Лексическая тема: «Космос»
Новая лексика
Существительные:
космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета,
планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).
Глаголы:
осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.
Прилагательные:
первый, космический, межпланетный, звёздное.
Физминутка
«Луна»
В небе плавает луна. (плавные покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать. (руки вверх)
Шесть, семь, восемь, девять, десять — (хлопки над головой)
И пониже перевесить. (руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь – (ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять - | По одному загибают пальчики на обеих руках. |
В космос полетел отряд. | Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх. |
Командир в бинокль глядит, | Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль». |
Что он видит впереди? | |
Солнце, планеты, спутники, кометы, | Загибают пальчики обеих рук |
Большую желтую луну. |
Дыхательная гимнастика
«Надеваем шлем от скафандра». И.п. - сидя на корточках, руки над головой сцеплены на замок. Вдох - и.п.; выдох - развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз.
«Запускаем двигатель». И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз.
«Летим на ракете». И.п. - стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох - и.п.; долгий выдох - покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у». Повторить четыре-шесть раз.
|
«Пересаживаемся в луноход». И.п. - узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох и.п.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить четыре- шесть раз.
«Лунатики». И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в сторону, пальцы врозь. Вдох - и.п.; выдох - наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи», повторить по три-четыре раза в каждую сторону.
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. - ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох - через стороны поднять руки вверх; выдох - руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить четыре-шесть раз.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Шар» Приготовьтесь, включите насос, чтобы надуть воздушный шар.
Встать прямо. Совершить медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе.
Упражнение «Насос». Затем сделать плавный выдох, медленно втягивая живот. Выполнить три раза..Произносить звук (С_С_С_С). Выполнить три раза.
Упражнение для увеличения продолжительности речевого выдоха
Шар надут. Ребята приготовились к старту, а мальчик отдает команду: «Раз, два, три - в космос, шар, лети!» Сделать вдох, а на выдохе произнести команду мальчика.
Задания для мелкой моторики
· Нарисовать картину на тему «Космос».
· Вырезать из цветной бумаги космическую технику и космонавтов.
· «Маленький конструктор» Собрать ракету из счетных палочек
· Лепка «Чудо- космический корабль»
|
· «Звездное небо» наклеивание на готовый синий лист бумаги, ватных комочков или белых звездочек из бумаги.
· «Пластилиновые жгутики» -выложить пластилиновыми жгутиками по контуру ракету, летающую тарелку, спутник, луну....
· Штриховка космонавта, ракеты...
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например:
далёкий — близкий тесный —...
большой —... улетать —...
высокий —... взлетать —...
известный —... включать —...
тёмный —... подниматься —...
яркий —...
Игра «Сосчитай -ка »
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда,...
Одна быстрая ракета,...
Одна опытный космонавт,...
Одна далёкая планета,...
Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и
построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа,
слогового анализа, зрительно-пространственные представления.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на
|
ориентировку.
Например:
Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово
получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся СЛОЕ (звуковой и слоговой).
Например:
6, 3, 1, 2 —МАРС
2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН
7, 1, 3, 4 —УРАН
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы
под ними и только после этого читает получившееся слово.
Р С А Н Т М У
1 2 3 4 5 6 7
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОСМОНАВТ
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
В. Степанов
ЗЕМЛЯ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
Текст для пересказа
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё
мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
Г. Цыферов
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи?
Что рассказал о звёздах лягушонок?