Системный подход в организации летнего палаточного лагеря
Методические рекомендации
по организации летнего палаточного лагеря
Автор:
Трапер Александр Ефимович
педагог-организатор
ДЮЦ «Васильевский остров»
Санкт-Петербург
2014 год
Оглавление
1. Введение 3
2. Немного теории. Элементы и приёмы ТРИЗ 4
3. Летний палаточный лагерь как сложная система 6
4. Планирование программы 8
4.1. Выбор темы и литературной основы программы 9
4.2. Планирование тематических дней 10
4.3. Работа советов дел и инициативных групп 11
5. Другие элементы и приёмы ТРИЗ, которые мы планируем
использовать в лагере 14
6. Заключение 16
7. Библиография 17
8. Приложения 18
Я знаю, что ничего не знаю
Сократ
Введение
Тема данной работы, прежде всего, актуальна для Организации, которой автор имеет честь руководить на протяжении многих лет, и имеет сугубо практическую направленность.
Организация, ведущая подготовку рассматриваемого летнего палаточного лагеря, называется Детская региональная общественная организация «Форпост культуры» (далее Форпост культуры, Форпост, или ФК) и действует с 1986 г. За эти годы накопилось много традиций и опыта, но и неоднократно менялись структура и формы работы. Форпост культуры небольшая организация, в которой состоят как постоянные отряды, так и участники массовых программ.
Основное содержание работы Форпоста культуры это создание разновозрастных детско-взрослых сообществ (отрядов) и организация их деятельности по освоению культуры.
Мы учим ребят (и учимся вместе с ними) через практическую деятельность самостоятельности, ответственности, товариществу, альтруизму, стремлению к самосовершенствованию и познанию мира.
|
Наш Форпост был создан в 1986 году макаренковским педагогическим отрядом «Звезда».
День рождения отмечаем 6 октября.
Слово форпост означает передовой пост, находящийся в трудном и ответственном месте.
Миссия Форпоста культуры – создание разновозрастных детско-взрослых сообществ (отрядов) и организация их деятельности по освоению культуры.
Под освоением культуры в детском объединении мы понимаем:
☼ Изучение различных аспектов культуры через дело и игру.
☼ Практическая забота о сохранении культуры (то, что по силам детскому объединению).
☼ Создание своего культурного опыта и своей субкультуры.
В своей жизни Форпост стремится следовать идеям:
· Уважение к личности по Янушу Корчаку (польский педагог, писатель и врач).
· Отношения заботы об улучшении окружающей жизни по И.П. Иванову (основатель коммунарского движения в нашей стране и создатель методики коллективной творческой деятельности).
· Жизнь в культурной среде по С.Т. Шацкому (организатор первого в России детского клуба, один из первых поставивший проблемы культурно-педагогической работы в среде и организации жизни детских субкультур).
· Самоуправление по А.С. Макаренко (создатель методики воспитания через коллектив).
· Игра, романтика и путешествия по Р. Баден-Пауэллу (основатель скаутского движения), по И.Н. Жукову (один из первых скаут-мастеров России, стоявший у истоков пионерского движения и методики длительных воспитывающих игр), по В.П. Крапивину (детский писатель, создатель отряда «Каравелла»).
|
В июне Форпост культуры проводит на Карельском перешейке летний палаточный лагерь (ЛПЛ) продолжительностью в 10-12 дней. Лагерь небольшой – как правило, выезжают 15-20 человек из членов постоянных отрядов Форпоста. Возраст от 9 до 16 лет, и ещё на выходные дни присоединяются взрослые форпостовцы и родители ребят.
Форпостовский летний лагерь является концентрированной формой работы нашей Организации, в которой решаются основные педагогические задачи Форпоста культуры. Летний лагерь - своеобразный итог развития коллектива и личностного роста ребят и, одновременно, новый этап движения и сильный импульс дальнейшего развития.
ЛПЛ имеет огромные преимущества по сравнению с аудиторными занятиями. Здесь перед ребятами сама лагерная жизнь ставит изобретательные задачи, и решать их надо не только умозрительно или на бумаге, а на практике.
Форпост проводит лагерь почти каждое лето. Накопился большой опыт, родились и живут традиции, но каждый раз мы стараемся подойти творчески к содержанию лагеря, отшлифовать организационную подготовку, сделать её общей заботой всех участников лагеря.
Данная работа – попытка использования отдельных приёмов ТРИЗ в организации лагеря. Процесс подготовки СПЛ только начался. Автор пытается рассмотреть то, что уже удалось применить на практике, и наметить дальнейшие действия в соответствии с ТРИЗовским подходом.
Немного теории
В организации деятельности ДРОО «Форпост культуры» мы опираемся на две методики (педагогические технологии) – методика коллективной творческой деятельности, создателем которой является И.П. Иванов, и скаутской методики (скаутинг, основатель Р. Баден-Пауэлл).
|
Ключевое понятие методики коллективной творческой деятельности является общая забота об улучшении окружающей жизни. Главное звено методики – коллективное творческое дело (КТД).
В проведении КТД выделяются 6 стадий:
1. подготовка руководителей
2. коллективное планирование
3. коллективная подготовка
4. коллективное проведение
5. коллективное подведение итогов
6. последействие
Скаутский метод базируется на следующих принципах:
1. работа в малых группах
2. инициатива и ответственность
3. обучение через дело и игру
4. общественная полезность
5. жизнь на природе
6. система роста
Если иметь в виду частные задачи, то методика КТД-ти, без сомнения, стимулирует коллективное творчество. Скаутинг, в свою очередь, развивает находчивость и изобретательность ребят.
Тем не менее, автор данной работы, в самых общих чертах ознакомившись с ТРИЗ, уверен, что элементы этой теории прекрасно могут сочетаться с вышеназванными педагогическими технологиями, и помогут в решении стоящих перед организаторами лагеря задач.
Элементы и приёмы ТРИЗ, которые автор предполагает использовать при организации ЛПЛ.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (или 9-экранная схема) – приём ТРИЗ, помогающий увидеть связи изучаемого объекта в нём самом и с внешней средой.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
В практике ФК этот приём используется довольно часто. Как известно, Мозговой штурм не самое эффективное средство, но даёт хорошие результаты при решении организационных задач. В нашем случае так и получается, поскольку планирование (придумывание) программы лагеря и отдельных КТД являются организационными задачами. Одним из недостатков этого приёма, считается то, что успех во многом зависит от роли ведущего, он должен обладать особой харизмой. Однако, в ситуации работы с детским коллективом, ведущим мозгового штурма как правило становится педагог, который по своим профессиональным качествам должен уметь вести подобные коллективные обсуждения. Отрицательная сторона мозгового штурма – излишние идеи. Но и это при придумывании дел, планировании лагеря может стать преимуществом.
ИГРА В АССОЦИАЦИИ. Один из способов развития мышления. В нашем опыте игра в ассоциации помогает сделать мозговой штурм более результативным.
Летний палаточный лагерь – сложная система (СС)
Главная особенность лагеря как системы в том, что это ЖИВАЯ СИСТЕМА. Участники лагеря – ребята и взрослые («обитатели») - одновременно являются и объектом воздействия системы и субъектом выполнения её функций, как главная подсистема (ПС-1).
Главная функция лагеря – развитие ядра основного коллектива Форпоста культуры.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
«ЛЕТНИЙ ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ»
НС-1 ДРОО Форпост культуры
НС-2 семьи ребят и взрослых участников лагеря
НС-3 местность расположения лагеря, природа
ПС-1 обитатели лагеря (участники)
ПС-2 материальная часть (ресурсы)
ПС-3 программа деятельности
ПС-4 территория лагеря
Каждая подсистема в свою очередь состоит из подподсистем (ППС). Ограничимся списком ППС без составления схемы.
ППС-1а.1 актив
ППС-1а.2 опытные ребята
ППС-1а.3 новички в лагере
ППС-1а.4 взрослые жители
ППС-1б.1 отряды
ППС-2.1 – лагерное имущество
ППС-2.2 – финансовые ресурсы
ППС-2.3 – продовольственные ресурсы
ППС-3.1 план по дням
ППС-3.2 тематические дни
ППС-3.3 обучение
ППС-3.4 распорядок дня
ППС-3.5 чередование традиционных поручений (ЧТП)
ППС-3.6 система управления ЛПЛ
ППС-4.1 – оборудование для питания
ППС-4.2 – оборудование для сна
ППС-4.3 – сооружения для быта
ППС-4.4 – зоны и сооружения для программы
Таким образом, можно рассматривать ЛПЛ как большой коллективный проект, состоящий из небольших подпроектов.
Чтобы рассмотреть ЛПЛ в динамике, используем 9-экранный системный оператор (СО). Особенность нашего СО в том, что собственно система СПЛ, которую рассматриваем, принадлежит одновременно к настоящему – то, что сейчас готовим, и к будущему, т.к. лагерь ещё будет. Обозначим эти два состояния системы как «ЛПЛ-проект» и ЛПЛ-реальный»