Консультация для родителей - Развитие фонематического слуха ребенка.
Вы считаете, что у вашего ребёнка есть речевые проблемы?
Логопед поможет Вам оценить сложившую ситуацию. Отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движения и мелкой моторикой, слуховым вниманием.
Логопед знает, как:
· научить ребёнка правильно произносить звуки;
Коррекция звукопроизношения – самый распространённый вид работы логопеда.
Самым распространёнными недостатками речи у дошкольников, являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить, тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твёрдого нёба, массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.
Работа по исправлению произношения звуков состоит из трёх основных этапов:
Ø подготовительного этапа (тренировка движений органов артикуляционного
аппарата);
Ø этапа появления звука (постановка звука);
Ø этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, в
словах, фразах, стихах и рассказах).
· развивать фонематическое восприятие;
Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы.
Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцируют) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребёнка?
Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребёнок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са; та-да-та; ра-ла-ра; са-за-са; жук-сук; том-дом-ком, день-тень-пень; Паша-наша-ваша; бак-мак-лак. Если у ребёнка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.
· расширять словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и другое);
У ребёнка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка. Он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочиненные сложноподчинённые конструкций, правильно согласовывать слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и прочее. Словарь пятилетнего ребёнка составляет 3-4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество. Иная картина наблюдается у ребёнка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1.5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.
· работать над умением составлять рассказы, пересказы;
· обучить ребёнка грамоте, чтению и письму;
· справиться с проблемой нарушения чтения, письма – дислексией
и дисграфией;
· формировать слоговую структуры слова;
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно. До трёх лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребёнка не нужно.
В возрасте 4-5 лет указанные явления, являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребёнку требуется помощь специалиста – логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребёнка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковорода, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.
· безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку);
Что делать, если у ребёнка укорочена уздечка?
Укороченная уздечка ограничивает движение языка, это мешает нормальному произношению звуков [Л]-[Р]. Вам могут предложить её “подрезать”, однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребёнка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.
И всё же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остаётся единственным решением.
· проводить логопедический массаж
Что такое логопедический массаж и зачем он нужен?
Логомассаж – нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей и взрослых, страдающих тяжёлыми речевыми расстройствами. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щёк, скул, мягкого нёба с помощью комплекта специальных зондов.
Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики, значит и произношения. Работа начинается с обследования артикуляционного аппарата: жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щёк, мягкого нёба. Делаются выводы о том, какие мышцы или группы мышц поражены и в какой степени. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.