Понятие о закономерностях воспитания.




 

Под закономерностями воспита­ния понимают устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет достигать эффективных результатов в развитии и формировании личности. Знание закономерностей воспитания создает условия для прогнозирования воспитания, придает ему содержательную и методичес­кую осмысленность. Выделяются общие и частные закономерности воспитания:

Общие закономерности воспитания:

· Характер воспитания определяется объективными потребностями и интересами общества.

· Единство целей, содержания и методов воспи­тания.

Частные закономерности воспитания:

· Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловли­вается тем, что, личностное разви­тие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. И это овладение требует от него соответствующей деятельности. Необходимость комплексной организации разных видов деятельности как предпосылки всесторон­него развития личности является существенной закономер­ностью воспитания

Поскольку целью воспитания является всесторон­нее и гармоничное развитие личности, поэтому в процессе его реализации необходимо включать учащихся в разнообраз­ные виды деятельности. К ним относятся:

- учебно-познавательная и технически-творческая деятель­ность, в процессе которой решаются задачи умственного и тех­нического развития;

- гражданско-общественная и патриотическая деятель­ность, связанная с развитием чувств гражданственности и воспита­нием чувства со-причастности к стране, родине, со-гражданам;

- общественно полезна деятельность, формирующая стремление к созидательности;

- морально-нравственная де­ятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);

- художественно-эстетическая деятельность, способствую­щая эстетическому развитию;

- физкультурно-спортивная, обеспечивающая физическое развитие, развитие двигательных качеств и навыков.

· Активность форми­руемой личности в организуемой деятельности. Эта за­кономерность обусловливает­ся тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.

Активность оп­ределяется как деятельное состояние субъекта, т.е. действу­ющего лица. Первопричиной активности человека являются те внутрен­ние противоречия между достигнутым и необходимым уров­нем развития, которые он переживает в различных жизнен­ных обстоятельствах и которые побуждают его к деятель­ности и к работе над собой. ( Например, учащийся, попадая в другую языковую среду, замечает и эмоционально переживает недостатки своей речи, что может побудить его к ее совершенствованию. Или выпол­нение той или иной работы сталкивает учащегося с отсутствием соответствующих умений, что приводит к внутреннему переживанию и, следовательно, к овладению новыми приемами работы).

· Гуман­низм и уважение к личности в сочетании с высокой требова­тельностью. Основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и учащегося вызывает у него определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отноше­ния проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжела­тельностью и демократизмом, носят гуманный характер, то воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызы­вать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

В тех же случаях, когда отношения между педагогом и вос­питанником несут на себе печать негативности, авторитарнос­ти, воспитательное влияние педагога вызовет у последнего от­рицательные переживания и не будет иметь положительного воспитательного эффекта.

Существенной особенностью воспитания в этом случае явля­ется то, что педагог должен заботиться об укреплении благоже­лательных отношений с учащимися, проявлять к ним искрен­нее уважение, педагогический такт, создавая условия для их благоприятного самочувствия, психологического комфорта и укрепления личного достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие требования, побуждать к улучшению своего поведения.

· Открытие перед уча­щимися перспектив роста, помощь в достижении успеха. Способность видеть образовательную перспективу ученика проявляется созданием такого образовательного пространства, которое сопряжено с жизненной ситуацией и личным опытом ученика, задает развитие и саморазвитие. В основе этой закономерности лежит психоло­гическая идея о том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и направляют, стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внут­реннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испы­тывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Повторение неудач снижает активность личности. (На­пример, школьник, отставший в учебе, совсем перестает учить­ся. Включая учащегося в разнообразные виды дея­тельности, стимулируя его активность, есть необходимость обеспечить условия успеха в этой деятельности, чтобы она вызыва­ла у них положительные эмоциональные переживания).

· Выявление положи­тельных качеств учащихся и опора на них. В силу физичес­ких и психических различий, а также особенностей предшест­вующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разному. Кри­тика и осуждение недостатков в поведении школьника не только не снимают у него негативных психоло­гических переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Истина заложена в народном изречении, которое гласит: предположить порок - значит со­здать его.

Обращение внимания на то поло­жительное, что есть в ученике, и, опираясь на это положитель­ное, есть возможность возбудить у него стремление (потребность) к улучшению своего поведения.

Воспитание через положительное требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать.

· Учет возрастных и ин­дивидуальных особенностей учащихся. На поведении и разви­тии личности сказываются ее возрастные и инди­видуальные особенности. Не меньшее влияние на воспитание оказывают особенности умственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия.

· Личностный подход в воспитании. Личностный подход основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть «личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям». Понимание данного определения личностного подхода настраивает педагога видеть в каждом воспитаннике уникальную личность и позволяющем, соответственно, самому воспитаннику считать себя таковой. Характерные проявления личностного взаимодействия: помощь преобладает над доминированием; понимание над осуждением; принятие, одобрение над отказом; уважение неприкосновенности над её нарушением; позитивность над негативностью; открытость над замкнутостью; согласие с неопределенностью над нетерпимостью.

· Воспитание может осуществляться в коллективе и через коллектив.

Особенности данной закономерности:

1. Личность будет воспитываться в хорошо организован­ном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллек­тиве;

2. Влияние коллектива обеспечивает свободу и защищенность личности, что обогащает ее, если выступа­ет как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богат­ство социальных ценностей.

· Единство и согласованность педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Школьники, как правило, нахо­дятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают дет­ские и юношеские организации, а также семья и общественность. Если все эти влияния не будут согласованными и будут действовать в различных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.

Принципы воспитания.

 

Принципы воспитания - это общи исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. В них выражается ведущее направление воспитательной деятельности и характеризуется особый стиль воспитания.

К принципам воспитания применимы следующие требования:

· обязательность - успешность воспитательного процесса определяется полнотой воплощения теоретических принципов в практической деятельности;

· комплексность - принципы воспитательного процесса предполагают одновременное использование;

· равнозначность означает отсутствие иерархии в системе воспитательных принципов - нет главных принципов и второстепенных.

Основными компонентами модели воспитательного процесса согласно Законе РФ «Об образовании», на сегодняшний день, являются:

· Сохранение в воспитании преемственности поколений, интеллектуального освоения проблем науки, истории, культуры, образования;

· Углубление и обновление воспитательного процесса познавательной, художественно-эстетической, историко-краеведческой, спортивной, игровой, трудовой деятельностью;

· Педагогический процесс воспитания должен соотноситься с самовоспитанием обучающихся, становлением их мировоззрения, самосознания, ценностных ориентаций, самоопределением в получении образования, выборе профессии, принятием жизненно важных решений.

Компоненты современной модели образования и рассмотренные закономерности воспитания выступа­ют основой для формулирования основополагающих принципов, или требований, на осно­ве которых необходимо осуществлять процесс воспитания.В процессе воспитания и развития личности, в целом, важнейшими методологическими принципами являются:

· принцип научности, определяющий приоритетные задачи современного образования и воспитания в учебных заведениях, включения в процесс воспитания новых интеллектуально-познавательных, философских и мировоззренческих идей;

· принцип возрастного подхода, основанный на учете психологических, физиологических, интеллектуальных и других индивидуальных особенностей обучающихся разного возраста;

· принцип природосообразности в воспитании личности дошкольника, младшего школьника, подростка, старшеклассника позволяет рассматривать развитие ребенка в соответствии с физиологическими, психическими особенностями, данными ему от природы и с учетом усложнения задач его умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового потенциала;

· принцип культуросообразности направлен на воспитание обучающихся в духе народных культурных традиций, восприятие достижений отечественной и мировой культуры, искусства, уважение к родному и иностранным языкам как области сознания, межнациональной и межкультурной коммуникаций, приобщении к материальному и духовному наследию, ценностям мировой цивилизации;

· принцип конкретно-исторического подхода к анализу общественных явлений и воспитания в социальных условиях рыночных отношений, имеет значение в оценке взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов в научной, психологической и практической подготовленности выпускника средних общеобразовательных учебных заведений к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях и к труду;

· принцип гуманизма как нравственной, мировоззренческой категории и области сознания личности в воспитательном процессе школы приобретает особую значимость в гуманистической направленности и ориентации воспитания детей, подростков, юношества;

· принцип единства и целостной совокупности основных компонентов мировоззрения (взглядов, убеждений, идеалов) в процессе воспитания, является целесообразным в определении духовности, ценностных ориентаций личности в мире человеческих отношений, образования, культуры и труда;

· принцип связи теории с практикой выражает проявление мировоззрения, самосознания, самовоспитания личности в различных видах деятельности с учетом профессиональной направленности, духовных интересов и потребностей, создания благоприятных социально-психологических условий и нравственного климата для утверждения человеком своих духовно-нравственных позиций и жизненных планов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: