Рецензия на роман «Социализм. Философское осмысление неудачного эксперимента» автора Гарифолла Есим




Актуальность темы романа обусловлена тем, что социализм – это былое, прошлое, прожитое нашим обществом. Время когда автор вместе с своим поколением родился, рос, стал взрослым человеком, – это время социализма. Социализм – это биография нескольких поколений.

Роман состоит из предисловия, пяти глав и вывода объёмом 141 страница.

В начале романа автор говорит что социализм - тема, которую он хорошо знает. Он родился при социализме, 44 года жил в социалистическом обществе. Многие годы изучал теорию социализма, занимался пропагандой его идей среди населения. Он не берется утверждать, что все, что знает о социализме, есть истина в последней инстанции. Как говорится, у каждой горы своя вершина, и его слово – это только его слово, произнесенное им.

Произведение написано в традициях лучшей философской прозы. Роман является достоверной интерпретацией исторического периода, именуемого в истории социализмом, причем в романе речь идет о социализме в Казахстане, хотя автор глобально осмысливает всю советскую модель социализма, что позволяет выйти за географические рамки. Здесь рассказывается о событиях Первой Мировой Войны и зарождении Социализма, Голодомора, развенчании культа Сталина в 50-ых годах, упоминается об эпохе Хрущева Брежнева, и Горбачева, а также речь идет о месте социализма в мире и обществе тех времен.

Гарифолла Есим особое внимание уделяет тому, что в Казахстан коммунизм пришел насильственным, миссионерским путем. Он доказывает что казахи, которые находились в родовых отношениях, не знали и не представляли, что такое классовая борьба. Богатство и бедность они связывали с трудолюбием и ленью, бережливостью и расточительностью.

На мой взгляд автор в романе поднял и раскрыл вопросы:

- формирования мировоззрения его и его поколения на основе системы знаний, порой взаимоисключающих друг друга, прямо противоположных мнений. Советская идеология сделала свое дело, и взгляды постепенно сформировались соответственно общей атмосфере, отличные взгляды остались только в аксакалов, живших до социализма и знавших: «Власть, основанная на лжи, от нее и погибнет»;

- голодомора, который в 1931 году обрушился черной тучей. Про то повальное сумасшествием, что происходило с людьми, когда они голодали;

- вопрос того, сколько жизней было погублено в годы строительства социализма в Казахстане и что, надо осмыслить главное, – а нужны ли были эти жертвы? Что все игры с социалистическими идеями могут привести к тяжелым социальным потрясениям. И что именно это должен осмыслить и осознать тот, кто придет после;

- о том, что вычеркнуть из сознания идеи коммунизма и социализма не просто. Ибо идея коммунизма основана на религиозных традициях. Ленинские большевики поменяли одну религию на другую.

- атеизма, который сам по себе – одна из форм религии безбожия. Вместо веры в Бога вселялась вера в идею.

- коммунистической морали, в которой есть как сходство с христианством, так и различия. Сейчас на сознание людей влияет именно их сходство. Все, кто голосует сейчас за коммунистов, – это те, кто сознательно или неосознанно воспринимает это сходство.

- сути русского коммунизма. Если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды, русской идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы. Но русский коммунизм более связан с русскими традициями, чем это обычно о нем думают, традициями не только хорошими, но и очень плохими. В результате коммунизм, став опорой русской идее, помог ей стать решающей мировой силой. Всем понятно, что провозглашенный когда-то социалистический лагерь – это пространство обитания русской идеи;

- существования аульного хозяйства у казахов до социализма. В аулах присутствовала общинно - родовая собственность, которая была на много сложнее и многограннее нежели коллективно – социалистическая. Азиатский способ производства отличается от феодальных отношений.

Теоретические проблемы социализма, гармонично переплетаясь с сюжетами жизни автора, изложены в форме рассказов о грехе и следующей за ним вине. Автор рассказывает о событиях своего детства, а также в произведении появляются реальные рассказы людей, которые были свидетелями зарождения, процветания и упадка Социализма. Автор обращается как к мудрости предков, так и к высказывания философов.

В романе не слишком соблюдены временные рамки, так как в стиле воспоминаний автор передает события разных исторических периодов, но это не мешает четко представить картину прошлого.

Проблемы социализма, повествуемые не как утопия, а как форма общественного бытия миллионов людей, одним из которых является автор. Прибегая к смысловым аллегориям, Гарифолла Есим ясно дает читателям понять, что понятие «советский человек» совмещало в себе и плохое – «гомосоветикус», «совок», и хорошее – в смысле принадлежности к огромной гордой державе.

Эта книга должна быть интересна молодому поколению, которое не знает что такое социализм. Молодому поколению, которое мечтает о зрелом, справедливом обществе и стремится его построить. Социализм порожден желанием справедливого общественного обустройства. Как показало время, это была отрицательная практика. Но в науке существует выражение «отрицательный результат – тоже результат». В этом смысле социализм – результат поисков справедливости.

Д. Дорошенко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: