Семинар для педагогов: «Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников»




Цель: формирование компетентности педагогов в использовании метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников.

Задачи:

1. Вызвать у педагогов интерес к методу интеллект-карт.

2. Познакомить педагогов с методом интеллект-карт, рекомендациями по их составлению.

3. Создать условия для получения педагогами практического опыта создания интеллект-карты.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике развития речи детей старшего дошкольного возраста метода интеллект-карт.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги. Добро пожаловать в мою творческую мастерскую по теме «Использование метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников». Этот тема моего самообразования в нынешнем учебном году. Такой данный метод стал для меня новой формой работы в речевом развитии детей и, как показала практика, формой достаточно эффективной. Почему я обратилась к этому методу. К началу старшего дошкольного возраста я отмечала следующие недостатки в развитии речи у детей моей группы:

- связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делились своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой брались за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходило не оттого, что знания ребенка по данному вопросу были недостаточны, а потому что он не мог оформить их в связные речевые высказывания. Таким образом, возникла необходимость в поиске такого педагогического метода, который бы позволил максимально устранить данные недостатки речи.

Коротко расскажу историю этого метода.

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Данный метод как раз направлен на то, чтобы создать это множество связей у ребёнка.

Новизна моего опыта заключается в том, что освоить интеллект -карту способны дети с разными возможностями. Интеллект –карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия. Она помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, доступна, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению и большого количества материала. Интеллект-карты дети заполняют самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как, и где нарисовать), выбирают способ работы (рисунок, коллаж, условные обозначения и т.п.), у них формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде, договариваться.

На примере покажу общие требования к составлению интеллект –карты:

· Главная идея обводится в центре страницы.

· Лист располагается горизонтально.

· Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

· Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

· Каждая мысль обводится.

· В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

· Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

На слайде вам представлены полезные свойства интеллект-карт, которые вы также можете посмотреть в буклета:

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект–карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Таким образом, СЛАЙД № 7

Как я уже сказала, в своей педагогической практике применять интеллект-карты я начала в этом учебном году, с детьми 5-6 лет. Встал большой вопрос, как ввести в занятия карту, чтобы дети захотели ею пользоваться. Пока я размышляла, дети сами подкинули мне идею связать карту с любимыми детскими персонажами мультфильма про фиксиков. У фиксиков есть инструмент «Помогатор», который помогает решать разные жизненные проблемы героев. На обсуждении с детьми темы «Транспорт» в связи с большим количеством детских предложений, возникла необходимость все зафиксировать на бумаге. Я принесла бумагу формата А3, сказав детям, что это подарок от фиксиков, и в процессе заполнения листа дети сами назвали ее «Помогатор». Так у карты появилось детское название, которое дополнительно стимулирует детей к её использованию. Детям нравится пользоваться «Помогатором» и создавать его самим.

В речевом развитии я применяю её в двух вариантах:

· 1 вариант: Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Дети предлагают тему или проблему, которую хотели бы изучить. Создавая карту в данном варианте, мы выделяем главное слово (тему) и рисуем все, что знаем по этому вопросу. Получившийся рисунок наглядно демонстрирует нам пробелы в наших знаниях по этой теме. Далее мы начинаем искать недостающую информацию. Каждой новой информацией мы дополняем нашу карту. Этот вариант создания карты стимулирует детей к творческому поиску, а главное, знания, добытые таким образом, становятся достоянием ребенка, лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.

Например: мы хотели бы составить Помогатор по теме «посуда». Что мы знаем о посуде?

1. Какая она бывает (кухонная, столовая, чайная)

2. Для чего нужна человеку?

3. Из каких материалов изготавливают посуду?

4. Можно ли использовать посуду не по ее прямому назначению? Если да, то где?

Чего мы еще не знаем о посуде?

1. Когда появилась первая посуда?

2. Из каких материалов делали первую посуду?

3. Какая посуда считается самой надежной и долговечной?

Готовую карту предлагается «прочесть» коллективно, либо индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.

· 2 вариант: Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Этот вариант создания интеллект-карты развивает у детей умение выделить главную мысль, припомнить изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развивается способность составлять и распространять предложения.

Приведу пример: слайд 10

1. Изучена лексическая тема (зима, фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)

2. Дети вспоминают всю информацию, которую узнали по данной теме, составляют карту.

3. Дети по составленной интеллект-карте составляют рассказ по изученной теме.

В обоих вариантах использования карты, в итоге составляется рассказ. Только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картинке, а рассказ по картинке, нарисованной самим ребёнком. В этом случае, разница, определённо, очевидна.

СЛАЙД 11,12,13 - ПРИМЕРЫ

Рекомендации (из опыта работы): первое, и самое главное, наверное, то, что искренняя увлеченность взрослого играет очень большую роль в мотивации взаимного интереса ребенка, и не стоит скрывать, если и вы сами что-то узнали или осмыслили впервые.

Кроме этого:

· задавайте больше вопросов;

· обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

· беседуйте по карте;

· составляйте рассказы;

· добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей,

· экспериментируйте, и у вас все получится.

За сравнительно недолгое время использования метода интеллект-карт, я вижу некоторую положительную динамику в речевом развитии моих детей:

· пополняется словарный запас;

· улучшается лексико -грамматическая структура речи;

· дети более связно, последовательно излагают свои мысли, рассказывают о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. По их собственным словам, это отличный помощник тогда, когда нужно запомнить и рассказать большой объем информации.

Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт ощутимые положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. Данный метод является отличным помощником в развитии мышления старших дошкольников, следовательно, и связной речи.

Предлагаю педагогам разделиться на команды по 4-5 человек и составить интеллект-карту: темы – «Родители», «Дети».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: