СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР «ЛЕТНИЙ ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ»




С пр.   ЛПЛ в 2012/13 и ранее
НС пр. Форпост культуры в 2012/13 и ранее

4. Планирование и подготовка программы лагеря.

 

Важнейшая подсистема (ПС-3) лагеря – программа деятельности участников лагеря, т.е. то, ради чего мы в лагерь едем. А именно набор дел, соревнований, занятий, тренировок, вечерних костров и т.д. При подготовке лагеря необходимо придумать эти дела, спланировать общую деятельность, расписать по дням, договорится, кто что проводит, подготовить необходимое оборудование, создать программу лагеря.

Наша задача сделать программу лагеря не только интересной, но, чтобы лагерь стал большим коллективным творческим делом, чтобы все дела были общей заботой всех участников, чтобы каждый начал мечтать о лагере.

 

Скаутская методика в чистом виде подразумевает, что всю деятельность планируют взрослые, дети только выполняют задания, которые требуют находчивости и изобретательности. Поэтому в решении задач творческого развития ребят и включения в процесс организации лагеря более созвучна методика коллективной творческой деятельности.

В методике Игоря Петровича Иванова коллективному планированию отводится очень значительная роль, разработаны различные формы планирования, которые побуждают каждого включиться в этот процесс, обогащают мотивы участия. Коллективное планирование – это не задавание вопросов типа: «Дети, что вы хотите, чтобы мы для вас провели в лагере?» (пример авторитарной и развлекательной педагогики; как правило, предложения ограничиваются – футбол, дискотека), а совместное творчество ребят и взрослых, проявление коллективной заботы о жизни своего коллектива, в данном случае лагеря.

Чаще всего при коллективном планировании используется в той или иной форме и под разными названиями метод мозгового штурма.

В самом простом традиционном варианте делается это так: ставится задача – что сейчас придумываем. Коллектив делится на группы (постоянные или временные), на некоторое непродолжительное время расходятся для придумывания – получается микромозговой штурм. Затем снова на Общем сборе каждая группа сообщает, что придумали, и в общем обсуждении отбираются лучшие варианты. Далее выбирается Совет дела (желательно, чтобы были представители из каждой группы). Задача Совета дела доработать план и руководить подготовкой дела, а позже и его проведением.

Однако такой путь коллективного придумывания не вооружает ребят конкретными приёмами творчества, не помогает подойти к проблеме системно. Такое коллективное творчество сильно зависит от состава коллектива, есть ли в нём творческие лидеры, способные своими идеями увлечь остальных; в то же время есть опасность, как при любом мозговом штурме, что ход общей мысли пойдёт по пути не имеющих смысла идей и маниловщины.

Поэтому мы, получив некоторое представление о ТРИЗ и отдельных способах развития творческого мышления, попробовали структурировать процесс придумывания программы и дел лагеря. Мы исходили из того, что большинство будущих участников лагеря встречаются на Общем сборе раз неделю, на котором можно некоторое время выделить на планирование лагеря, так, чтобы в течение апреля – мая мы всё продумали и подготовили.

 

4.1. Выбор темы и литературной основы программы.

Как правило, программа форпостовского палаточного лагеря строится как длительная ролевая (или цикловая) игра и за основу выбирается какое-то литературное произведение. Литературная основа программы помогает творчеству и стимулирует интерес ребят к чтению. Ребятам всех времён было интересно «играть в кого-то».

В прошедшем 2015 году наш лагерь назывался «По следам Робинзона» по мотивам знаменитого романа Даниэля Дефо. Были лагеря «Викинги на Вуоксе», «Маленькие дикари» по одноимённой книге Э. Сетона-Томпсона и повести Л. Вельспопф-Генрих «Харка – сын вождя», «Холмогория» по книгам Дж. Р. Толкиена, «Лагерь Робина Гуда» по соответствующим балладам, «Пиратская республика» с использованием сюжетных ходов «Острова сокровищ» Р. Стивенсона и «Одиссеи капитана Блада» Р. Сабатини и другие.

 

1-й Общий сбор по подготовке ЛПЛ посвящаем выбору темы.

Чтобы создать соответствующее настроение, а новичкам немного представить, что их ждёт, перед планированием программы на каждом Общем сборе вспоминаем прошедшие лагеря – смотрим фрагмент видеохроники прошедших лагерей.

Задача для 1-го мозгового штурма: придумать, в героев какой книги было бы здорово поиграть в лагере? Желательно, чтобы в сюжете были приключения, жизнь в лесу, чтоб герои (герой) много практического умел и знал (то, что соответствует главной теме скаутской длительной игры). Ребята были предупреждены заранее, некоторые взяли с собой выбранные ими книги.

Были выдвинуты предложения:

Жюль Верн «Дети капитана Гранта» и «Таинственный остров»;

Р. Толкиен «Хоббит. Туда и обратно»

Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

Индейцы по книгам Фенимора Купера, Дж. Шульца и других;

Пираты Карибского моря (это уже по фильму…))

 

Далее разбиваемся на группы поклонников каждой темы или книги. Каждая группа после кратковременной работы (10 мин.) должна будет представить проект развёртывания темы в программе лагеря. Т.е. в группе проходит минимозговой штурм.

Напоминаем ребятам правила придумывания:

· то, что делаем традиционно, не предлагаем

· сейчас принимаются все идеи, в том числе кажущиеся нереальными

 

Перед каждой группой поставлены следующие вопросы, которые должны помочь структурировать процесс придумывания (вручается текст с местом для написания своих идей; см. приложения):

 

1. Предлагаемая вами тема лагеря?

2. По какой книге (книгам)?

3. Кем становятся участники лагеря? Какие ещё могут быть роли?

4. Что желательно всем уметь или чему учиться в лагере исходя из темы?

5. Как оформить отряды (принцип названий), что сделать в подлагерях и другие идеи для отрядов?

6. Сюжеты для инсценировок на вечерних кострах?

7. Предложите идеи для Большой ролевой игры (на целый день или полдня). Краткий сюжет. Как может проходить?

8. Как отразить предложенную тему лагеря в традиционных и тематических днях? Что сделать нового по теме? (день Огня, день Воды, день Леса)

9. Что построить или изобрести в лагере, соответственно теме?

10. Самые разные идеи по теме?

 

Затем на Общем сборе каждая группа представляет свой проект. По ходу могут возникать новые идеи. Сообща отбираем ведущую тему.

В этот раз мы решили остановиться на книгах Жюля Верна и назвать лагерь «Таинственный берег». При этом использовать идеи из других тем: на нашем берегу «поселить» туземцев-индейцев, которые появятся в один из дней; сделать таинственными обитателями нашего берега маленьких хоббитов, для которых можно строить норы, а один из вечерних костров посвятить историям барона Мюнхгаузена. А предложенная тема пиратов присутствует и в романе Жюля Верна.

 

Из знатоков книг Ж. Верна создаём «Таинственный» Совет Дела (СД). Его задача разработать подробно тему, максимально используя все высказанные предложения и представить на Общий сбор.

СД «Таинственный» будет работать в отдельное время.

Чтобы запустить цикловую игру на всю продолжительность лагеря, кроме вышеназванных параметров, необходимо так же продумать:

- какие роли (имена) и как будем использовать?

- атрибуты игры: реквизит, костюмы, символические вещи

- язык игры – как можно называть привычные термины лагерной жизни

- особые законы или правила жизни лагеря

 

 

4.2 Планирование тематических дней.

В форпостовских лагерях сложилась практика проводить тематические дни. Эти дни являются ключевыми в программе. Традиционно это: День Огня, День Воды и День Леса. Не смотря на повторение каждый год названий этих дней, каждый год, благодаря общему творчеству, они наполняются различным содержанием, как и должно быть в КТД, В этом году ребята предложили ещё провести как ключевой день по теме лагеря - День Тайн.

После просмотра очередного фрагмента фильма о лагере прошлого года на Общем сборе, перед началом мозгового штурма по придумыванию тематического дня, предлагаем начать с метода АССОЦИАЦИЙ.

Двое участников становятся «улавливателями» сначала ассоциаций, а потом идей-предложений. Итак, начали! Принцип – паутинка ассоциаций с темой дня.

У кого какие ассоциации со словом ОГОНЬ? Сначала называем по кругу, потом наперебой. Направляем мысль участников:

- огонь-друг?

- огонь-враг?

- огонь – это красиво?

- огонь-символ

- фразеологизмы, строчки из стихов со словом «огонь»?

(Список названных ассоциация см. в приложении). Можно предложить называть ассоциации с заданным словом по классической классификации: по схожести, по контрасту, во времени, в пространстве. Этот путь используем в следующий раз, когда будем придумывать дни посвящённые воде, лесу и тайнам.

 

Большая часть названных ассоциаций написана на доске и сгруппирована. Теперь можно придумывать содержание тематического дня. Каждой постоянной группе предлагаем набросать свой проект, опираясь в придумывании на перечисленные ассоциации. Даём «время на шум» (орг.приём, когда идёт очень короткое по времени обсуждение по группам прямо на месте общего сбора, т.е. все «шумят»). Вновь по группам минимозговой штурм.

Каждой группе вручаем памятку, с перечнем желательных направлений для придумывания.

- Главное дело дня: большая игра или иное, общие и маленькие идеи.

- Какие моменты из книги лагеря («Таинственный остров») можно использовать в этот день?

- Какие проводим соревнования?

- Занятия: что узнаём, чему учимся, в чём тренируемся?

- Что можно сделать полезное для природы или людей в этот день?

Представление словесных эскизов проектов дня. Пока придерживаемся правила мозгового штурма – запрет критики, главное – сбор идей. По ходу выступления групп, другие участники выдвигают новые идеи. Предложений не достаточно? Тогда ещё раз почитаем придуманные ассоциации? Нет ли новых идей?

Дальше уже работа для СД.

 

Игру в ассоциации и сбор идей на их основе можно продолжить и не на Общем сборе, используя наглядность. Предложить всем на вывешенных листах вписывать свои ассоциации и идеи, сделать ящик для сбора предложений и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: