Возможные проблемы нарушения речи




Родители! Будьте внимательны к развитию ребёнка в раннем возрасте! Вмешательство специалистов на ранней стадии может ограничить развитие нарушения, быстрее решить проблемы и исключить или уменьшить нежелательные последствия нарушений речи.

Симптомы, указывающие на необходимость консультации логопеда:

Ø если малыш не может или почти не может сосать или глотать;

Ø если были трудности при переводе ребёнка с жидкой пищи на твёрдую;

Ø если не ясно, может ли ребёнок пить;

Ø если затруднено жевание;

Ø если ребёнок постоянно пускает слюни, то есть, если почти нет или недостаточно развито непроизвольное глотание;

Ø если есть расщелина нёба или другие органические нарушения в полости рта;

Ø если у ребёнка психомоторная задержка;

Ø если ребёнок постоянно держит рот открытым;

Ø если разные поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости влияют на развитие челюстей, зубов, губ, языка и нёба;

Ø если возникают проблемы артикуляции вследствие нарушений движений языка и губ;

Ø если стоматолог отмечает аномалии зубов и челюстей как следствие патологических привычек.

В логопедической практике выделяют три группы нарушений:

· Нарушение питания и глотания.

· Поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости.

· Нарушение контроля слюноотделения.

Нарушения питания и глотания

Некоторые трудности при питании и питье замечаются сразу же после рождения или в раннем возрасте, когда ребёнок не может правильно сосать или глотать из-за врождённых нарушений (например: из-за расщелин нёба). Иногда у недоношенных детей не хватает активности и силы для сосания. У детей с мозговой дисфункцией могут быть недостаточно развиты рефлексы, связанные с питанием. В некоторых случаях этих детей переводят зондовое питание. Дети с врождённой расщелиной нёба во многих больницах обеспечиваются обтураторами, что решает проблемы сосания и глотания.

Проблемы питания и питья могут выявляться и на более поздних стадиях развития:

Ø может быть затруднено кормление ребёнка с ложки, потому что малыш постоянно её кусает;

Ø ребёнок часто срыгивает;

Ø если его язык постоянно выталкивает пищу изо рта вместо того, чтобы продвигать её между зубами;

Ø если ребёнок часто захлёбывается, когда пьёт; жидкость выливается изо рта.

Поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости

К числу таких отклонений относятся: сосание пальца, затрудненное глотание и дыхание ртом. У некоторых детей присутствуют все эти нарушения, влияющие друг на друга. Эти расстройства могут существовать сами по себе и могут отрицательно сказываться на развитии челюстей и посадке зубов. Мы можем наблюдать неправильное положение языка в покое (когда язык соприкасается со слизистой нижней губы вместо того, чтобы касаться твёрдого нёба), при глотании (язык проталкивается между дёснами), а также во время речи (межзубные артикуляции, шепелявость). При ротовом дыхании ребёнок преимущественно дышит через рот, а не через нос. Это может приводить к простудам, средним отитам.

Нарушения контроля слюноотделения

Наблюдается, когда ребёнок не чувствует заполнения рта слюной и когда у ребёнка имеются нарушения глотательных движений.

Логопедическая помощь

Логопедическая помощь по отношению к очень маленьким детям является косвенной, то есть, направлена не непосредственно на ребёнка, а на людей, окружающих его. Это означает, что люди, заботящиеся о ребёнке, получают советы по питанию, питью, активизации рта и движений языка, рекомендации по подбору нужной конфигурации чашки и ложки, консистенции пищи, помощь в подборе правильной позы при кормлении, поскольку поза определяет двигательные возможности органов ротовой полости и горла. Когда для малыша найдена подходящая поза, кормление, сосание и глотание быстро улучшаются. Чаще всего требуется слегка выдвинуть плечи и руки вперёд и чуть-чуть наклонить голову.

Если есть серьёзные мозговые расстройства, логопедическое вмешательство носит прямой характер – в виде упражнений: по нормализации дыхания; по нормализации навыков, необходимых ребёнку в процессе кормления; по нормализации нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки; по развитию движений органов артикуляции; по сенсорному развитию; по развитию эмоционально положительных ответных реакций; по формированию предпосылок к ситуативно - деловому общению ребёнка с взрослым; по развитию действий с предметами; по развитию общих движений; по развитию предпосылок понимания речи; по развитию предпосылок активной речи. Все эти упражнения проводит логопед.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: