Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||||
I. Лингвистическая разминка | – Поставьте глаголы сначала в прошедшем времени, затем в настоящем, а потом в будущем времени. Каяться, надеяться, затеять, слышать. – Как могут изменяться глаголы прошедшего времени? (По родам и числам.) | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль | ||||
II. Работа по теме урока. 1. Работа с теорети- ческим материалом | – Вспомните, почему изъявительное наклонение так называется. – Подумайте, как получило свое название условное наклонение. Если бы да кабы, Да во рту б росли грибы, То был бы не рот, А целый огород. – При каком условии был бы огород? – Прослушайте шуточное стихотворение Дж. Родари и назовите второе наименование условного наклонения (раньше оно называлось сослагательным). (См. Ресурсный материал.) – Вставьте пропущенную букву. Обоснуйте свой ответ. – Сделайте разбор по членам предложения. – Почему в сказуемое входит частица бы? – В форме какого времени употреблен глагол? Называет инфинитивы: писать, читать, сделать, умыться. – Сделайте вывод об образовании глагола в форме условного наклонения. – Сравните свой вывод с выводом в учебнике (с. 117–118) | Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. Записывают фразу из стихотворения: «Я сыграл бы на роял..» (на доске она тоже записана). Выполняют задания. Образовывают условное наклонение. Делают вывод. Работают по учебнику | Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Умеют слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстником. Извлекают необходимую информацию из различных источников | ||||
2. Выполнение упражнений 543, 544 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют задания упражнений 543, 544 | Осуществляют контроль | ||||
3. Заполнение таблицы (по упражнению 545) |
| Работают по учебнику | Используют знаково-символические средства | ||||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | Читает отрывки из стихотворения Ш. Силверстейна. Если я был бы… Если я был бы маленький-маленький гном, Я б умывался каплей одной дождя, Я бы на божьей коровке ездил верхом, Удочку прятал в дырочку от гвоздя. Если бы мне подарила конфету «Полет» Тетя, которая очень любит меня, Я бы конфету эту ел целый год, Фантик один разворачивал бы полдня. Домашнее задание:упражнение 546 | Хлопают в ладоши, когда услышат глаголы в изъявительном наклонении. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Осуществляют контроль учебных действий. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Стихотворение
Я решил бы, я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы.
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
...В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
«Я б турецкий изучил...
Я бы радио включил...
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если б мог бы, полетел бы...»
Дж. Родари
Уроки 181–184. Повелительное наклонение (с. 121–127)
Тип урока:постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с повелительным наклонением глагола; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы:стихотворение В. Маяковского; задания для игр, творческого диктанта; лингвистическая задача; карточки |