается продолжительностью на весь период практики. Замена наставника производится в случаях:
· расторжения трудового договора с наставником;
· психологической несовместимости наставника и обучающегося (практиканта).
Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период для студентов техникума, мотивируют и корректируют их работу на предприятии.
|
Руководитель предприятия координирует деятельность наставников в течение всего срока наставничества.
По завершению производственной практики, наставник заполняет отчет о работе практиканта. Отчет предоставляется руководителю образовательной организации, в котором обучается практикант.
Руководитель образовательного учреждения содействует эффективному осуществлению наставничества, участию наставников в мероприятиях по обмену опытом. Деятельность наставников и результаты обучения и наставничества стажеров, оценивает руководитель структурного подразделения, который рассматривает представленную наставником характеристику стажера, заслушивает его сообщение о работе стажера в период наставничества, а также отчет стажера о выполнении индивидуальной программы проделанной работы.
Функционал наставника
Наставник — опытный специалист, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области парикмахерского искусства.
В функции наставника входит:
1) Оказание помощи практиканту в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
2) Обучение стажера в минимальные сроки профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда;
3) Содействие достижению стажером высокого качества производимых работ;
4) Вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры и установление длительных трудовых отношений с руководством салонов красоты и парикмахерских;
5) Воспитание у стажера личной ответственности за оказываемые парикмахерские услуги.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение практикантом задач производственной практики.
Наставник несет персональную ответственность за качество подготовки студентов в период производственной практики в парикмахерской; обеспечивает безопасность на рабочем месте; планирует производственную практику; руководит работой студента и оценивает его практические навыки;
Наиболее эффективными методами работы наставников с учетом специфики отрасли являются методы «демонстрация», инструктирование, поведенческое моделировани е.
Умение предоставлять своевременную обратную связь — один из важнейших навыков наставника. Составляющими этого процесса являются анализ эффективности действий обучающихся и обсуждение возможных способов ее повышения в будущем. Для того чтобы избежать прямой критики практикантов, было предложено использовать таблицу визуализации результативности их деятельности.
Данная таблица позволяет наставнику проконтролировать практиканта по следующим позициям:
1. систематичность работы студента в период практики;
2. степень включенности студента в деятельность салона, ответственность, активность, инициативность при выполнении заданий;
3. адекватное применение на практике имеющихся теоретических знаний;
4. самостоятельность в выполнении основных видов практической деятельности, предусмотренных программой практики;
5. качество и профессионализм выполнения заданий;
6. содержание и качество оформляемой отчетной документации
7. своевременность представляемой отчетной документации.
Полученные результаты практики значимы как для предприятий, которые вовлечены в систему наставничества, так и для техникума, так как взаимодействие с наставниками позволяет учесть реальные требования рынка труда при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Для оценки эмоциональной удовлетворенности стажеров системой обучения нами был использован метод Дональда Киркпатрик, который позволяет оценить не только количественные изменения, но и качественные. Контроль качества работы наставника осуществляется путем анкетирования практикантов (стажеров) и руководителей предприятий, где работает наставник (Приложения 2, 3)
Критерии результативности:
· Увеличено количество наставников на предприятии, обладающих профессиональными компетенциями.
· Разработаны программы обучения наставников навыкам и технологиям наставничества, повышения квалификации наставников.
· Разработана система мониторинга и оценки профессиональной деятельности наставников и стажеров.
· Рост удовлетворенности стажеров местом работы.
Данные о результативности
За период реализации проекта с 2017 г. на предприятиях города Новошахтинска Ростовской области зафиксировано повышение качества подготовки кадров в процессе профессионального образования и профессионального обучения, подтвержденное следующими результатами: