1. Тест коммуникативных умений Михельсона
(перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха)[1]
Инструкция. «Внимательно прочитайте каждую из описанных ситуаций и выберите один из вариантов поведения. Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в подобных случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать. Нельзя выбирать два варианта или добавлять свой вариант.
1. Кто-то говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный
человек». Вы обычно в подобных ситуациях:
а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»;
б) говорите с улыбкой: «Спасибо, я действительно человек выдающийся(щаяся)»;
в) говорите: «Спасибо»;
г) ничего не говорите и при этом краснеете;
д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».
2. Кто-то совершает действие или поступок, которые, по вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно:
а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»;
б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты и получше»;
в) ничего не говорите;
г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;
д) говорите: «Это действительно замечательно!».
3. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что у вас все получается очень хорошо. Кто-то говорит вам: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Вы — болван!»;
б) говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;
в) говорите: «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим;
г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что вы в этом понимаете»;
д) чувствуете себя обиженным(ной) и ничего не говорите в ответ.
4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет и кто-то говорит вам: «Вы такой(ая) растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если это было возможно». Обычно вы в ответ:
а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что вы в этом понимаете!»;
б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»;
в) говорите: «Если кто-то и растяпа, то это вы»;
г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки»;
д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.
5. Кто-то, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило. Опоздавший не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно:
а) говорите: «Я расстроен(а) тем, что вы заставили меня столько ожидать»;
б) говорите: «Я все думал(а), когда же вы придете»;
в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил(а) себя вас ждать»;
г) ничего не говорите этому человеку;
д) говорите: «Вы же обещали! Как вы посмели так опоздать!».
6. Вам нужно, чтобы кто-то кое-что для вас сделал. Обычно в таких случаях вы:
а) никого ни о чем не просите;
б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;
в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после чего объясняете суть дела;
г) слегка намекаете, что вы нуждаетесь в услуге этого человека;
д) говорите: «Я очень хочу, чтобы вы сделали это для меня».
7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы:
а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я чем-нибудь помочь?»;
б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;
в) говорите: «У Вас какая-то неприятность?»;
г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;
д) смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!»
8. Вы чувствуете себя расстроенным(ой), а кто-то говорит: «Вы выглядите расстроенным(ой)». Обычно в таких ситуациях вы:
а) отрицательно качаете головой или никак не реагируете;
б) говорите: «Это не ваше дело!»;
в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;
г) говорите: «Пустяки»;
д) говорите: «Я расстроен(а), оставьте меня одного(одну)».
9. Кто-то порицает вас за ошибку, совершенную другим человеком. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Вы с ума сошли!»;
б) говорите: «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой»;
в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»;
г) говорите: «Оставьте меня в покое, вы не знаете, что вы говорите»;
д) принимаете свою вину или ничего не говорите.
10. Кто-то просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;
б) выполняете просьбу и ничего не говорите;
в) говорите: «Это глупость, я не собираюсь этого делать»;
г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано»;
д) говорите: «Если вы этого хотите...», — после чего выполняете просьбу.
11. Кто-то говорит вам, что по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;
б) говорите: «Нет, это не так уж и здорово»;
в) говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех»;
г) говорите: «Спасибо»;
д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.
12. Кто-то был очень любезен с вами. В таких случаях обычно вы:
а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;
б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»;
в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего»;
г) игнорируете этот факт и ничего не говорите;
д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».
13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-то говорит вам: «Извините, но вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно:
а) немедленно прекращаете беседу;
б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»;
в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», — после чего беседуете приглушенным голосом;
г) говорите: «Извините» — и прекращаете беседу;
д) говорите: «Все в порядке» — и продолжаете громко разговаривать.
14. Вы стоите в очереди, и кто-то становится впереди вас. Обычно
в таких случаях вы:
а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»;
б) говорите: «Становитесь в конец очереди!»;
в) ничего не говорите этому человеку;
г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты, нахал!»;
д) говорите: «Я занял(а) очередь раньше вас. Пожалуйста, встаньте в конец очереди».
15. Кто-то делает что-то такое, что вам не нравится и вызывает
у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы:
а) выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу вас!»;
б) говорите: «Я сердит(а) на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»;,
в) действуете так, чтобы навредить этому человеку, но ничего ему не говорите;
г) говорите: «Я рассержен(а). Вы мне не нравитесь»;
д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому человеку.
16. Кто-то имеет что-то такое, чем вы хотели бы пользоваться.
Обычно в таких случаях вы:
а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;
б) воздерживаетесь от всяких просьб;
в) отбираете эту вещь;
г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него;
д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его.
17. Кто-то спрашивает, может ли он получить у вас определенный предмет на временное пользование, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Нет, я только что получил его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом»;
б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете воспользоваться им»;
в) говорите: «Нет, приобретайте свой!»;
г) одалживаете этот предмет вопреки своему желанию;
д) говорите: «Вы с ума сошли!».
18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которым занимаетесь и вы. Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях вы обычно:
а) ничего не говорите;
б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом занятии;
в) подходите поближе к беседующим и при удобном случае вступаете в разговор;
г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание;
д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это занятие.
19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-то спрашивает: «Что вы делаете?». Обычно вы:
а) говорите: «О, это пустяк» или «Да ничего особенного»;
б) говорите: «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят(а)?»;
в) продолжаете молча работать;
г) говорите: «Это совсем вас не касается»;
д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете.
20. В вашем присутствии кто-то споткнулся и упал. В таких случаях вы:
а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги?»;
б) говорите: «У вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для вас сделать?»;
в) спрашиваете: «Что случилось?»;
г) говорите: «Это все колдобины на тротуаре»;
д) никак не реагируете на это событие.
21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-то говорит: «С вами все в порядке?» Обычно вы:
а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!»;
б) ничего не говорите, игнорируете этого человека;
в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?»;
г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне»;
д) говорите: «Пустяки, у меня все будет в порядке».
22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена на кого-то другого. Обычно в таких случаях вы:
а) ничего не говорите;
б) говорите: «Это их ошибка!»;
в) говорите: «Эту ошибку допустил(а) я»;
г) говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек»;
д) говорите: «Это их горькая участь».
23. Вы чувствуете себя оскорбленным(ной) словами, сказанными кем-то в ваш адрес. В таких случаях вы обычно:
а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он вас расстроил;
б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать;
в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным(ой); „
г) в свою очередь оскорбляете этого человека;
д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.
24. Кто-то часто перебивает вас, когда вы говорите. Обычно в
таких случаях вы:
а) говорите: «Извините, но я хотел(а) бы закончить свой рассказ»;
б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»;
в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ;
г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь;
д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»
25. Кто-то просит вас сделать что-то, что помешало бы вам
осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно:
а) говорите: «Я действительно имел(а) другие планы, но я сделаю то, что вы хотите»;
б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еше»;
в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;
г) говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое»;
д) говорите: «Я уже приступил(а) к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».
26. Вы видите кого-то, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:
а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу;
б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете разговор;
в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с вами;
г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о ваших успехах;
д) ничего не говорите этому человеку.
27. Кто-то, кого вы раньше не встречали, останавливается и
окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Что вам угодно?»;
б) ничего не говорите;
в) говорите: «Оставьте меня в покое»;
г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;
д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.
Данный тест выявляет умение общаться и представляет собой разновидность теста достижений, которые используются на экзаменах для определения умения решать математические, физические, лингвистические и другие задачи. Он построен по типу задачи, которая имеет правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на «неправильные снизу» (зависимые) и «неправильные сверху» (агрессивные).
Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации даются пять возможных вариантов поведения. Необходимо выбрать один, присущий именно данному человеку, способ поведения в конкретной ситуации.
С помощью ключа можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.
В опроснике представлены вопросы по коммуникативным ситуациям пяти типов:
- ситуациям, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12);
- ситуациям, в которых необходимо реагировать на отрицательные высказывания партнера (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24);
- ситуациям, в которых к человеку обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);
- ситуациям беседы (вопросы 13, 18, 19, 26, 27);
- ситуациям, в которых требуется проявить эмпатию (понимание чувств и состояния другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).