Летний палаточный лагерь – сложная система (СС)




Системный подход в организации летнего палаточного лагеря

 

Методические рекомендации

по организации летнего палаточного лагеря

 

 

Автор:

Трапер Александр Ефимович

педагог-организатор

ДЮЦ «Васильевский остров»

 

 

Санкт-Петербург

2014 год


Оглавление

1. Введение 3

2. Немного теории. Элементы и приёмы ТРИЗ 4

3. Летний палаточный лагерь как сложная система 6

4. Планирование программы 8

4.1. Выбор темы и литературной основы программы 9

4.2. Планирование тематических дней 10

4.3. Работа советов дел и инициативных групп 11

5. Другие элементы и приёмы ТРИЗ, которые мы планируем
использовать в лагере 14

6. Заключение 16

7. Библиография 17

8. Приложения 18


Я знаю, что ничего не знаю

Сократ

Введение

 

Тема данной работы, прежде всего, актуальна для Организации, которой автор имеет честь руководить на протяжении многих лет, и имеет сугубо практическую направленность.

Организация, ведущая подготовку рассматриваемого летнего палаточного лагеря, называется Детская региональная общественная организация «Форпост культуры» (далее Форпост культуры, Форпост, или ФК) и действует с 1986 г. За эти годы накопилось много традиций и опыта, но и неоднократно менялись структура и формы работы. Форпост культуры небольшая организация, в которой состоят как постоянные отряды, так и участники массовых программ.

Основное содержание работы Форпоста культуры это создание разновозрастных детско-взрослых сообществ (отрядов) и организация их деятельности по освоению культуры.

Мы учим ребят (и учимся вместе с ними) через практическую деятельность самостоятельности, ответственности, товариществу, альтруизму, стремлению к самосовершенствованию и познанию мира.

 

Наш Форпост был создан в 1986 году макаренковским педагогическим отрядом «Звезда».

День рождения отмечаем 6 октября.

 

Слово форпост означает передовой пост, находящийся в трудном и ответственном месте.

Миссия Форпоста культуры – создание разновозрастных детско-взрослых сообществ (отрядов) и организация их деятельности по освоению культуры.

Под освоением культуры в детском объединении мы понимаем:

☼ Изучение различных аспектов культуры через дело и игру.

☼ Практическая забота о сохранении культуры (то, что по силам детскому объединению).

☼ Создание своего культурного опыта и своей субкультуры.

 

В своей жизни Форпост стремится следовать идеям:

· Уважение к личности по Янушу Корчаку (польский педагог, писатель и врач).

· Отношения заботы об улучшении окружающей жизни по И.П. Иванову (основатель коммунарского движения в нашей стране и создатель методики коллективной творческой деятельности).

· Жизнь в культурной среде по С.Т. Шацкому (организатор первого в России детского клуба, один из первых поставивший проблемы культурно-педагогической работы в среде и организации жизни детских субкультур).

· Самоуправление по А.С. Макаренко (создатель методики воспитания через коллектив).

· Игра, романтика и путешествия по Р. Баден-Пауэллу (основатель скаутского движения), по И.Н. Жукову (один из первых скаут-мастеров России, стоявший у истоков пионерского движения и методики длительных воспитывающих игр), по В.П. Крапивину (детский писатель, создатель отряда «Каравелла»).

 

В июне Форпост культуры проводит на Карельском перешейке летний палаточный лагерь (ЛПЛ) продолжительностью в 10-12 дней. Лагерь небольшой – как правило, выезжают 15-20 человек из членов постоянных отрядов Форпоста. Возраст от 9 до 16 лет, и ещё на выходные дни присоединяются взрослые форпостовцы и родители ребят.

Форпостовский летний лагерь является концентрированной формой работы нашей Организации, в которой решаются основные педагогические задачи Форпоста культуры. Летний лагерь - своеобразный итог развития коллектива и личностного роста ребят и, одновременно, новый этап движения и сильный импульс дальнейшего развития.

ЛПЛ имеет огромные преимущества по сравнению с аудиторными занятиями. Здесь перед ребятами сама лагерная жизнь ставит изобретательные задачи, и решать их надо не только умозрительно или на бумаге, а на практике.

Форпост проводит лагерь почти каждое лето. Накопился большой опыт, родились и живут традиции, но каждый раз мы стараемся подойти творчески к содержанию лагеря, отшлифовать организационную подготовку, сделать её общей заботой всех участников лагеря.

Данная работа – попытка использования отдельных приёмов ТРИЗ в организации лагеря. Процесс подготовки СПЛ только начался. Автор пытается рассмотреть то, что уже удалось применить на практике, и наметить дальнейшие действия в соответствии с ТРИЗовским подходом.

 

 

Немного теории

 

В организации деятельности ДРОО «Форпост культуры» мы опираемся на две методики (педагогические технологии) – методика коллективной творческой деятельности, создателем которой является И.П. Иванов, и скаутской методики (скаутинг, основатель Р. Баден-Пауэлл).

 

Ключевое понятие методики коллективной творческой деятельности является общая забота об улучшении окружающей жизни. Главное звено методики – коллективное творческое дело (КТД).

В проведении КТД выделяются 6 стадий:

1. подготовка руководителей

2. коллективное планирование

3. коллективная подготовка

4. коллективное проведение

5. коллективное подведение итогов

6. последействие

 

Скаутский метод базируется на следующих принципах:

1. работа в малых группах

2. инициатива и ответственность

3. обучение через дело и игру

4. общественная полезность

5. жизнь на природе

6. система роста

 

Если иметь в виду частные задачи, то методика КТД-ти, без сомнения, стимулирует коллективное творчество. Скаутинг, в свою очередь, развивает находчивость и изобретательность ребят.

 

Тем не менее, автор данной работы, в самых общих чертах ознакомившись с ТРИЗ, уверен, что элементы этой теории прекрасно могут сочетаться с вышеназванными педагогическими технологиями, и помогут в решении стоящих перед организаторами лагеря задач.

 

Элементы и приёмы ТРИЗ, которые автор предполагает использовать при организации ЛПЛ.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (или 9-экранная схема) – приём ТРИЗ, помогающий увидеть связи изучаемого объекта в нём самом и с внешней средой.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

В практике ФК этот приём используется довольно часто. Как известно, Мозговой штурм не самое эффективное средство, но даёт хорошие результаты при решении организационных задач. В нашем случае так и получается, поскольку планирование (придумывание) программы лагеря и отдельных КТД являются организационными задачами. Одним из недостатков этого приёма, считается то, что успех во многом зависит от роли ведущего, он должен обладать особой харизмой. Однако, в ситуации работы с детским коллективом, ведущим мозгового штурма как правило становится педагог, который по своим профессиональным качествам должен уметь вести подобные коллективные обсуждения. Отрицательная сторона мозгового штурма – излишние идеи. Но и это при придумывании дел, планировании лагеря может стать преимуществом.

ИГРА В АССОЦИАЦИИ. Один из способов развития мышления. В нашем опыте игра в ассоциации помогает сделать мозговой штурм более результативным.

 

 


Летний палаточный лагерь – сложная система (СС)

 

Главная особенность лагеря как системы в том, что это ЖИВАЯ СИСТЕМА. Участники лагеря – ребята и взрослые («обитатели») - одновременно являются и объектом воздействия системы и субъектом выполнения её функций, как главная подсистема (ПС-1).

Главная функция лагеря – развитие ядра основного коллектива Форпоста культуры.

 

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

«ЛЕТНИЙ ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ»

 

 

НС-1 ДРОО Форпост культуры

НС-2 семьи ребят и взрослых участников лагеря

НС-3 местность расположения лагеря, природа

 

ПС-1 обитатели лагеря (участники)

ПС-2 материальная часть (ресурсы)

ПС-3 программа деятельности

ПС-4 территория лагеря

 

Каждая подсистема в свою очередь состоит из подподсистем (ППС). Ограничимся списком ППС без составления схемы.

 


ППС-1а.1 актив

ППС-1а.2 опытные ребята

ППС-1а.3 новички в лагере

ППС-1а.4 взрослые жители

 

ППС-1б.1 отряды

 

ППС-2.1 – лагерное имущество

ППС-2.2 – финансовые ресурсы

ППС-2.3 – продовольственные ресурсы

 

ППС-3.1 план по дням

ППС-3.2 тематические дни

ППС-3.3 обучение

ППС-3.4 распорядок дня

ППС-3.5 чередование традиционных поручений (ЧТП)

ППС-3.6 система управления ЛПЛ

 

ППС-4.1 – оборудование для питания

ППС-4.2 – оборудование для сна

ППС-4.3 – сооружения для быта

ППС-4.4 – зоны и сооружения для программы

 


Таким образом, можно рассматривать ЛПЛ как большой коллективный проект, состоящий из небольших подпроектов.

 

Чтобы рассмотреть ЛПЛ в динамике, используем 9-экранный системный оператор (СО). Особенность нашего СО в том, что собственно система СПЛ, которую рассматриваем, принадлежит одновременно к настоящему – то, что сейчас готовим, и к будущему, т.к. лагерь ещё будет. Обозначим эти два состояния системы как «ЛПЛ-проект» и ЛПЛ-реальный»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: