Изготовление войлочной сумки




 

Войлок принадлежит к категории материалов, которые пережили много этапов возрождения. Войлок всегда предстает в новом виде. Это актуальный, прочный и необычный материал. Женская сумка из войлока - это классика в высококачественном исполнении. В современном мире войлок тоже нашел свое применение. Мастерицы-валяльщицы создают из него одежду, сумки, необычные украшения, тончайшие шали на основе шифонов и длинной шелковистой шерсти особых сортов. Опытные валяльщики буквально "лепят" из войлока, придавая ему причудливые объемные формы, вводя разные цвета шерсти, очень разнообразят войлок, дополняя его другими материалами: шелком, хлопком, растительными волокнами, натуральными тканями. Но осталась та же трудоемкая работа, как и много веков назад. Также мастерица кропотливо раскладывает шерсть, поливает ее горячей мыльной водой и множество раз "валяет" будущее полотно, водя по нему руками, скатывая в рулон зародившийся войлок и "катает"-"катает" его, вкладывая множество сил. И из мыльной пены, как из пены морской, под руками валяльщицы зарождается плотное полотно. Войлок рождается из шерсти и воды. Поэтому он не боится воды и стирки. Качественно "скатанные" войлочные вещи можно стирать в теплой воде, полоскать и, слегка отжав, сушить. Подсохшую войлочную вещь можно прогладить обычным утюгом и придать им нужную форму (формируется только влажный войлок). Войлок хорошо тем, что из него можно создать совершенно невероятные вещи, от простейших бус, до сложнейших пространственных композиций или необычной авторской одежды.

Способ изготовления войлочной сумки, распространенный на юго-востоке Башкирии традиционно состоит из следующих последовательных этапов:

подготовительный этап, включающий обработку шерсти;

свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;

декорирование войлока или нанесение узора на сумку;

"валяльная" работа ("вкатывание" внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки и уплотнение войлока);

заключительный этап, включающий обработку и отделку войлочной сумки.

Древние башкиры для изготовления войлока (кейез басыу), предназначенного для покрытия юрт и используемого в качестве постилочного материала, употребляли овечью шерсть осенней стрижки, которая легче скатывалась и хорошо уплотнялась. По данным исследователей, на изготовление больших войлоков шерсть собирали в течение нескольких сезонов или покупали готовые кошмы на стороне, например, у казахов. Небольшие узорные кошмы и свадебные чепраки изготовляли из однородной мягкой шерсти. В качестве постели использовались специальные мягкие кошмы, для чего шерсть стелили в три слоя: вначале расстилали слой осенней шерсти, затем весенней, потом вновь осенней шерсти. [2]

Обработка сырья в ходе предварительного этапа работы заключалась в одновременном процессе "трепания" и "разрыхления" шерсти. В ходе трепания шерсть вручную очищали от сора, комочков грязи, мусора и пыли (йөн тетеү). Для придания ей пушистости использовали "битье", трепанье при помощи длинных прутьев (йөн сабыу, сыбыклау), т.е. разрыхляли волокнистую массу, распушали ее. Это способствовало улучшению взаимосвязи волокон и облегчению размещения шерсти по раскладываемой поверхности. Для создания накладного узора юго-восточные башкиры применяли первый способ, хотя он и требовал большей затраты времени. Далее промывали сначала в теплой, а затем холодной воле. Однако мастера ковровщики из Хайбуллинского района РБ для лучшего сцепления волокон во время "валяния" войлока исключают этап промывки и стирки шерсти. Из распушенной взбитой шерсти вытягивали полосы толщиной в полтора пальца, которые иногда для удобства сматывали в клубок. Готовое сырье неплотными рядами складывали в заранее подготовленные короба, мешки.

При необходимости изменения естественного цвета для изготовления сумки, шерсти промытое влажное волокно, преимущественно белого цвета, окрашивали. На юге и юго-востоке Башкортостана, в частности в Хайбуллинском районе, для этого использовали натуральные красители: луковую шелуху, зверобой, кору дуба. После окраски шерсть промывали в теплой и холодной воде и раскладывали для просушки. Окрашенную и просушенную шерсть сортировали вторично и затем прочесывали с помощью гребешков и чесок для получения мягкого и шелковистого волокна. [3]

В старинных войлоках чаще сочеталась некрашеная шерсть. Несмотря на почтительное отношение башкир к белому войлоку, в кошмах, изготовленных в прошлом столетии, основа могла быть как светлой (белой), так и темной (черной). Поэтому наиболее естественным способом орнаментации кошмы было сочетание темной и светлой шерсти в процессе скатывания войлока. Для этого шерсть, предназначенную для орнамента, в виде полос или прядей "внедряли" в разложенный основной слой. Разметка орнамента производилась на глаз. Хотя и предусматривалось симметричное построение узора, при уплотнении волокон отдельные элементы слегка смещались, полосы теряли жесткую линейность, создавая тем самым рисунок с размытыми контурами.

Выделка войлока, будучи ручным производством, представляла собой трудоемкий и напряженный процесс. На изготовление одного войлока средних размеров (120x240 см) привлекалось 3-4 человека, которые в силу трудности процесса сменялись другими участниками обряда.

Заранее подготовленную шерсть раскладывали на какой-либо подстилке, например, конопляном полотне, старом покрывале, рогоже, старой шкуре или на тряпичном половике "тырпыса", который предварительно расстилали на земле или на дощатом помосте. На разостланный материал, несколько больших размеров, чем предполагаемый войлок, равномерно раскладывали шерсть в виде ровного настила высотой 3-5 см. Для этого опытная мастерица, руководящая работой, брала шерсть в левую руку и прикладывала ее к материалу, держа руку ладонью вверх. Правой рукой, отрывая шерсть щипками, она настилала ее ровным слоем на материал, следя все время за равномерностью покрытия поверхности. Застелив первый слой, определяющий размер войлока, мастерица приступала ко второму и т.д.

Затем приступали к свойлачиванию, т.е. к подготовке основы для будущего войлока. Готовую основу увлажняли, смачивали горячей водой. По нашим полевым данным для увлажнения войлока использовали кипяток, а по данным некоторых исследователей - горячий мыльный раствор (1/5 часть куска хозяйственного мыла на 6 л воды). Затем войлок аккуратно накрывали сверху тонкой тканью и все вместе туго наматывали на круглую скалку диаметром не менее 6 см и длиной на 30-40 см больше ширины будущего войлока. Полученный рулон перевязывали в трех-четырех местах тесьмой. Далее рулон катали возвратно-поступательными движениями рук по направлению от кистей к локтям и обратно. В процессе 40-50-минутного катания рулона брезент раскрывали несколько раз, и войлок снова сбрызгивали горячей мыльной водой.

Полученный войлок поливали еще раз горячей водой, расправляли, если нужно, выравнивали и вытягивали смятые или неровные края. Таким образом, в результате свойлачивания получали "основу" для войлочного изделия, которая пока еще представляла собой рыхлый материал-полуфабрикат. На эту основу наносился рисунок путем накладывания на нее, предварительно заготовленной шерсти.

Вваливание (вкатывание) в основу прядей или слоев шерсти другого цвета - наиболее древний способ изготовления войлоков, знакомый в Евразии и преобладающий у алтайцев, каракалпаков, балкарцев, карачаевцев и у башкир.

Вваливание узора производилось следующим образом: удерживая шерсть нужного цвета в одной руке, мастерица раздергивала эту шерсть и выкладывала из нее узор по уже готовой основе. Для того чтобы шерсть возможно плотнее прилегала к основе, она одновременно с укладкой узора постоянно прихлопывала той же рукой, прибивая шерсть. Ей помогали и другие женщины, которые заполняли шерстью внутриконтурные участки намеченного узора и разравнивали поверхность войлочного изделия. В связи с тем, что данный обряд проводился на открытом воздухе, по мере выкладывания орнамента готовые части кошмы сразу же прикрывались тканью, чтобы шерсть не сдвинулась и не оказалась растрепанной ветром.

После нанесения рисунка войлок вновь туго сворачивали в рулон и начинали валять (катать) на брезенте, располагая на земле, полу или дощатом помосте. Рулон катали руками, с силой надавливая на него. Через 3-5 минут катания работу разворачивали и при необходимости поправляли рисунок и подкладывали шерсть. В зависимости от толщины будущего войлочного ковра процесс валки длился не менее часа. Войлок неоднократно раскрывали, переворачивали то на одну, то на другую сторону и увлажняли при этом горячей мыльной водой. В результате механического воздействия на войлок он уплотнялся и прессовался. Чем дольше изделие подвергали такой обработке, тем плотнее оно становилось. Однако необходимо учитывать, что в результате длительного валяния рисунок мог размыться.

Как отмечают специалисты, "... в технологии изготовления кошем выявляется древняя основа, объединяющая в один ареал монгольские, многие тюркские, некоторые ираноязычные, отдельные яфетические (кавказские) народы. У тюрков эти традиции затрагивают почти всю северо-западную (кипчакскую) ветвь народов (башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, южных алтайцев), частично северо-восточных (хакасов и скотоводов тувинцев), юго-восточных (кочевых узбеков, раньше - уйгуров), юго-западных (туркмен)". Повсюду соблюдался коллективный характер труда по выделке кошем с использованием обычая взаимопомощи, были известны одинаковые приемы "взбивания" шерсти и "катания" кошем. Одни из них тяготели к традициям коневодов Центральной Азии (работа верхом на лошадях), другие (ручное валяние) - вели в оседлый быт овцеводов Средней Азии и Северного Кавказа. Если говорить о башкирах, то исследователи отмечают, что они, "зная все способы получения войлоков, предпочитали тот или иной, руководствуясь целесообразностью: количеством шерсти в хозяйстве, назначением и размерами кошмы. Тяжелые войлоки для юрт катали на лошадях, домашние - руками и ногами. Иногда начинали уплотнение с более интенсивной обработки, затем переходили на ручную отделку".

При соблюдении всех технологических процессов поверхность войлочного изделия становилась ровной, гладкой, плотной, без отслаивающихся волокон, без дыр и щелей. По окончании валки готовый войлок стирали, полоскали, сушили и придавали ему товарный вид. [2]


Практическая часть

 

Технологически вся работа по изготовлению каждой войлочной сумки была разделена на следующие этапы:

подготовительный этап, включающий обработку шерсти;

свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;

декорирование войлока или нанесение узора на сумку;

"валяльная" работа ("вкатывание" внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки и уплотнение войлока);

заключительный этап, включающий обработку и отделку войлочной сумки.

Подробное описание последовательности действий по каждому этапу при изготовлении войлочной сумки приведено ниже.

Подготовительный этап

Подготовительный этап изготовления войлочной сумки начался с приобретения шерсти. Для изготовления трех сумок необходимо __ кг белой овечьей шерсти (Приложение 1), которая была приобретена на ___ заводе. Для декорирования этих сумок также нужна цветная шерсть. Я использовала шерсть ___ цветов (Приложение 2). Перед началом работ шерсть была окрашена красителями, расчесана и просушена в течение суток и расчесана вторично.

Приобретенную белую и окрашенную шерсть необходимо обработать: вручную очистить от сора, а потом разрыхлить волокнистую массу, то есть распушить ее.

Затем белая шерсть промывается сначала в теплой, потом в холодной воде. Это нужно для того, чтобы…


Свойлачивание шерсти

 

Выделка войлока - самый трудоемкий и напряженный этап.

Подготовленную белую шерсть равномерно раскладываем на ровной поверхности под струей воды.

Вода должна быть горячая.

В ходе изготовления сумок я использовала горячий мыльный раствор (1/5 часть куска хозяйственного мыла на 6 л воды).

Затем войлок накрывается сверху тонкой тканью и все вместе туго наматывается на круглую скалку большого диаметра и длиной на 30 см больше ширины будущей сумки.

Далее рулон необходимо катать 40-50 минут, несколько раз сбрызгивая горячей мыльной водой.

Полученный войлок еще раз полить горячей водой, расправить, выровнять, вытянуть смятые края.

Сушка такого войлока осуществлялась в течение 1 дня при комнатной температуре (Приложение 3)

Декорирование войлока

Полученное на предыдущем этапе войлочное изделие является только основой, которому необходимо придать форму и на которую необходимо нанести орнамент.

Изготовленный войлочные сумки имеют - и - формы.

В качестве украшения войлочных сумок был выбран башкирский орнамент - и - (Приложение 4)

Для декорирования войлочной сумки я использовала окрашенную шерсть - и - цвета.

Сначала необходимо приложить пучок шерсти основного цвета к войлоку, заполнить шерстью внутриконтурные участки намеченного узора. Шерсть должна как можно плотнее прилегать к войлоку. Для этого приходится ее прихлопывать.

Потом специальной иголкой (Приложение 5) - я …

Валяльная работа

После нанесения рисунка войлок необходимо снова скрутить в тугой рулон для того, чтобы начать валять.

Полученный рулон я катала руками, с силой надавливая на него. Через каждые 5 минут катания войлок необходимо развернуть, поправить рисунок, добавить шерсть. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы рисунок не размылся, не потерял свою форму.

Процесс валки длится чуть более часа.

По прошествии данного этапа войлочное изделие стало плотным, спрессовалось.

Заключительный этап

На заключительном этапе изготовления войлочной сумки все работы ведутся с уже сваляным войлоком и подготовленной для сумки фурнитурой: ручки, декоративные шарики и жгутики (Приложение 6).

Сначала расправленное уже плотное войлочное изделие еще раз осматривают на предмет необходимых доработок.

Затем сшивается сумка, подшивается заранее подготовленный подклад, пришиваются ручки и элементы декора.

Готовая сумка в течение суток хранится в сухом месте, чтобы зафиксировать приданную войлоку форму.

Войлочная сумка с башкирским орнаментом готова.


Заключение

 

В ходе написания первой главы дипломной работы было определено, что войлок - это плотный материал из валяной шерсти или из синтетических волокон. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причём лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря нему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния. Войлок издревле широко применялся в быту башкир - им покрывали стены и купол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов; его использовали и в изготовлении одежды, головных уборов, сумок.

Во второй главе отражена история женской сумки - от ее появления до современности. Сумка бывает разных видов и имеет различное предназначение. Очень важный аспект - эксклюзивность сумки. Поэтому для дипломной работы был выбран традиционный башкирский материал, становящийся все более популярным сейчас - войлок. Он позволяет выполнить сумки различной формы с последующим нанесением на них яркого башкирского орнамента.

Третья часть дипломной работы - практическая. Она подробно описывает пять этапов создания сумки:

подготовительный этап, включающий обработку шерсти;

свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;

декорирование войлока или нанесение узора на сумку;

"валяльная" работа ("вкатывание" внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки и уплотнение войлока);

заключительный этап, включающий обработку и отделку войлочной сумки.

В итоге выполнения дипломной работы я углубила теоретические знания и приобрела практические навыки по работе с войлоком; изготовила из белой овечьей шерсти три войлочных сумки, входящих в коллекцию "Башкирская модница"; декорировала каждую сумку цветной шерстью и специально свалянными для этого шариками и жгутиками. Считаю, что процесс изготовления войлочной сумки был длительным, трудоемким, но творческим и увлекательным. В результате получились три разнообразные по форме и цветовому решению войлочные сумки. Каждая из них - это воплощение дизайнерской мысли, пропитанной нотами башкирского искусства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: