Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасов, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Существует исторически наработанные стереотипы речевого общения. Ими пользовались ранее русские купцы, предприниматели, а сейчас их используют культурные российские и зарубежные деловые люди. Эти слова: «дамы», «господа», «судари» и «сударыни».
Среди деловых людей обращение «господин» имеет право на жизнь. Это слово подчеркивает, что данные граждане, социальная группа свободны и независимы в своих действиях более, чем какая-либо другая социальная группа в современной России. Кроме того, эта форма обращения не заимствована слепо где-либо на Западе или Востоке. «Господин» – исконно русское слово. Оно имеет самое распространенное значение как форма вежливого обращения к группе лиц и отдельному лицу, употреблявшаяся в привилегированных слоях общества. Кроме того, в другом его значении – «хозяин имущества» есть и уважительное к человеку».
В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос. Даже на простейшие, задаваемые ежедневно по несколько раз «Как дела?», всегда необходимо помнить о чувстве меры. Ничего не ответить невежливо; буркнуть «нормально» и пройти мимо тоже невежливо, если не грубо; пуститься в долгие рассуждения о своих делах – прослыть занудой. В таких случаях деловой этикет предписывает отвечать примерно следующее: «Спасибо, нормально», «Спасибо, пока жаловаться грех», и в свою очередь поинтересоваться: «Надеюсь, что и у Вас все обстоит нормально?». Такие ответы нейтральны.
|
В вербальном (словесном, речевом) общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Одни из них – «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи Вам!», «Желаю успеха!», известные фразы: «Большому кораблю – большое плавание», «Ни пуха, ни пера!» и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяют такие речевые знаки, как «Салют», «нет проблем», «О’кей» и т.п.
В речевом общении деловых людей большое значение имеют комплименты – приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, т.е. оценку ума делового партнера. Комплимент, тем более, если партнер – женщина, – необходимая часть речевого этикета. Во время делового общения всегда есть реальная возможность для комплиментов. Они воодушевляют вашего делового партнера. Придают ему уверенность, ободряют. Особенно важно помнить о комплименте, если вы имеете дело с новичком, к тому же потерпевшим на первых порах неудачу.
Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны – партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа. Какие бы ни были традиции. Правила поведения, – их приходиться выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Здесь особенно справедлива пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Нередко надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе. Интересы дела выше ваших вкусов и пристрастий.
|
Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет. Для бизнеса этикет значит много. Одежда, поведение предпринимателя, менеджера – это его визитная карточка. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Источниками информации служит поведение бизнесмена в пути к месту деловой встречи, поведение в гостинице, во время самой встречи. Помните, вас повсюду окружают люди, которые с той или иной степенью пристрастностью вас изучают. Соблюдение важнейших правил с незнакомыми людьми – признак вашей респектабельности, воспитанности, уверенности в себе
Бизнес этикет.
Бизнес этикет — это свод понятий о том, как правильно представиться в различных ситуациях, участвовать в диалоге при беседе или умении вести себя во время делового обеда, знания этих понятий могут сыграть решающую роль в ведении бизнеса.
Бизнес этикетОсновные принципы бизнес этикета:
На практике доведено пять основных принципов поведения в бизнес-окружении: позитивность, в меру разумный эгоизм, принцип предсказуемости действий, статусные различия и принцип уместности.
Принцип позитивности означает, что во время общения с коллегами и партнерами вы будете стараться создать о себе приятное впечатление. Так же при создании положительного образа большое значение имеют: жесты и позы, этикет рукопожатия, интонации при обращении к партнеру, одежда и парфюмерия. Например, если Вы во время разговора будете держать руки в карманах, это может привести вашего собеседника на мысль, о вашей неискренности.
|
Второй принцип бизнес этикета — это принцип разумного эгоизма, который играет самую важную роль в восприятии вас как серьезного предпринимателя. Разумеется, необходимо в первую очередь уважать мнение собеседника, но при всем этом соглашаться с ним во всем — не выход. Человек имеет полное право бороться за собственные интересы, поэтому всегда помните о принципе разумного эгоизма.
Третий принцип — предсказуемость в бизнес этикете означает, что в деловом общении уже выработаны определенные модели поведения, которые помогают избежать неловких ситуаций. Например, предварительно известно, что начало деловой встречи с новым для Вас человеком пройдет по следующей установленной схеме: приветствие, представление, обмен визитками. На практике, не все так просто, и правила делового этикета детализируют каждую из этих процедур.
Четвертый принцип — статусных различий напоминает о том, что в бизнесе все занимают разные ступени, и это также предполагает определенные правила общения, в том числе между начальниками и подчиненными. При встрече со своим руководителем первым, зачастую, приветствуется подчиненный, будь то мужчина или женщина. По правилам этикета подчиненные должны пропускать вперед начальников и их посетителей при открытии двери лифта.
Принцип уместность в бизнес этикете - означает соответствие манеры поведения и даже одежды каждой конкретной ситуации.
Аккуратность в деловой одежде часто ассоциируются с организованностью в работе бизнесмена, умением ценить свое и чужое время. Неряшливость — синоним суетливости, забывчивости. Установленной одеждой бизнесмена, независимо от того мужчина это или женщина, считается деловой костюм, поэтому одеть на встречу с партнером или официальный прием джинсы или спортивную обувь считается неприличным.
В бизнес этикете существует «протокол первых секунд», включающий приветствие, представление, обращение и рукопожатие. Во время приветствия первым подает руку старший по возрасту или состоянию. Но должен мужчина подавать руку женщине для приветствия? На деловых встречах — безусловно, причем и при приветствии, и при прощании.
В деловом этикете мужчины и женщины равны и воспринимаются как равные бизнес-партнеры. Рукопожатие всегда необходимо делать правой рукой, исключения не делаются даже для левши.
При знакомстве, наоборот, младший по возрасту представляется старшему, человек с более низким положением — вышестоящему. При проведении переговоров функцию представления берет на себя хозяин встречи. И здесь всегда мужчин представляют женщинам в первую очередь. Когда представляют мужчину, он должен встать. Женщина поднимается с места только при знакомстве с почтенной дамой или с мужем значительно старше и выше ее по статусу.
При подаче принято называть свои имя и фамилию и вручать собеседнику визитную карточку. Пусть с Вами всегда будет максимальное количество визиток, ведь отговорки вроде «Ой, я забыл сегодня свою визитницу» идут не на пользу вашего делового имиджа. Получая визитку, необходимо внимательно, но быстро рассмотреть карточку и обязательно произнести фамилию, имя или должность ее владельца.
В случае, если деловая беседа успешно началась, самое время для продуктивного диалога с собеседниками. И здесь бизнес этикет напоминает о том, что нужно внимательно выслушивать собеседников, не пренебрегать их предубеждениями, избегать недоразумений и неверных толкований, быть вежливым и дипломатичным.