Преподаватель Маралова Т.П.




Планы практических занятий

По методике преподавания психологии

Курс, психология, бакалавры (заочное) 2015-16 уч.год.

Преподаватель Маралова Т.П.

 

Занятие №1

Тема: Характеристика психологии как учебного предмета в школе.

План

1. Специфика учебного предмета по психологии.

2. Цели и принципы преподавания психологии в школе.

3. Учебно-методическое обеспечение преподавания психологии в школе.

Литература

Основная.

1.Вачков И.В. Методика преподавания психологии. М., 2008.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Питер, 2005.

3. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000.

Дополнительная.

1. Аржакаева Т.А., ВачковИ.В.. Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) Под ред. Вачкова И.В.М., 2003.

2. Аржакаева Т.А., ВачковИ.В.. Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) Под ред. Вачкова И.В.М., 2004.

3. Аржакаева Т.А., ВачковИ.В.. Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения) Под ред. Вачкова И.В.М., 2005

4. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Прихожан А.М. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. М., 2003

5. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе. М., 2005

6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: В 2 частях. Часть 2. М., 2006

7. Микляева А.В. Я- подросток. Программа уроков психологии., СПб, 2006

8. Никольская И.М., Бардиер Г.А. Уроки психологии в начальной школе. СПб, 2004

9. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам. М.,2007

10. Казанский О.А. Игры в самих себя. М.. 1995

11. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. М., 1993

12. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. ПрактикумМ., 1997

13. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. М., 1997

14. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Состав. Григорьева Т. Г., Усольцева Т.П.М., 1997

 

Практическое задание.

 

1. Прочитать статью И.В.Дубровиной: «О преподавании психологии в школе», ж. «Вопросы психологии», 2005,№6 и составить эссе на тему «Нужно ли преподавать психологию в школе?»

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое учебный предмет(дисциплина)? В чем отличие учебной дисциплины от научной?

2. Какие требования необходимо учитывать при разработке учебной программы?

3. В чем специфика психологии как учебной дисциплины?

4. Приведите примеры учебных программ по психологии для школьников за рубежом и в России.

5. Каковы цели преподавания психологии?

6. Чем определяется характер целей?

7. Приведите пример специальной конкретной цели преподавания психологии?

8. Каковы методологические принципы преподавания психологии?

9. В чем суть общих и специфических принципов преподавания психологии? Приведите примеры.

10. Какие требования необходимо учитывать при отборе содержания дисциплины по психологии?

11. Какие принципы могут быть основанием при конструирования содержания дисциплины?

12. Что может быть источником знаний при отборе содержания?

13. Какими документами регламентируется преподавание психологии в школе?

14. Что включает учебно-методическое обеспечение преподавания психологии?

 

Занятие №2

Тема: Организационные формы и виды занятий по психологии в школе.

План

1. Общая характеристика форм и видов занятий по психологии в школе. Требования к их организации.

2.Урок как форма преподавания психологии. Виды уроков по психологии, требования к их подготовке и проведению.

3. Специфика занимательных и развлекательных занятий по психологии.

4. Просветительские занятия по психологии для родителей и педагогов. Требования к их организации и проведению.

 

Литература

Основная.

1.Вачков И.В. Методика преподавания психологии. М., 2008.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Питер, 2005.

3. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000. С.113-134.

4. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций. М., 2004.

Дополнительная.

1. Аржакаева Т.А., ВачковИ.В.. Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) Под ред. Вачкова И.В.М., 2003.

2. Аржакаева Т.А., ВачковИ.В.. Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) Под ред. Вачкова И.В.М., 2004.

3. Аржакаева Т.А., ВачковИ.В.. Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения) Под ред. Вачкова И.В.М., 2005

4. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Прихожан А.М. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. М., 2003

5. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе. М., 2005

6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: В 2 частях. Часть 2. М., 2006

7. Микляева А.В. Я- подросток. Программа уроков психологии., СПб, 2006

8. Никольская И.М., Бардиер Г.А. Уроки психологии в начальной школе. СПб, 2004

9. Методы и приемы активного обучения психологи в вузе и школе. Великий Новгород, 2003.

10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе(5-6 кл.). М., 2006.

11. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. М.,1993.

12. Самоукина Н.В. Практическая психология в школе. М., 1997.

13. Платонов К.К. Занимательная психология.

14. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. Битяновой М.Р. СПб, 2003.

15. Популярная психология. Хрестоматия.М., 1990.

16. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1980.

 

Практическое задание.

1. Подготовить конспект урока по психологии, используя известные программы(см. список литературы). Требования к конспекту смотри ниже.

Методические указания к разработке конспекта урока.

Конспект должен содержать следующие разделы:

1. Тема урока и название программы.

2. Описание целей и задач урока(см. ниже таксономию целей Блюма)

3. Краткая характеристика деятельности учителя и учащихся на основных этапах урока(вводная часть, основная и заключительная) с указанием времени, отводимого на каждый этап.

4. Перечень используемых средств обучения(слайды, муляжи, картины, рисунки, таблицы и т.д.) с описанием по их использованию.

 

 

Примерный вариант конспекта

 

И.В. Вачков, Т.А. Арджакаева, А.Х. Попова

Психологическая азбука. Второй класс

Раздел 2. «Я и мои желания»

Занятие 1. «Я хочу...»

Задачи: ввести понятие «желание»; помочь детям осознать и проанализировать свои желания.

Материалы: рабочие тетради, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

1. Разминка. Упражнение «Раскрасьте фразу». На доске записано предложение «Здравствуйте, мы рады вас видеть». Психолог предлагает детям «раскрасить» эту фразу разными эмоциональными цветами. Для этого произносить ее надо так, как будто:

– оправдываетесь перед гостями;

– удивлены, так как не ждали гостей;

– обиделись на бабушку;

– рассердились на младшего брата;

– просите прощения у мамы;

– искренне радуетесь приходу хороших людей;

– испугались того, кто пришел.

В заключение упражнения психолог произносит фразу радостным голосом и просит детей: «Угадайте чувство, с которым я произношу эту фразу».

2. Работа по теме. Упражнение «Мои желания». Психолог просит детей написать 5–7 желаний, которые есть у них в данный момент. По окончании работы эти желания нумеруются в порядке важности, а затем отме-202

 

чаются буквой «Я» те, исполнение которых зависит от самого ребенка; буквой «Д» – зависит от других людей; «Н» – ни от кого не зависит или ребенок не знает. При этом ведущему не стоит заводить спор или нравоучительные беседы с ребенком, у которого обнаружатся надо всеми желаниями буквы «Д». Однако обратить внимание на таких детей следует.

Упражнение «Мое главное желание». Дети выполняют в рабочих тетрадях рисунки на указанную тему.

Упражнение «Объясняю, что мне надо» («Испорченный экран»). Учащиеся встают в колонны по 5–6 человек. Последний задумывает предмет, которым хотел бы обладать, он дотрагивается до плеча своего соседа и жестами сообщает ему об этой вещи. Сосед передает полученную информацию по цепочке. Игрок, стоящий первым, получив сообщение, бежит в конец колонны и говорит последнему о том, что он задумал. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием и чей правофланговый правильно словесно объяснил суть переданной жестами информации.

Занятие 2. Сказка о борьбе мотивов

Задачи: познакомить детей с психологическими механизмами действия потребностей и мотивов; развивать в детях понимание ответственности за достижение поставленной перед собой цели.

Материалы: рабочая тетрадь, цветные карандаши, фломастеры, мячик.

Ход занятия

1. Разминка. Психолог начинает разминку с помощью мяча: он начинает предложение «Я хочу...», дети должны его продолжить.

Затем психолог обращается к детям: «Почему одни желания исполняются, а другие – нет? Сегодня, возможно, мы ответим на этот вопрос».

2. Введение в тему занятия. Упражнение «Исполнение желаний» (упражнение релаксационного характера). Дети занимают удобное положение, закрывают глаза. Под слова психолога концентрируются на большом, среднем и малом кругах внимания. Психолог помогает детям сосредоточиться на своем теле, расслабить напряженные мышцы. После этого он говорит: «Вспомните те желания, о которых вы писали на прошлом занятии. Выберите то исполнение, которое для вас очень важно. Подумайте, от кого зависит исполнение этого желания. А что для этого должны сделать вы сами? Представьте, что наступил момент – и желание исполнилось... Какие чувства у вас появились?». Через 1–2 минуты дети открывают глаза. Психолог организует обсуждение мыслей и переживаний детей по вопросам: «Как вы увидели исполнение ваших желаний?», «Что вы сами можете сделать, чтобы приблизить исполнение ваших желаний?»

3. Работа по теме. Психолог говорит детям: «Чтобы исполнились ваши желания, должны появиться сначала потребности, а потом мотивы, которые запустят механизм действия. Что же такое потребности? Давайте раз-203

 

беремся. Представьте, что вам холодно. Представили? У вас возникает потребность в тепле. А эта потребность рождает мотив разыскать одежду.

(На доске появляется схема: П М)

Без мотива человек бездействует. Мотивы – это то, что нас заставляет действовать, так или иначе поступать. У одной потребности мотивов может быть несколько. У вас возникла потребность пойти домой. Назовите возможные мотивы».

Дети отвечают: «Дома ждет игрушка», «Соскучился по питомцу», «Просто есть хочется» и др. По мере ответов детей психолог записывает на доске схему:

Психолог продолжает: «Иногда между мотивами разворачивается настоящая борьба, как, например, в сказке». Психолог читает вслух «Сказку о борьбе Мотивов» (Вачков, И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке / И.В. Вачков. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – С. 139–143), после чего проводится беседа по содержанию сказки. Затем дети рисуют в рабочих тетрадях иллюстрации к прочитанной сказке.

Упражнение «Почему я этого хочу?». Психолог спрашивает детей: « А какие мотивы могут запустить механизм действия исполнения ваших желаний, о которых вы писали? Проведите исследование своих потребностей, отмечая мотивы». Совместно с учителем дети приходят к выводу, что желания отвечают на вопрос «Что я хочу?», а мотивы – на вопрос «Почему я этого хочу?».

4. Подведение итогов. Проходит по вопросам: Что нового узнали ученики на уроке? Какое из заданий особенно понравилось? Что было труднее всего выполнить? Почему?

5. Домашнее задание. Психолог просит детей придумать свою сказку о борьбе мотивов и записать ее в рабочих тетрадях или зарисовать в виде комиксов.

.

 

 

Контрольные вопросы.

1. Какие существуют формы и виды занятий по психологии?

2. Чем определяется выбор форм и видов занятий?

3. Какие требования предъявляются к формам коммуникации на занятиях по психологии?

4. Каким требованиям должна отвечать пространственно-предметная среда на занятиях по психологии?

5. Назовите виды учебных занятий по психологии.

6. В чем специфика урока как формы занятий по психологии?

7. Назовите возможные виды уроков по психологии?

8. Что включает в себя подготовка уроков по психологии?

9. Как может формулироваться цель уроков по психологии?

10. Что включает формулировка целей согласно таксономии Блюма?

11. Каковы возможные трудности при проведении уроков по психологии с детьми разного возраста?

12. Какова цель внеучебных занятий по психологии?

13. В чем специфика требований к их проведению?

14. Каковы возможные трудности при их проведении?

15. Цель, виды и формы просветительских занятий по психологии для родителей.

16. В чем специфика просветительских занятий для педагогов?

 

 

Занятие №4

Тема: Методы преподавания психологии.

План.

1. Общая характеристика методов преподавания психологии.

2. Традиционные методы преподавания психологии(беседа, рассказ, упражнение и т.д.).

3. Характеристика интерактивных методов преподавания психологии.

4. Специальные методические приемы в преподавании психологии.

Литература

Основная.

1.Вачков И.В. Методика преподавания психологии. М., 2008.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Питер, 2005.

3. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000. С.113-134.

4. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций. М., 2004.

Дополнительная.

1.. Методы и приемы активного обучения психологи в вузе и школе. Автор- составитель Ключникова Г.А.. Великий Новгород, 2003.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.М.. 1996.

3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999

4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Издательский центр «Наука», 2009.

5. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии. М., 2009

6. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учебное пособие для учителя. М., 1998.

7. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта. Педагогика., 2000 №7

Контрольные вопросы.

1. Что такое метод обучения?

2. Какие методы обучения выделяет современная дидактика?

3. Чем определяется выбор методов обучения?

4. В чем специфика методов обучения психологии?

5. Назовите традиционные методы обучения психологии?

6. Что такое активные и интерактивные методы обучения психологии?

7. Приведите примеры использования интерактивных методов в обучении психологии?

8. В чем особенности игровых методов обучения психологии?

9. Приведите примеры специальных методических приемов обучения психологии?

10. В чем суть сказкотерапевтического метода в преподавании психологии?

Занятие №4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: