Родители! Будьте внимательны к развитию ребёнка в раннем возрасте! Вмешательство специалистов на ранней стадии может ограничить развитие нарушения, быстрее решить проблемы и исключить или уменьшить нежелательные последствия нарушений речи.
Симптомы, указывающие на необходимость консультации логопеда:
Ø если малыш не может или почти не может сосать или глотать;
Ø если были трудности при переводе ребёнка с жидкой пищи на твёрдую;
Ø если не ясно, может ли ребёнок пить;
Ø если затруднено жевание;
Ø если ребёнок постоянно пускает слюни, то есть, если почти нет или недостаточно развито непроизвольное глотание;
Ø если есть расщелина нёба или другие органические нарушения в полости рта;
Ø если у ребёнка психомоторная задержка;
Ø если ребёнок постоянно держит рот открытым;
Ø если разные поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости влияют на развитие челюстей, зубов, губ, языка и нёба;
Ø если возникают проблемы артикуляции вследствие нарушений движений языка и губ;
Ø если стоматолог отмечает аномалии зубов и челюстей как следствие патологических привычек.
В логопедической практике выделяют три группы нарушений:
· Нарушение питания и глотания.
· Поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости.
· Нарушение контроля слюноотделения.
Нарушения питания и глотания
Некоторые трудности при питании и питье замечаются сразу же после рождения или в раннем возрасте, когда ребёнок не может правильно сосать или глотать из-за врождённых нарушений (например: из-за расщелин нёба). Иногда у недоношенных детей не хватает активности и силы для сосания. У детей с мозговой дисфункцией могут быть недостаточно развиты рефлексы, связанные с питанием. В некоторых случаях этих детей переводят зондовое питание. Дети с врождённой расщелиной нёба во многих больницах обеспечиваются обтураторами, что решает проблемы сосания и глотания.
Проблемы питания и питья могут выявляться и на более поздних стадиях развития:
Ø может быть затруднено кормление ребёнка с ложки, потому что малыш постоянно её кусает;
Ø ребёнок часто срыгивает;
Ø если его язык постоянно выталкивает пищу изо рта вместо того, чтобы продвигать её между зубами;
Ø если ребёнок часто захлёбывается, когда пьёт; жидкость выливается изо рта.
Поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости
К числу таких отклонений относятся: сосание пальца, затрудненное глотание и дыхание ртом. У некоторых детей присутствуют все эти нарушения, влияющие друг на друга. Эти расстройства могут существовать сами по себе и могут отрицательно сказываться на развитии челюстей и посадке зубов. Мы можем наблюдать неправильное положение языка в покое (когда язык соприкасается со слизистой нижней губы вместо того, чтобы касаться твёрдого нёба), при глотании (язык проталкивается между дёснами), а также во время речи (межзубные артикуляции, шепелявость). При ротовом дыхании ребёнок преимущественно дышит через рот, а не через нос. Это может приводить к простудам, средним отитам.
Нарушения контроля слюноотделения
Наблюдается, когда ребёнок не чувствует заполнения рта слюной и когда у ребёнка имеются нарушения глотательных движений.
Логопедическая помощь
Логопедическая помощь по отношению к очень маленьким детям является косвенной, то есть, направлена не непосредственно на ребёнка, а на людей, окружающих его. Это означает, что люди, заботящиеся о ребёнке, получают советы по питанию, питью, активизации рта и движений языка, рекомендации по подбору нужной конфигурации чашки и ложки, консистенции пищи, помощь в подборе правильной позы при кормлении, поскольку поза определяет двигательные возможности органов ротовой полости и горла. Когда для малыша найдена подходящая поза, кормление, сосание и глотание быстро улучшаются. Чаще всего требуется слегка выдвинуть плечи и руки вперёд и чуть-чуть наклонить голову.
Если есть серьёзные мозговые расстройства, логопедическое вмешательство носит прямой характер – в виде упражнений: по нормализации дыхания; по нормализации навыков, необходимых ребёнку в процессе кормления; по нормализации нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки; по развитию движений органов артикуляции; по сенсорному развитию; по развитию эмоционально положительных ответных реакций; по формированию предпосылок к ситуативно - деловому общению ребёнка с взрослым; по развитию действий с предметами; по развитию общих движений; по развитию предпосылок понимания речи; по развитию предпосылок активной речи. Все эти упражнения проводит логопед.