Шкала вербального интеллекта Векслера для детей
- Субтест общей осведомленности - исследует запас относительно простых сведений и знаний.
- Субтест общей понятливости - оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.
- Арифметический субтест - оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.
- Субтест установления сходства - оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.
- Словарный субтест - направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).
- Субтест повторения цифровых рядов - направлен на исследование оперативной памяти и внимания.
1 субтест.
Общая осведомленность.
Оценки: 1 – 0.
Для детей 8 лет и старше, без снижения.
Начинать с № 4, № 5, № 6.
Возврат к № 1, если одно из заданий: № 4, или № 5, или № 6 не выполнено.
Переходить к № 7, если все три задания: № 4, 5, 6 выполнены.
Дать аванс за № 1 - №3 (3 балла).
Прекратить при 5 (-) подряд.
Инструкция: "Я хотел о чем-нибудь поговорить с тобой. Ты, в принципе, не возражаешь, нет? Ну, хорошо. Давай я о чем-нибудь спрошу тебя. Если знаешь, – ответишь, а если нет – не беда. О чем бы тебя спросить?…".
Задания и контрольные ответы.
- Сколько у тебя ушей? – 1: Два. – Пара.
- Как называется этот палец? – 1: Указательный.
- Сколько ног у собаки? – 1: Четыре.
- От какого животного мы получаем молоко? – 1: От коровы (от козы, от верблюда).
- Что нужно сделать, чтобы вода закипела? – 1: Поставить на огонь (на газ, на плиту). – Нагреть.
- В каком магазине продают сахар? – 1: В продовольственном (в гастрономе, в булочной, в другом, где в действительности могут продавать сахар).
- Сколько копеек в пятаке? – 1: Пять.
- Сколько дней в неделе? – 1: Семь.
- Кто основал город, который теперь называется Ленинград? – 1: Петр I. 0: Строители.?: Ленин (?: "Верно, город назван по имени Ленина. А кто его основал?")
- Что такое пара? – 1: Два. – Двое. – Два человека (предмета). – Оценка в школе. 0: Пара ног (предметов).?: Это количество – Парочками ходят в детском саду. (?: "Верно. Так значит, что такое пара?").
- Назови мне четыре времени года. – 1: Зима, лето, осень, весна (в любом порядке).
- Какого цвета рубины? – 1: Красного (любого от светло-розового до темно-красного). 0: - Рубинового.
- Где садится Солнце? - 1: На Западе (при указании рукой на запад или при ответе "за горизонтом": "Верно, но какое это направление?"). 0: - За тучу (за горы и др.).
- Для чего нужен желудок? – 1: - Он переваривает пищу. – Он обрабатывает пищу своим соком. – Перерабатывает пищу.
- Почему нефть или масло плавают на воде? – 1: - Потому, что плотность воды больше (у нефти – меньше). – Легче.?: - Легкая ("Да, но монета тоже легкая, но не плавает").
- Кто написал "Евгений Онегин"? – 1: - Пушкин (Чайковский).
- Что празднуют 7 ноября? – 1: - Годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции (годовщина революции, государства). – День победы революции (Октябрьской революции). 0: - Праздник Великой Октябрьской Социалистической революции. – Годовщина СССР.
- Что такое SOS? – 1: - Сигнал бедствия. – Призыв (сигнал) о помощи. - Сигнал, когда корабль тонет. – "Спасите наши души".?: - Когда корабль тонет. – Сигнал на корабле.
- Каков примерно средний рост взрослого человека? – 1: - 150 – 180 см.
- Где расположена Италия? – 1: - На юге Европы. – На Аппенинском полуострове. – В Средиземном море. – 0: - В Европе. – На юго-западе Европы. - На Балканском полуострове. – Около Франции. – На острове.
- Сколько килограммов в центнере? – 1: - 100 кг.
- Как называется столица Греции? – 1: - Афины.
- Из чего получают скипидар? – 1: - Из хвойных деревьев (из дерева, из сосны, ели, из смолы). 0: - Из спирта (бензина, нефти).
- Сколько километров от Москвы до Владивостока? – 1: - 8-11 тыс. км.
- Когда бывает 29 февраля? – 1: - Через каждые четыре года. – В високосном году. 0: - Зимой. – В феврале.?: - В этом (или таком-то) году. (Если годы високосный, спросить: "А когда еще будет?").
- Кто открыл Южный полюс? – 1: - Амундсен.
- Что такое барометр? – 1: - Прибор для измерения атмосферного давления. – Прибор, показывающий погоду. 0: - Измеряет температуру.?: - Для измерения давления ("Какого?").
- Что такое иероглиф? – 1: - Письменные знаки в некоторых странах (Египет,
Китай, Япония и др.) или у древних. – Вид (знак) письменности. – Буквы в Китае (и др.). 0: - Клинопись. – Что-то нарисовано. – Знак. – Буква. - Кто был Александр Македонский? – 1: - Великий полководец древности. – Древнегреческий полководец. – Завоеватель, жил до нашей эры. – Покоритель Персии (Египта). Глава греко-македоно-персидской державы. – 0: - Великий русский полководец.?: - Великий полководец. – Военачальник. – Предводитель македонцев. – Полководец Македонии.
- Что такое конфискация? – 1: - Принудительное (безвозмездное) изъятие имущества в собственность государства по приговору суда (в административном порядке, по закону). – Отбор имущества по закону.?: - Отнятие (изъятие) имущества. – Насильственное (принудительное) изъятие имущества ("Кем? В чью собственность?").
|
|
|
2 субтест (с диктофоном).
Понятливость.
Оценки: 2 – 1 – 0.
Для всех испытуемых начинать с № 1.
Прекратить при 3 (-).
Перед заданием № 6 – спец. инструкция.
"Говори как можно больше, пока я тебя не остановлю".
Задания и контрольные ответы.
- Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? – 2: - Помажу йодом. – Забинтую. – Заклею пластырем. – Вымою водой с мылом. – 1: - Скажу маме. – Пойду к врачу. – 0: - Плакать. – Пойду домой. – Ничего.
- Что ты будешь делать, если ты потеряешь мячик, который дали тебе поиграть? (куклы, книгу – в зависимости от возраста, пола). – 2: - Куплю новый. – Отдам свой (такой же, другой). – Заплачу. – 1: - Извинюсь. – Скажу маме. – 0: - Плакать. – Скажу ему, что потерял.?: - Искать, пока не найду ("А если не найдешь?").
- Что ты будешь делать, если пойдешь в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не окажется? – 2: - Пойду в другой магазин. – Куплю булку. – 1: - Спросить у мамы, что делать. – 0: - Идти домой. – Отдать деньги.
- Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться (Для девочек – "девчонка"). – 2: - Успокоил (занял чем-нибудь, остановил, утихомирил) его. – Объяснил (внушил) ему, что так нельзя. – Перевел на шутку. – 1: - Попросил кого-нибудь остановить его. – Сказал маме. – Поставил в угол. – 0: - Повалить и держать. – Оттолкнуть. – Дать сдачи.?: - Ничего. – Отойду.
- Чтобы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам? – 2: - Попытаться остановить поезд. – Стать на рельсы и делать знаки. – Махать чем-нибудь (красным платком). – Закричать, чтобы услышал машинист. – 1: - Сказать стрелочнику (кому-нибудь). – 0: - Отойти. – Убежать. – Посмотреть.?: - Кричать.
- Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева? ("Говори мне как можно больше, до тех пор, пока ты сам все не скажешь") – Прочнее (крепче). – Не гниет (долговечнее, меньше подвержен коррозии). – Кирпич не горит. – Из кирпичей можно строить многоэтажные дома. – 0: - Удобнее (легче) строить. – Лучше изоляция. – Красивее. – Теплее. – В дерево молния ударит, а в камень – нет. -?: - Выгоднее. – Безопаснее. – Практичнее.
- Почему преступников сажают в тюрьму? – Для изоляции от общества (могут совершить другое преступление). – Для исправления (перевоспитания). – Для наказания. – 0: - Чтобы не сбежали. – Для других урок. – Чтобы отбыли срок наказания. – Законы нельзя нарушать. -?: - Они преступники (совершили преступление). ("Верно. Так почему же их сажают в тюрьму?").
- Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей? – Женщины слабые (мужчины сильнее женщин). – Женщины более необходимы для ухода за детьми. – Дети дольше будут жить. – 0: - Они не умеют плавать. – Так принято. – Чтобы не было паники. -?: - Женщины – слабый пол.
- Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, чем дома? – Уберечься от соблазна истратить. – Безопаснее (дома могут украсть, сгореть при пожаре). – Идут проценты. – Выгодно государству, оно использует эти деньги. – 0: - Дома можно потерять. -?: - Выгодно. – Удобно. – Надежно. – Сохранение. – Накопление. – Польза государству.
- Чем выгодны пункты проката? – Если вещь нужна только на короткое время (на один раз, на сезон). – Не каждую вещь человек в состоянии купить. – Этой вещью после могут пользоваться другие люди. – Дома может, негде хранить. – Некоторыми вещами не стоит захламлять комнату. – Можно взять дефицитные вещи. – Доход государству, т.к. вещи окупаются. -?: - Удобно. – Выгодно. – Дешевле.
- Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены? – Отобрать (выявить) знающих (подготовленных, сильнейших), отсеять не знающих (не подготовленных). – Отобрать (выявить) способных (проверить способность учиться в институте, отсеять "тупых"). – Чтобы для всех были равные условия (чтобы не поступали нечестным путем). – Конкурс (желающих много, а мест мало). – 0: - Узнать, хорошо ли все знают. – Получить (вспомнить) свои знания. -?: - Проверить знания (что ты знаешь, на что способен). – Иметь представления о поступающих (знаниях, способностях). – ("Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?") – Нельзя принимать всех подряд.
- Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево? – Она легче. – Легко делать (обрабатывать). – Гигиеничнее. – Занозы не будет. – Дешевле. – Экономия древесины. – Легко штамповать. – 0: - Прочнее. – Красиво (эстетично). -?: - Удобно. – Выгодно. – Практично.
- Почему мы выбираем депутатов? – Отбор достойных (лучших). – Все не могут управлять. – Потому что каждый из нас имеет право голоса (выбора), в этом проявление демократии (народной власти). – У нас власть осуществляется через представителей народа. – Власть основана на выборности. -?: - У нас демократия. – Депутаты отражают (отстаивают, защищают) интересы народа.
- Почему нужно выполнять обещания? – Подведешь другого. – Тебе не будут верить (будут считать лгуном). – Для пользы дела. – 0: - Так принято. – Это нехорошо. – Это нечестно. -?: - Это дело чести. – Вопрос морали.
Субтест (арифметический).
- Если я разрежу яблоко пополам, то сколько частей я получу? 2 – 30.
- У Вани было 4 руб., а мама дала ему еще 2 руб. Сколько всего рублей у Вани? 6 – 30.
- У Тани было 6 шариков и она купила еще 8 шариков. Сколько шариков теперь у Тани? 14 – 30.
- У продавца было 12 газет. 5 он продал. Сколько осталось? 7 – 30.
- Каждая тетрадь стоит 7 руб. Сколько стоят 3 тетради? 21 – 30.
- У продавца было 25 бутылок молока. 11 он продал. Сколько осталось? 14 – 30.
- У четырех мальчиков было 72 коп. Они поделили их между собой поровну. Сколько копеек получил каждый? 18 – 30.
- Рабочий заработал 36 руб. Ему платили по 4 руб. в день. Сколько дней он работал? 9 – 30.
- Если ты купишь 3 десятка апельсин по 30 коп. за десяток, то сколько копеек сдачи ты получишь с рубля? 10 –30.
- От какого числа 36 составляет 2/3? 54 – 60.
- Если 3 тетради стоят 5 руб., то сколько стоят 24 тетради? 40 – 30.
- Предположим, что изменилась оплата проезда в такси: теперь за первые полкилометра нужно платить 3 руб., а за последующие полкилометра по 2 руб. Сколько при таких условиях будет стоить поездка на расстояние в 4 км? - 120.
- Коля и Юра начали играть в шашки на фантики. К началу игры у каждого было по 27 фантиков. Они договорились, что в конце каждой партии проигравший будет отдавать победителю 1/3 имеющихся у него фантиков. Коля выиграл 3 партии. Сколько фантиков осталось у Юры к началу четвертой партии? 8 – 120.
Субтест.
Оценка за "Аналогии" – 1-0, за "Сходство" – 2-1-0.