Фома родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кёльне. Существует легенда, что однажды, во время трапезы в монастыре, Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора покинуть монастырь. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 года. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.
Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
1. движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
2. причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
4. степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -
|
5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
- все состоит из материи и формы (идеи);
⁻ суть любой вещи — единство формы и материи;
⁻ форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
|
⁻ форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
⁻ идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
• даны пять доказательств существования Бога;
• систематизирована схоластика;
• закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
• разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;
• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Этика Нового времени.
Новое время длился от буржуазных революций в Западной Европе, начались в конце XVI века, и до начала XX в Этика этого периода является сложным и противоречивым феноменом, охватывающим материализм и идеализма изм, объективизм и субъективизм, рационализм и эмпиризм, оптимизм и пессимизм, гедонизм и эвдемонизм и др. Она возникла как опосредованное порождение капиталистического способа производства, позвал к жизнь новую мораль, своеобразные коллизии (ситуации, при которых происходит столкновение противоположных интересов, взглядов), однако не могла игнорировать и проблемы, затронутые мыслителями античного мира и середньов иччя Кроме того, ощутимо влияла на ее развитие этическая мысль эпохи Возрождения Особенности этики этого периода связаны с формированием буржуазного гражданского общества, которое требовало освобождения й от догм и феодальных ограничений, активной и рационально настроенной деятельной личности, а также с научной революцией, удаленностью научного знания от религии, провозглашением математики языке науки, выделением проблемы метода в самостоятельную сферу знания, следствием чего стало появление науки нового типа Адекватно реагируя на новые общественные реалии, Новочасна этика провозглашает природу человека егои соприкасающихся Свою задачу она видит в создании теоретической модели общественных отношений, в которой мораль гармонизировала бы отношения эгоистично настроенных индивидов Характерная для эпохи Возрождения внимание к неповторимости, уникальности человека в Новое время оказывается в формулировании и обосновании понятий \"индивидуальность\" и \"личностьt; і "особистість".
|
Как и в философии вообще, в этике Нового времени выделились рационалистический (Р Декарт, В Спиноза, Г-В Лейбниц), эмпирический (Т Гоббс, Дж Локк, Дж Беркли, Д Юм) направления, к которым относились как идеалисты (Р Р Декарт, Г-В Лейбниц, Дж Беркли, Д Юм), так и материалисты (Б Спиноза, Т Гоббс, Дж ЛоккГоббс, Дж. Локк).
Этика И. Канта.
Эмпирический мир. Мир ноуменов
Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) является основателем критической философии, первым осуществил теоретический анализ нравственности. Труды Канта, посвященные этическим проблемам: Основы метафизики нравственности", "Религия в пределах только разума", "Критика практического разума", "Метафизика нравов" и др.
Кант определил границы познания. В работе "Критика практического разума" он установил непознаваемость вещей самих по себе, "веще себе" - ноуменов. Они:
• находятся вне пространства, времени, причинности;
• не зависят от восприятия людей;
• основным их свойством является свобода.
Человек ничего не может представить вне пространства, времени, пpичинности, которые он воспринимает как свой чувственный опыт. Ноумены, воздействуя на сознание людей, порождают явления внешнего эмпирического мира - "вещи для нас", феномены. Они:
• доступны пониманию людей;
• субъективны, существуют не сами по себе, а только в воображении людей.
Эмпирический мир феноменов основан на законе необходимости, эгоистичен. В нем человек должен отстаивать свои интересы и полностью подчиняться необходимости.
Каждый человек одновременно принадлежит миру феноменов (как существо чувственное) и миру ноуменов (как существо разумное).
В надэмпирическом мире человек:
• обладает свободой воли;
• подчиняется нравственному закону;
• верит в Бога и бессмертие души.
Существование мира ноуменов - постулат, "точка зрения, которую разум вынужден принять вне явлений для того, чтобы мыслить себя практическим" (И. Кант).
Человек имеет право выбора: подчиняться эмпирическим стремлениям или практическому разуму. И вместе с тем он должен, по мнению Kaнта, подчиняться императивам (велениям) практического разума.
Классификация императивов
Кант выделял императивы:
• гипотетические - указы, связывающие практические цели индивидов с условиями их достижения ("если хочешь быть уважаемым, будь честным" и т. п.). Они зависят от обстоятельств и периодически меняются. Поступки, совершенные по велению гипотетических императивов, Kaнт называл легальными. Они могут приносить человеку пользу, но не являются моральными;
• категорический (безусловный) императив основан на априорном (доопытном) законе морали. Этот закон:
• носит безусловный и всеобщий характер, не является конкретным предписанием, а только задает направленность сознания и деятельности;
• не зависит от конкретных обстоятельств и частных эмпирических целей, реализуется в любых обстоятельствах;
• является регулятивным принципом, диктует образ поведения в любых обстоятельствах;
утверждает необходимость выполнения долга по отношению к другим людям, является самоценным.
Кант дал несколько формулировок категорического императива.
"Поступай согласно такой максиме, которая... сама может стать всеобщим законом" (максима - субъективный принцип поведения). Это значит, что человек должен вести себя так, чтобы его поведение было:
одобрено всеми людьми;
воспроизведено всеми людьми.
В отличие от "золотого правила морали" категорический императив не концентрирует внимание на выгоде человека. Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества.
"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Кант утверждал, что любой человек:
• обладает достоинством;
• абсолютно ценен;
• является целью сам по себе, а значит, не может быть средством.
Кант призывал людей не терять достоинства и не позволять другим ущемлять его.
Все качества человека, внешние блага приобретают моральные характеристики только благодаря доброй воле. Она безусловна, не подвержена влиянию внешних мотивов, является способностью разумного существа поступать согласно законам.
Кант придавал большое значение доброй воле человека, его стремлению воплотить в жизнь категорический императив. Благое намерение ценно само по себе, даже если результат не был достигнут.
Кант сформулировал принцип согласно которому воля каждого человека (разумного существа) сама может устанавливать всеобщие законы.
Субъективным принципом нравственности является долг, который заключается в:
чистоте нравственного мотива (мотивом деятельности является нравственный закон);
твердости нравственных убеждений.
Через долг утверждаются всеобщность морального закона и достоинство личности.
В труде "Основоположение к метафизике нравов" Кант сформулировал аксиому своей этической теории:
• моральный закон основан на абсолютной необходимости;
• нравственные нормы категоричны, безусловны, их нельзя нарушать никому и ни при каких обстоятельствах. Они задают границы, переступив которые, человек теряет достоинство.