С помощью ключа определите, какой способ общения вы выбрали (зависимый, компетентный или агрессивный) в каждой предложенной ситуации. Проанализируйте результаты. Какие умения у вас сформированы? Какой тип поведения преобладает?
Блоки умений:
- умение оказывать и принимать знаки внимания/комплименты (вопросы 1, 2, 11, 12);
- умение реагировать на справедливую критику (вопросы 4, 13);
- умение реагировать на несправедливую критику (вопросы 3, 9)
- умение реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (вопросы 5, 14, 15, 23, 24);
- умение обращаться к другому с просьбой (вопросы 6, 16)
- умение отвечать отказом на чужую просьбу (вопросы 10, 17, 25).
- умение проявлять сочувствие, поддержку (вопросы 7, 20)
- умение принимать сочувствие и поддержку со стороны других (вопросы 8, 21);
- умение вступать в контакт с другим человеком (вопросы 18, 26)
- умение реагировать на попытку другого человека вступить в контакт (вопросы 19, 27).
Номер вопроса | Зависимый способ общения | Компетентный способ общения | Агрессивный способ общения |
а; г | б; в | д | |
а; в | д | б, г | |
в; д | б | а, г | |
б; д | г | а, в | |
г | а, б | в, д | |
а; г | в; д | б | |
б; г | а; в | д | |
а; г | в | б, Д | |
Д | б;,в | а, г | |
б; д | г | а, в | |
] 1 | б; д | г | а, в |
б; г | а | в, д | |
а; г | в | б; д | |
а; в | д | б; г | |
в; д | б | а; г | |
б; д | г | а; в | |
г | а; б | д; в | |
а; г | в | б;д | |
а; в | д | б; г | |
г; д | б; в | а | |
б | г; д | а; в | |
а | в; г | б;д | |
а; в | д | б; г | |
г | а; б | в; д | |
в | а; д | б; г | |
в; д | а; б | г | |
б; д | а; г | в |
Например, если в вопросах 1, 2 и 12 вы выбрали ответы «а», а в вопросе11 – «б», то это значит, что умение принимать даже заслуженные похвалы у вас развито слабо: три из четырех реакций были зависимыми, неуверенными, и только одна (вопрос 11) — уверенной. Или если в вопросах 3 и 9 вы выбрали ответы «а» или «г» — вы агрессивно реагируете на критику, независимо от ситуации.
1. Устные сообщения:
Конфликты в педагогическом взаимодействии
Литература:
• Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010. С. 356-365
• Психология: Учебное пособие. / Под. Ред. Панферова В. Н. – СПб.: Питер, 2013.
• Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991.
• Майерс Д. Конфликт и примирение // Социальная психология. СПб.: Питер, 2001
• Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений, 2009
Что должно быть отражено:
ü Виды и причины конфликтов, возникающих в педагогическом взаимодействии
ü Роль педагога в разрешении конфликтных ситуаций, возникших между учащимися
Манипулирование в школе (сообщение могут подготовить 2 студента)
Литература:
- Педагогическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. – СПб.: Питер, 2010. - С.360-367
- Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: «ЧеРо», Издательство МГУ, 2000
- Орлова Л. В. Склонность к манипулированию и понимание себя и других в юности // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. №4. С. 95-99.
- Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. Пер. Данченко В. https://psylib.org.ua/books/shost01/ [дата обращения: 28.08.2013]
- В. Н. КУНИЦЫНА, Н. В. КАЗАРИНОВА, В. М. ПОГОЛЬША, Межличностное общение. Учебник для вузов, Питер, 2001, гл.10
Что должно быть отражено:
ü Понятие манипуляции
ü Манипулирование в школе
ü Признаки манипуляции
ü Причины манипуляции
ü Защита от манипуляций
ü Человек-манипулятор и человек-актуализатор в концепции Э. Шострома
3. Психология дружбы
Литература:
• Кон И. С. Дружба. – 4-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2005
• Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989
• Не упускайте своих детей / ГаборМатэ, Гордон Ньюфельд / Перевод Петровой Е., Абрамовой А. – 2-у изд. испр. – М.: Ресурс, 2012
Что должно быть отражено:
ü Детские дружбы
ü Юношеская дружба
ü Нормативные ожидания и ценности дружбы
Альтруизм: помощь другим
Литература:
• Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2002
Что должно быть отражено:
ü Почему мы оказываем помощь
ü Когда мы оказываем помощь
ü Кому мы оказываем помощь
ü Каким образом мы можем усилить оказание помощи
Агрессия: причинение вреда другим
Литература:
• Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2002
Что должно быть отражено:
ü Теории агрессии
ü Что влияет на агрессию
ü Ослабление агрессии
Технологии самопрезентации.
https://www.dv-reclama.ru/others/articles/image/25326/samoprezentatsiya_strategii_tekhniki_i_priemy_effektivnoy_samopodachi_nou_khau_upravleniya_vpechatle/?ELEMENT_ID=25326&IS_SEF_URL=Y
Возрастные особенности общения
• Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений, 2009
Мужской и женский стили общения
· В. Н. КУНИЦЫНА, Н. В. КАЗАРИНОВА, В. М. ПОГОЛЬША
Межличностное общение. Учебник для вузов, Питер, 2001
[1]Рамендик Д. М. Психологический практикум: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009