Николаев Сергей Николаевич




 
   
   
   
   
   

(1908 - 1993)

Биография 23 марта 1908

дер. Абдаево Моркинский район, Республика Марий Эл

 

Россия Литератор Почетные грамоты Президиума Верховного Совета МАССР,РСФСР (1960, 1978). Орден Трудового Красного Знамени (1946), «Знак Почета» (1951, 1968). «Заслуженный деятель искусств МАССР», «Народный писатель МАССР», лауреатом Государственной премии МАССР.

Родился в деревне Абдаево (Овдасола) Моркинского района Республики Марий Эл в крестьянской семье. После окончания школы в родной деревне учился в Аринской семилетке, где учителем работал писатель С.Чавайн. Затем продолжил учебу в Краснококшайской опытно-показательной школе при Марпедтехникуме. В 1925 году принят на первый курс этого техникума. Окончив его, стал преподавать родной язык и литературу в семилетней школе. В 1931 году поступил в Московский педагогический институт, но на третьем курсе по семейным обстоятельствам вернулся в Йошкар-Олу. Во время учебы в Москве сотрудничал с марийской секцией Учпедгиза, за короткий период выпустил две книги для чтения и учебник по обществоведению для начальных классов марийской школы. В Йошкар-Оле некоторое время работал инспектором школьного управления Марийского облоно, а в 1934—1936 годах учился на литературном факультете Марпединститута. После окончания института преподавал в музыкально-театральном училище им.И.С.Палантая, работал уполномоченным Главреперткома Управления по делам искусств при Совнархозе СССР по Марийской АССР, а с 1942 года — начальником Главлита МАССР. Одновременно работал в Союзе писателей республики: председателем оргкомитета и ответственным секретарем правления. В 1947—1951 годах С.Николаев возглавлял Управление по делам искусств при Совете Министров МАССР, затем вновь был назначен начальником Главлита. С 1958 года до выхода по возрасту на пенсию (1968) возглавлял правление Союза писателей республики.

Творчество

Первое драматургическое произведение Сергей Николаев создал в 1930 году для школьного драмкружка, когда работал учителем. Так появились пьесы «Ош когарш » («Белая моль») и «Тревога». Обе были выпущены отдельными книгами. В середине 1930 годов Сергей Николаев написал пьесу «Полатовын сÿанже », которая впоследствии вошла в историю марийской драматургии и театра как музыкальная комедия «Салика ». К ее постановке в 1936 году приступил первый профессиональный марийский режиссер А.И.Маюк-Егоров. В мае 1937 году спектакль был готов, но приемная комиссия запретила постановку как «националистическую», а главный режиссер был уволен из театра. Однако в качестве простого режиссера А.Маюк-Егоров продолжил работу над «Саликой », и 5 апреля 1938 года премьера состоялась. С тех пор пьеса «Салика » не сходит со сцены марийского театра. В 2004 году режиссером В.Домрачевым была осуществлена 10-я постановка. В конце 1930-х годов, во время войны, в послевоенные годы Сергей Николаев написал ряд пьес: «Вÿдшо йога » («Воды текут»), «У саска » («Новые плоды»), «Лейтенант Огнев », «Элнет серыште » («На берегу Илети»), «Айвика », драматическую повесть «Акпарс » и другие. К историко-революционной теме возвращался драматург и в 1960-е годы. Спектакль по драме «Комиссары» был поставлен на сцене русского драматического театра. В 1988 году Сергей Николаев выпустил книгу воспоминаний «Илышем да сылнымут корнем » («Годы творческих поисков»), где рассказ автора о времени и себе органически переплетается с размышлениями о важнейших этапах развития национальной драматургии и театра. Сергей Николаев постоянно занимался переводом драматургических произведений для постановок национального театра. Благодаря ему несколько поколений марийских зрителей на родном языке смотрели спектакли по пьесам советских драматургов: «Власть тьмы» Л.Толстого, «Украденное счастье» И.Франко, «Фронт» А.Корнейчука, «В одном городе» А.Софронова, «Семья» И.Попова и другие. С.Николаевым написан сценарий документального фильма «Композитор Палантай».

Последние годы жизни

Много сил отдал он общественно-политической работе. Избирался депутатом Йошкар-Олинского горсовета и Верховного Совета МАССР, был членом Президиума Верховного Совета МАССР (1959—1971). Награжден семью Почетными грамотами Президиума Верховного Совета МАССР, дважды — РСФСР (1960, 1978). За большой вклад в развитие марийской литературы и театрального искусства награжден орденами Трудового Красного Знамени (1946), «Знак Почета» (1951, 1968). В 1946 году ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств МАССР», а в 1958 — «Народный писатель МАССР». В 1980 году Сергей Николаев стал лауреатом Государственной премии МАССР. С 1981 года — почетный гражданин Йошкар-Олы. В Союзе писателей СССР с 1939 года. Умер в 1993 году. Похоронен на Туруновском кладбище. В доме, где он жил и творил долгие годы, установлена мемориальная доска.

Литературные произведения

  1. Ош когарш: драма [Белая моль]. Йошкар-Ола, 1930. 40 с.
  2. Тревога: пьеса. Йошкар-Ола, 1931. 28 с. Салика: муз. пьеса. Йошкар-Ола, 1938. 60 с.
  3. Вÿдшо йога: драма [Воды текут]. Йошкар-Ола, 1940. 56 с.
  4. У саска: муз. пьеса [Новые плоды]. Йошкар-Ола, 1941. 68 с.
  5. Салика: муз. пьеса. Йошкар-Ола, 1943. 52 с.
  6. Пьеса-шамыч [Пьесы]. Йошкар-Ола, 1947. 252 с.
  7. Элнет серыште: комедий [На берегу Илети]. Йошкар-Ола, 1945. 64 с.
  8. Волгыдо корно: пьеса-шамыч [Светлый путь: пьесы]. Йошкар-Ола, 1950. 236 с.
  9. Кум пьеса [Три пьесы]. Йошкар-Ола, 1956. 196 с.
  10. Кугу толкын: драма [Бурные годы]. Йошкар-Ола, 1961. 64 с.
  11. Элнет пуичерыигге: повесть [В Илетском бору]. Йошкар-Ола, 1962. 88 с.
  12. У саска: пьеса-влак. [Новые плоды: пьесы]. Йошкар-Ола, 1965.208 с.
  13. Вÿдшо йога: пьеса-влак. [Воды текут: пьесы]. Йошкар-Ола, 1968.248 с.
  14. Комиссар-влак: пьеса-влак. [Комиссары: пьесы]. Йошкар-Ола, 1974. 188 с.
  15. Эрвыкай: повесть да ойлымаш-влак. Йошкар-Ола, 1982. 224 с.
  16. Пеледше мланде: ойырен налме пьеса-влак. [Земля в цвету: пьесы]. Йошкар-Ола, 1986. 207 с.
  17. Коммисарын чапше: драма [Честь комиссара] // Кугу толкын: марий драматургии антологий. Йошкар-Ола, 1987. С. 98—160

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА

Песни и пляски достаточно давно стали украшениями в драматических произведениях и в античном театре. Тогда выделяли 2 жанра: трагедию и комедию.

Намного позже появляется водевиль – легкая, веселая комедия, отображающая бытовые традиции.

Музыкальная пьеса близка к водевилю, но имеет свои особенности. В первую очередь, драматургический жанр, связанный с народным обрядом, с бытовыми традициями. Среди марийских музыкальных пьес отмечаем С.Чавайна «Пасека», «Акпатыр», Н.Мухина «В тисках старого быта», Тыныша Осыпа «На войну», С.Николаева «Салика», «Айвика» и др. Все они написаны на разные темы, но все они отличаются охватом народных традиций. В их сюжет включены свадьба, сватовство, обряды различных праздников, песни, пляски, народные игры.

Более поздние пьесы обретают иной оттенок. Н.Арбан «Летняя ночь», «Новая песня», «Белый цветок», некоторые начинают отступать от сложившихся традиций. Содержание отображает рабочий процесс, раскрывает душу героев. Этнографические картины заменяются повседневной бытовой.

Жанр марийской музыкальной пьесы не только по содержанию, но и по форме меняется. Некоторые приближаются к оперетте (комедии Арбана).

Музыкальная пьеса – один из молодых, развивающихся, тесно связанный с фольклором, литературный жанр. Даже в многовековых литературах этот жанр встречается редко, заменяются операми, опереттами, балетами. Можно оценивать как жанр, давший начало развитию оперы. Например, первая марийская опера «Акпатыр» (композитор Э.Сапаев). Этот жанр развивается и по сей день (А.Волков, Н.Арбан, С.Николаев).

 

Законы композиции драмы

Мы не будем подробно останавливаться на этой теме, достаточно отметить, что литературы по данному вопросу достаточно. Более того, в музыке, живописи, архитектуре они разработаны с такой тщательностью, что право, теоретикам театра стоит позавидовать. Поэтому сложно в данном случае придумать что-то новое, ограничимся простым перечисление этих законов.

Эпилог

Эпилог - (epilogos) - часть композиции, которая производит смысловое завершение произведения в целом (а не сюжетной линии). Эпилог можно считать неким послесловием, резюме в котором автор подводит смысловые итоги пьесы. В драматургии может выражаться в виде завершающей пьесу сцены, следующей после развязки.

Развязка

Развязка - здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции - разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой это зона сюжета.

Кульминация

Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы.

Развитие действия

Развитие действия - наиболее обширная часть пьесы, ее основное поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определенных эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия.

Завязка

Завязка - важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие.

Экспозиция

Экспозиция (от лат. expositio - «изложение», «объяснение») - часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В ее задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматургического произведения.

Пролог

Пролог в настоящее время выступает как Предисловие - этот элемент не связан непосредственно с сюжетом пьесы. Это место, где автор может выразить свое отношение, это демонстрация идей автора. Так же он может быть ориентацией изложения.

Структура композиции

С развитием драматургии первоначальное деление на середину начало и конец в технике драматургии более усложнилось, и на сегодняшний день эти части драматического произведения имеют следующие названия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.


Комплексный анализ драматического произведения.

  1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?1

3. Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

4. Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

6. Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

7. Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:

· действия персонажей (игру актеров);

· обстановку на сцене, костюмы и декорации;

· настроение и идею сцены или явления.

· Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

13. Смысл названия пьесы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: