К устаревшим словам подберите синонимы из современного литературного языка.




Домашняя контрольная работа по дисциплине

«Русский язык. Культура речи»

Заочное отделение

1 вариант

 

1. Пользуясь орфоэпическим словарем, укажите правильное произношение следующих слов. Укажите в словах под цифрой II произносительные варианты.

I. Дебют, неологизм, интервью, патент, либретто, тест, реквием, тезис, тенденция, фонема, морфема, антитеза, кредо, термин, юмореска, свитер, орфоэпия, кларнет, тема, музей, сессия, рейс, эстетика, Флобер, Вольтер, претензия.

II. Яичница, конечно, Фоминична, нечто, скучно, справочник, материалы, нарочно, справочник, игрушечный, ночной, булочная, полуночный, скворечник, Ильинична, пшеничный.

 

Слово или выражение, употребляющееся в переносном значении на

основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений:

а) сравнение;

б) эпитет;

в) метафора;

г) метонимия.

 

К устаревшим словам подберите синонимы из современного литературного языка.

Коль, кормчий, пуще, лобзать, младость.

 

Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

Ране..ый открыл глаза и застонал от (не)стерпимой бол.. в прострел..ном плече. Чу..ствуя что больше (не)заснет он повернулся на своей краше..ой кроват.. и мрачные мысли (не)зва..ые спутницы бе..со..ых ночей стали дли..ой вереницей проносит..ся в его голове (не)освеж..ной сном. Он вспомнил п..триотический угар (не)вызва..ый..дравым пон..манием событий а ис..кус..тве..о созда..ый продажными писаками буржуазных газет восп..вавших (н..)кому кроме угнетателей (не)нужную бойню и свой юношеский пыл с к..торым он ждал (не)испыта..ых боевых ощущений. В его г..рячеч..ном мозгу пронеслись картины исхода печально чернели (не) засе..ные поля запуще..о выгл..дели (не)вспаха..ые жителями и выт..пта..ые войсками нивы.

(Не)удач..ные распор..жения (с)верху (не)оказа..ая (во)время по..держка боевым частям позор измен гореч.. поражений все эти (не) от..емл..мые спутники первой мировой войны были причиной гибели ми(л,лл)ио..ых солдатских мас... Ране..ый с гореч..ю подумал что его глаза открылись слишком поз..но он теперь (не)способный жить и борот..ся человек а (н..)на что (н..)годный калека.

 

5. Слова, которые отличаются друг от друга местом ударения:

а) омофоны;

б) омоформы;

в) омографы;

г) лексические омонимы.

 

6. Каков способ словообразования слова «шестиэтажный»:

а) сложение основ с помощью соединительных гласных;

б) сложение основ без соединительных гласных;

в) сложение сокращенных основ;

г) сложение части слова с целым словом.

 

7. Запишите прописью числительные: 400, 111, 574, 735, 7 318.

 

8. Определите стиль и тип текстов:

1. Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

 

2. ПОЛИМЕРЫ(от поли... и греч. meros - доля, часть), вещества, молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа повторяющихся звеньев; молекулярная масса полимеров может изменяться от нескольких тысяч до многих миллионов. По происхождению полимеры делят на природные, или биополимеры (напр., белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук), и синтетические (напр., полиэтилен, полиамиды, эпоксидные смолы), получаемые методами полимеризации и поликонденсации. Термин "полимеры введен Й. Я. Берцелиусом в 1833.

 

9. А. Объясните значение заимствований:

аншлаг, диссидент, толерантный.

Б. Объясните значение фразеологизмов:

авгиевы конюшни; притча во языцех.

 

 

Домашняя контрольная работа по дисциплине

«Русский язык. Культура речи»

Заочное отделение

2 вариант

 

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Алфавит, ампер, асбест, атлет, библиотека, буржуазия, диагноз,

диалог, драматургия, зимовщик, инструмент, информировать, ком-

плекс, километр, намерение, недоимка, некролог, ненависть, облег-

чить, обострить, откупорить, паралич, пепелище, призыв, принцип,

прирост, прозорливый, псевдоним, ремень, роман, руководить, сан-

тиметр, соболезнование, средства, стабильный, статус, статут, ста-

туя, таможня, фундамент, экспорт, эпилог.

 

2. Слово, определяющее предмет или действие, подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество, художественное определение:

а) синекдоха;

б) гипербола;

в) метафора;

г) эпитет.

 

К устаревшим словам подберите синонимы из современного литературного языка.

схоронился, зерцало, зело, испить, един.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: