Стадии организации и проведения КТД




Методика коллективного творческого дела

(КТД)

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, родилась в середине 60-х годов ХХ века в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге).

Автор методики – профессор Игорь Петрович Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого.

Дело – это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.

Коллективное – планируется, готовится, совершается и обсуждаетсядетьми и вожатыми.

Творческое – на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.

Автор методики выделил несколько основных идей КТД:

  • повседневная забота друг о друге;
  • общие дела на пользу себе и другим людям;
  • вожатый– друг и советчик;
  • основная работа в микроколлективах;
  • весь процесс воспитания носит деятельностный характер;
  • формирование микроколлективов происходит только через открытие перспективы дела;
  • укрепление содружества старших и младших;
  • чередование традиционных и творческих поручений.

КТД – это социальное творчество, направленное на служение людям, родине, это творчество самостроительства личности. Мотивом деятельности детей является их самоутверждение, самовыражение, самореализация.

По видам деятельности КТД классифицируются как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные и другие.

При организации широко используются такие формы, как игра, состязательность, совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании, подготовке, проведении, и анализе КТД.

Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности

В процессе КТД воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива и формирование личности. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших

Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа КТД.

КТД – это верный путь соединения и созидания общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

КТД дают возможность:

Детям:

  • реализовать и развить свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу).

Вожатому:

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские способности;
  • изучать коллектив;
  • объединить воспитанников, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности школьников;
  • развивать рефлексивные способности.

В подготовке и проведении КТД главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

При организации любого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:

— Интересные задания.

— Красивое оформление.

— Материальное обеспечение.

— Музыкальное сопровождение.

— Находчивый ведущий.

— Компетентное жюри.

— Эмоциональные зрители.

— Исполнительные помощники.

— Подготовленные команды.

— Призы для победителей.

 

Стадии организации и проведения КТД

1. Возникновение замысла.

На первой стадии проводится стартовая беседа, на которой ребята подводятся к мысли о проведении какого-либо конкретного КТД. После принятия решения о проведении мероприятия проходит обсуждение по вопросам: что лучше сделать, для кого, когда, где, кто будет участвовать, кому быть организатором. При этом вожатый не должен навязывать свое мнение, он должен обсуждать данные вопросы с детьми, только при необходимости помогая им.

2. Коллективное планирование.

Для осуществления коллективного планирования ребята распределяются на микроколлективы по желанию или по жребию. Затем каждый микроколлектив еще раз обсуждает намеченные вопросы и вносит свои дополнения и предложения по каждому из них. После этого один из представителей каждого микроколлектива выступает с предложениями, разработанными группой, перед всеми участниками организации КТД. Такие обсуждения называются сбором, стартом. на данном этапе выбирается совет дела, который состоит либо из представителей от каждого микроколлектива, либо советом дела избирается один из микроколлективов. Совет дела обсуждает выдвинутые каждым микроколлективом идеи и предложения и выносит окончательное решение. После этого ребята переходят к осуществлению третьей стадии организации КТД.

3. Коллективная подготовка.

Совет дела осуществляет организацию помощи, при подготовке КТД и явный или скрытый контроль за подготовкой.

4. Проведение КТД.

5. Анализ КТД.

Подводятся итоги КТД. Обсуждение строится по следующим вопросам: Что получилось, что не получилось, что нужно запомнить на будущее, кого поблагодарить. Обсуждение КТД можно организовать в день его проведения только в том случае, если КТД не носило сильный эмоциональный заряд.

6. После действия.

Эта стадия организации КТД осуществляется взрослыми, педагогами, вожатыми, которые определяют, какие воспитательные задачи были реализованы. Также вожатые или педагоги намечают следующие воспитательные задачи, реализацию которых необходимо будет достичь при организации и проведении следующего КТД.

Подготовка и проведение КТД по продолжительности может занимать от одного дня до нескольких недель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: