Способы изготовления войлока




 

Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.

Единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причем лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря нему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.

Первые войлоки найдены на территории современной Анатолии, они относятся к 3 тыс. до н.э. Шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к не она не имеет чешуйчатого слоя, поэтому первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца.

Войлок обычно делают в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболее тонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делались доспехи, обувь, юрты.

Так называемая иранская традиция, в которой выполнены первые из известных войлоков - вваливание узора. Носителями этой традиции являются современные туркмены, которые и сегодня изготавливают кошмы точно так же, как это делалось века и тысячелетия назад. Основные цвета туркменских войлоков - белый, красный и черный, а основной узор - стилизованный бараний рог. Узор выкладывается шерстью на циновке, затем циновка скручивается, и приступают непосредственно к валянию кошмы.

Пазырыкская линия войлоков получила свое название от самого знаменитого, можно сказать, культового войлока - занавеса площадью более 30 кв. м, найденного в одном из Пазырыкских курганов. Сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Войлок отличает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования войлочных изделий.

А в Бурятии в своем, можно сказать, первозданном виде живет сюнская традиция войлоковаляния. Первые образцы таких войлоков были найдены во Внутренней Монголии. Эти войлоки чаще одноцветны, зато сплошь украшены мелкой стежкой сухожильными нитями. Древние магические узоры стежки используют и сейчас.

Если с валянием небольших изделий отлично справляются женщины, то валяние "серьезных" вещей - это мужская работа. Готовое к валянию, например, полотнище для юрты навивается на палку, зашивается в кожу, и палка привязывается к стременам оседланного коня. Конь таскает эту палку по полю до тех пор, пока войлок не сваляется. Считается, что для этого достаточно протащить ее на 15-20 полетов стрелы (примерно 2 км).

Славянские народы войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подваленные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды.

С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:

вваливание узора;

аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы - ткань, кожа;

мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку;

иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками;

изредка встречается роспись по войлоку;

"Фильдцевание" - это техника уплотнения шерстяных волокон с помощью специальной иглы - "фильдца" - техника сухого валяния. Она хороша для изготовления ювелирных украшений, игрушек.

Особо выделяют белый войлок, интерес к которому в последнее время необычайно возрос. И это понятно. Головные уборы, шлепанцы, чепраки под седло прекрасно защищают и от жары, и от холода. А среди шоферской братии очень популярны войлочные коврики, которые годятся для утепления двигателя в сильные морозы и как подстилка в случае ремонта машины в пути. Кроме того, натуральный белый войлок помогает при болях в пояснице и простуде, считается, что его тепло обладает особыми целебными силами. Поэтому жители деревни Бурангул Республики Башкортостан вполне обоснованно полагают, что этот материал рано списывать со счетов, он еще может послужить человеку.

С легкой руки директора местного Дома культуры Расили Валеевой, которая уже давно занималась в свободное время изготовлением домотканых платков из овечьей шерсти, в деревне открыли единственный в России Дом войлока. Внутреннее убранство Дома войлока выглядит очень просто. Ведь это не музей, а место для валяния ковров. В центре единственной комнаты стоит большой невысокий стол, рядом - печка с котлом, в котором греется вода.

Один из главных секретов изготовления качественного изделия из войлока таится в сырье. Как сказали бурангуловские девчата-войлочницы, настоящий войлок получается только из овечьей шерсти осенней стрижки. На таком коврике можно спать на снегу, на холодной земле, и никакая простуда вас не одолеет.

А теперь перейдем к практике. Чтобы свалять ковер размером 2x3 метра потребуется 8 килограммов шерсти. Ее предварительно очищают от сора, разбирают пряди, треплют. А затем промывают и сушат.д.ля изготовления многоцветных ковров с валяным узором часть шерсти требуется покрасить. Для этого используются натуральные красители. Окрашенную и просушенную шерсть разбирают руками, расчесывают гребнями.

Чтобы ковер вышел плотным, но, в то же время эластичным, шерсть раскладывают на столе ровным слоем толщиной сантиметров шесть. Предварительно стол покрывают брезентом, который должен быть чуть больше будущего ковра.

Выложив однотонный фон, приступают к укладке цветных волокон. Такая процедура требует особого мастерства. В процессе скатывания войлока четкость рисунка нарушается, деформируется. Этого, как ни старайтесь, все равно не избежать. Зато знаки на готовом ковре становятся таинственными, придают творению особую изюминку.

Раскладку цветных волокон по рисунку рекомендуется начинать с контуров, которые придают большую четкость узорным формам по окончании валки. В общем виде этот процесс выглядит следующим образ от: "От расчесанных цветных групп волокон отделяют узкие и длинные части нужной величины и берут их в правую руку. В процессе раскладки контуров волокна вытягивают до соответствующей ширины контура и укладывают пальцами левой руки по контуру на шаблоне. При этом правой рукой вытягиваемые волокна подкручивают, благодаря чему в готовом ковре образуется более четкая линия".

Между разложенными контурами, которые ограничивают разноцветные участки узоров, вкладывают цветную шерсть, в так называемые пятна. Все это выполняется, естественно, по предварительно нарисованному на бумаге макету ковра.

Выполнив раскладку, волокно сбрызгивают кипятком. Затем аккуратно накрывают с четырех сторон свободными краями ткани-шаблона и туго наматывают на круглую деревянную скалку (диаметр 6 см, длина - на 30-40 см больше ширины будущего ковра).

Полученный рулон перевязывают в трех-четырех местах тесьмой. А затем вручную прокатывают туда-сюда - от кистей к локтям, и так две-три минуты. Затем рулон разворачивают и поправляют рисунок. Сбрызнув горячей водой, волокно снова наматывают на скалку и катают уже в течение 40-50 минут. Во время катания войлок несколько раз увлажняют горячей водой. Если ковер большой, то работу выполняют несколько человек. С маленькими же изделиями мастерицы справляются в одиночку.

После предварительного сваливания шерсти рулон раскрывают, поливают горячей водой, расправляют, выравнивают, вытягивают смятые края. Затем войлок вновь туго свертывают в рулон и катают, с силой надавливая на него и уже без брезента-шаблона, не менее часа. При этом надо регулярно раскрывать ковер, сбрызгивать водой, переворачивать то на одну, то на другую сторону. Готовый ковер, еще влажный, вывешивают на забор сушиться.


Сумка. Войлочная сумка

Из истории сумки

 

Сумки для женщины - это весьма важный объект в жизни любой женщины. Современные женские сумки не всегда были такими, какие они сейчас и это естественно женские сумки меняются каждый сезон с приходом новой моды.

История женских сумок началась с... мужского кармана. В нашем понимании как неотъемлемая часть одежды он вошел в моду только в XVIIв.

Изначально женщины не были обременены необходимостью носить что-то с собой. В XIV-XV веках мелкие и золотые монеты мужчины носили в мешочках, прикрепленных к поясу, а женщины на шнурках. При бургундском дворе он являлся принадлежностью придворного туалета и назывался "омоньер".

Мода поздней готики вводит в употребление целые коллекции мешочков самой разной формы и величины. Их носили на шнурке и у пояса, при каждом шаге они мелодично звенели. Удержались они и в эпоху Ренессанса.

Уже в следующем веке мужчины, освободив руки, перешли к удобным и емким карманам. Впервые карманы были сделаны на камзоле Людовика XIV. Позднее их стали пришивать к жилетам, и, наконец, они появились в брюках. А женщины, меняя формы и украшения в соответствии с модой и стилем, остались верны сумочкам разнообразного вида и назначения. Небольшая ручная сумка в виде мешочка для мелких предметов в противовес карману постепенно стала неотъемлемой частью женского туалета. Изготавливалась она из различных материалов с украшениями в зависимости от моды.

Начиная с XVII столетия, женщины носили богато украшенные бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочки-кисеты, которые называли ридикюлями, а в XVIII веке появились дамские сумочки из материи (обычно из бархата) или кружева, в которых лежали платочки, косметика и другие мелочи. Их называли "помпадур" в память о фаворитке французского короля Людовика XV.

Жесткие, в основном кожаные сумки появились относительно недавно. В начале XX века женскую сумочку легализовали окончательно наряду с брюками, укороченными юбками и короткими стрижками. С тех пор началась вторая история - история великих сумок.

Классические сумки строгих геометрических форм по-прежнему считаются универсальными. И подбирать их сегодня гораздо проще, чем во времена Грейс Келли: тогда правила приличия требовали, чтобы сумка непременно совпадала по цвету или хотя бы по оттенку с туфлями, перчатками, шарфиком и прочими аксессуарами.

Сумка всегда являлась "фасадной частью" женского гардероба. Именно по сумке складывается впечатление об образе человека в целом. То есть сумка для женщины - примерно то же самое, что марка часов или автомобиля для мужчины. Она обязательно должна иметь свое "лицо", свой стиль и, конечно, достойный вид. О стратегически важной роли сумок говорит хотя бы тот факт, что в Великобритании ежегодно отмечают день сумки - 4 октября.

Сегодня сумки можно разделить на несколько групп:

1. Деловые. Дизайн - очень строгий. Размеры - от средних до больших. Фурнитура - в минимальном количестве. Материал - натуральная кожа, пластик. Модели - сумки, сумки - портфели, дипломаты. Стили - классический или городской.

2. Выходные. Дизайн - от классического до совершенно модернового. Размеры - от малых до средних. Фурнитура - без ограничений, возможны украшения (аппликация, вышивка и т.п.). Модели - дамская сумка, театральная сумочка, "бентель" (маленькая нарядная сумочка) и многое другое. Стиль - любой, кроме городского и спортивного.

3. Дорожные. Дизайн всевозможный (в зависимости от стиля костюма и цели поездки). Размеры - от средних до очень больших. Фурнитура - сугубо функциональная, неброская. Материал - от пропитанной ткани до натуральной кожи. Модели - сумки, сумки - баулы, кейсы, чемоданы, саквояжи. Стили - от классического до спортивного.

4. Молодёжные. Дизайн - любой, кроме строгого. Размеры - от малых до средних. Модели - рюкзак, сумка, портфель, сумка - кисет. Фурнитура - по принципу "кто во что горазд". Материалы - ткани, гобелены, пропитанные ткани, кожзаменители, реже - натуральная кожа. Стиль - любой, кроме городского и классического.

Маленькой женской сумке поставлены два памятника. Один из них стоит в австралийском городе Мельбурн, а второй - на берегу канала у музея уэльского графства Поупс в Великобритании. Скульптор Энди Хэнкок создал настоящее произведение искусства - деревянную сумочку, покрытую чешуёй из маленьких голубых металлических блестяшек - блёсток, которыми часто украшают вечерние модели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: