Методика организации коллективно-творческой деятельности (КТД)




Лекция 2. Методика организации коллективно-творческой деятельности (КТД).

План:

1. Методика педагогической инструментовки организаторской деятельности воспитанников.

2. Методика организации коллективных творческих дел и социально-значимых проектов (познавательных, трудовых, художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, организаторских, общественно-политических).

3. Методика проведения школьного праздника.

Основная литература:

1. Борытко, Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Н.М. Борытко, И. А. Соловцова, А.М. Байков. — М.: Академия, 2007.

2.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

4. Педагогика: Учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алешина, И.В. Власюк и др. – М.: Высш. шк., 2006.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, В.И. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Блохина, А.А. Методика воспитательной работы в современной школе / А.А. Блохина. — М.: Рос. пед. агенство, Брянск-Курсив, 1997.

2. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

3. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. — М.,1989.

4. Калейдоскоп школьных дел / Авт.-сост. В.Н. Щербакова, У.М. Смекалова. — Псков, 2000.

5. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. / В.С. Кукушин. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2004.

6. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., стер. — М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

7. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н.Степанова. — М., 2000.

8 Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Бейбородова. — М., 2001.

9. Торгашов, В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы, Забавы, Викторины, Путешествия. Советы. Игры / В.Н. Торгашов. — М., 2001.

10. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики / Н.Е. Щуркова. — М.. 2001.

Основные понятия: коллективно-творческая деятельность, форма воспитательной работы, взаимодействие, педагогическая поддержка.

Тезисы:

Методика организации коллективно-творческой деятельности (КТД)

1. Коллективно-творческая деятельность - организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям (И. П. Иванов).

Методика организации коллективно-творческой деятельности предполагает:

• организацию жизни детского коллектива как общественно значимой — на основе совместной заботы педагогов и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни своего коллектива и самосовершенствовании, о близких и далеких людях;

• построение коллектива на принципах сменяемости ролей (в коллективе нет постоянных поручений и постоянных руководителей, каждый может попробовать себя в любой роли), опоры на «малые группы» внутри коллектива (состав этих групп постоянно меняется — так дети учатся взаимодействовать с разными людьми), коллективного планирования, подготовки, анализа и организации общих дел, отношений и поступков;

• организацию жизни детского коллектива как личностно значимой и эмоционально насыщенной;

• организацию жизни детского коллектива как художественно инструментованной (посредством ритуалов, традиций, игровых приемов и т.п.);

• особую позицию педагога как старшего товарища («рядом и чуть впереди»), искреннего и понимающего, готового и умеющего взаимодействовать с детьми.

Центральным звеном коллективно-творческой деятельности является коллективное творческое дело (КТД). Именно правила его организации составля­ют основу методики организации коллективно-творческой деятельности.

В организации «классического» КТД вы­деляют шесть стадий (по И. П. Иванову):

Первая стадия — предварительная работа коллектива; цель - создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации.

Формы организации деятельности детей на этой стадии:

Стартовая беседа. Ведет педагог, показывающий школьникам привлека­тельность предстоящего дела или ставящий проблему, для решения которой нуж­но провести определенное дело. Идет коллективное обсуждение по вопросам: что будем проводить? зачем (для кого)? когда? с кем вместе? кто будет участвовать? кому быть организатором? (Вопрос «как?» при этом не ставится).

Разведка интересных дел (РИД). Может предшествовать стартовой беседе. Класс (отряд) делится на микрогруппы (оптимальное число детей в микрогруппе — пять человек), и каждая микрогруппа получает задание: пройти по опреде­ленному маршруту (библиотека, детский сад, школьный «живой уголок», парк), возможно, побеседовать с определенными людьми (библиотекарем, заведующей детским садом, учителем биологии) и выяснить, какие интересные дела там можно провести, кто нуждается в помощи. Выбирается самое интересное и нужное дело.

«Развивающаяся кооперация». Первоначальный список дел составляется инди­видуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парной работе, потом парные продукты анализируются и отбираются в «четвер­ках», затем, если требуется, проводится аналогичная работа в «восьмерках». В итоге появляется общий список предложений, идей, который экспертами или ка­ким-то другим способом доводится до решения.

«Мозговой штурм». Коллектив школьников разбивается на микрогруппы; за­дача каждой из них — за определенный промежуток времени (он должен быть ко­ротким) предложить как можно больше коллективных творческих дел. При прове­дении мозгового штурма не разрешается отбрасывать ни одной идеи (даже самой фантастической), существует жесткий запрет на критику предлагаемых идей, по­ощряется развитие идей. Результаты мозговых штурмов объединяются в единый список. Специально выделенная группа экспертов или ведущий в диалоге со всем коллективом отбирает одно или несколько дел, которые будут проводиться в ближайшее время. При этом педагог указывает критерии отбора.

«Аукцион идей». Предварительно создается «ящик предложений», куда все желающие опускают записки с предложениями о том, какие КТД можно было бы провести в ближайшее время, и с краткой характеристикой их замысла. Затем предложения выставляются на «аукцион». Отбираются те из них, за которые за­платили больше условных «денег».

Вторая стадия — коллективное планирование, разработка проекта (на этом этапе детский коллектив разбивается на микрогруппы (команды, экипажи, бригады), каждая из которых разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела. Для активизации работы воспитанников педагог использует различные приемы: подсказка (например, совет почитать какую-либо книгу, посмотреть телепередачу), «заговор» с отдельными членами коллектива («Давайте по секрету от других подумаем вот над чем...»), «мозговой штурм», увлечение воспитанников перспективой предстоящего дела, прямое участие в обсуждении. Каждая микрогруппа защищает свой вариант проведения КТД перед всем коллективом. В результате коллективного обсуждения разных вариантов рождается проект КТД. Выбирается «совет дела» — временный орган, который будет руководить проведением КТД; в него входят представители всех микрогрупп.

Третья стадия — коллективная подготовка КТД. Совет дела уточняет совместно выработанный проект КТД, разрабатывает и распределяет по микро­группам поручения по подготовке к предстоящему делу. Поручения обсуждаются в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению отдельных частей общего замысла, учитывая высказанные ранее пожелания и предложения. На этой стадии микрогруппы готовят свои «кусочки» предстоя­щего дела, творческие сюрпризы, элементы оформления, награды. Совет дела координирует деятельность микрогрупп.

Четвертая стадия — стадия проведения КТД. Это и есть собственно коллективное творческое дело, итог работы, проделанной при его подготовке. В коллективном творческом деле нет зрителей — участниками являются все. При проведении КТД допускаются отступления от первоначального проекта (сценария) за счет сюрпризов микрогрупп, экспромтов, импровизаций.

Позиция педагога во время проведения КТД может варьироваться от открытого руководства делом до тех или иных способов косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД). Чем больше у ребят опыта организации совместной деятельности, тем больше педагог отходит от позиции руководства и обращается к более мягким вариантам педагогической помощи в форме регулирования настроения, взаимоотношений, позиций.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. На этой стадии организуется участие каждого члена коллектива в разговоре об опыте (как своем собственном, так и своих товарищей) проведенного КТД. В коллективном анализе возможны две линии: анализ организации КТД и саморефлексия. Для анализа организации КТД школьникам предлагаются для обсуждения следующие вопросы: а) Что понравилось и по­чему? Кому скажем «спасибо»?; б) Что не получилось и почему?; в) Что пред­лагаем на будущее? (В случае необходимости вопросов может быть и больше). С целью организации саморефлексии ставятся вопросы, обращенные к анализу отношений, чувств, мыслей: Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызва­ло чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Что показалось не­ожиданным, удивительным? Помогло ли КТД что-то понять в себе?

Шестая стадия — ближайшее последействие. На этой стадии руково­дитель коллектива организует использование воспитанниками в учебной и внеучебной деятельности опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Это может быть работа в микро­группах на уроке, подготовка сюрприза для малышей, оформление летописи коллектива.

2. В рамках методики организации коллективно-творческой деятельности предполагается проведение КТД различной направленности — трудовых, по­знавательных, художественно-творческих, спортивных, общественно-политических.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям. Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость. Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Суть познавательных КТД — открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. На первый план выступает развитие у школьников гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД — формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию, непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Осознавая и воплощая замысел экспедиций в мир разгаданных и неразгаданных тайн, школьники вместе со взрослыми и под их руководством применяют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими в учебной работе по всем предметам гуманитарного и естественно-математического циклов, а также приобретенные с помощью самостоятельного чтения, полученные из передач радио и телевидения, в повседневном общении со сверстниками и взрослыми. Ребята начинают интересоваться событиями общественно-политической жизни, увлекаются искусством, примеряют на себя различные профессии, стремятся проникнуть в «тайны» здоровья и человеческой психики. Все это работает на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора, интеллектуальное развитие.

Художественные КТД самых разнообразных вариантов целенаправленно развивают художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души; обогащают внутренний мир человека.

Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД — развитие у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием.

Любое практическое дело — трудовое, познавательное, художественное, спортивное, общественно-политическое — становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности.

Это сложная система деятельности (общей, творческой, гражданской) воспитателей и воспитанников, направляемой воспитателями. Это единство двух типов отношений — отношений товарищеского творческого обучения и отношений товарищеского содружества поколений.

Коллективно-творческая деятельность — это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практи­ческие, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодей­ствия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

3. Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов, идёт через праздник.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, помогает понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Государственные праздники это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.

Профессиональные праздники служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся дни различных профессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.) и профессиональные праздники местного значения (День пуска первого агрегата Зейской ГЭС и др.)

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

Методика проведения школьного праздника:

1. Создание постановочной группы (сценарист, режиссер, музыкальный руководитель).

2. Создание сценария.

3. Определение темы мероприятия (О чем?).

4. Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?).

5. Определение масштаба мероприятия.

6. Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.).

7. Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации).

8. Составление сметы расходов.

9. Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, реклама в СМИ и афишах, репетиционный период).

10. Проведение мероприятия.

Вопросы для уточнения:

1. Уточните, что такое форма воспитательной работы?

2. Чем отличаются коллективные творческие дела от других форм воспитательной работы?

Вопросы для обсуждения:

1. Как основные идеи КТД отвечают идеям современной гуманистической парадигмы воспитания?

2. В чем специфика педагогической позиции воспитателя, работающего по методике КТД?

Вопросы для контроля:

1. В чем заключаются сущность понятия «коллективно-творческая деятельность»? Перечислите этапы и приемы организации КТД.

2. В чем суть личностно-ориентированной методики КТД? С помощью каких приемов ее можно реализовать?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: