ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. Тема 1. Древнерусское государство и право (IX − XII вв.)




 

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «История государства и права России» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов и сообщений; приобретения опыта устных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Важным видом работы студента при изучении дисциплины «История государства и права России» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а, главное – недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов).

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «История государства и права России» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.

Затем полезно ознакомиться с основной и дополнительной исторической литературой, а также первоисточниками. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Для приобретения навыков исследовательской деятельности по дисциплине может быть использована такая форма работы, как подготовка студентами рефератов. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных историко-правовых проблем.

 

 

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Древнерусское государство и право (IX − XII вв.)

(2 часа)

1. Образование Древнерусского государства. «Норманнская теория» и ее критика.

2. История возникновения и общая характеристика «Русской правды».

3. Правовое положение населения по «Русской правде» (личные, и имущественные права привилегированных, свободных, полузависимых и зависимых категорий населения).

4. Гражданское право: вещное право, система договоров, наследственное право.

5. Преступление и наказание по «Русской правде» (понятие преступления, формы вины, соучастие, рецидив, стадии совершения преступления, виды преступлений, цели и виды наказаний)

6. Процессуальное право (органы, осуществляющие правосудие; форма процесса: общая характеристика; розыск преступника; система доказательств).

 

Уясните содержание понятий: бояре, вассалитет, вече, генезис, государство, монархия, обычное право, племя, право, раннефеодальная монархия, союзы племен, феодальное право, христианство, язычество.

 

Методические рекомендации по первому вопросу

Рассматривая проблему генезиса отечественной государственности, выясните ответы на следующие вопросы: Что такое государство? Каковы причины образования крупных племенных союзов? Когда и почему возникает государство у восточных славян? Какую роль в формировании славянской государственности сыграл соседские народы (норманны, хазары, болгары и др.)? Какие государства в мире были ведущими в этот период? В чем особенности складывания раннефеодального государства на Руси в сравнении с Западной Европой? Объясните происхождение слова «Русь». Кто представлял власть в Древней Руси? Как строились отношения с государственной власти с родоплеменными органами управления отдельных союзов племен? Осветите судьбу народных собраний (вече) в X XI веках. Как решались вопросы наследования верховной власти на Руси до середины XI в. и почему?

Охарактеризуйте политический строй Древней Руси XI XII вв. как раннефеодальной монархии: принцип горизонтального наследования княжеской власти и вассальные связи, административный аппарат, налогообложение, вечевые собрания.

 

Методические рекомендации по второму вопросу

При подготовке ко второму вопросу обратите внимание на источники «Русской правды». Дайте характеристику «Закона Русского» как памятника обычного права. Разберитесь в понятии «обычное право». Роль договоров с Византией как источника «Русской правды». Великокняжеские уставы, их вклад. Дайте общую характеристику Краткой и Пространной редакций «Русской правды». Какова роль Ярослава Мудрого, Ярославичей, Владимира Мономаха в развитии права в Древней Руси. Проследите взаимосвязь и взаимовлияние правовой системы на Руси с соседними государствами.

 

Методические рекомендации по третьему вопросу

Восстановите социальную структуру Древней Руси как систему относительно устойчивой совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы пове­дения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

Опираясь на статьи «Русской правды», охарактеризуйте социальную структуру древнерусского общества как раннефеодальную. Покажите остатки родового строя в общественных отношениях. Укажите ведущие социальные группы. Раскройте содержание терминов «знать» и «низшие слои общества». Каковы причины того, что рабство носило патриархальный характер и получило распространение только как общественный уклад? Почему используются для обозначения рабского состояния различные термины: «раб», «челядин», «холоп»? Источники рабства? Эволюция рабства к XI в.

Какие статьи «Русской правды» и, каким образом защищают честь, достоинство и жизнь свободных людей? Как повлияло на социальную структуру Древней Руси принятие христианства? Покажите состав класса феодалов. Источники его формирования. Их правовое положение. Правовое положение духовенства. Роль церковной организации в укреплении отечественной государственности на начальном этапе ее разви­тия.

Городское население: его состав, правовое положение. Почему на Руси не возникло городского («магдебургского») права? Какие организации создавались в городах у различных категорий населения?

Крестьянство на Руси. Разберитесь в понятии «смерды». Как называлась крестьянская община? Ее характер и роль. Принципы ее функционирования. Причины прочности и долговечности. Кто такие «рядовичи» и «закупы»? Их личные права и имущественное положение.

 

Методические рекомендации по четвертому вопросу

Покажите, как «Русская правда» различает две основные части гражданского права: право собственности и обязательственное право? Как законодательно оформляется право феодалов на землю, коней, холопов и пр.? Основные виды договоров, формы их заключения. Почему наиболее полно регламентирован договор займа? Разберитесь в договоре займа, его видах, виды процента в зависимости от срока, ответственность сторон. Покажите, что взыскание обращалось не только на имущество, но и на личность должника. Особенности наследственного права на Руси.

 

Методические рекомендации по пятому вопросу

Раскройте понятие преступления в «Русской правде». Разберитесь в понятии «обида». Из чего вытекает, что «Русская правда» еще не различала преступление и гражданско-правовое нарушение? Какие факты свидетельствуют, что право этого периода было феодальным? Объекты преступления по «Русской правде»? Виды преступлений? Умысел, его виды. Раскройте цели и виды наказаний. Какие факторы смягчали и наоборот отягощали наказание? Соучастие, рецидив, их наказание. Продумайте, как наказывались на Руси государственные и должностные преступления? Преступления против церкви: и семейных отношений.

 

Методические рекомендации по шестому вопросу

Назовите органы, осуществлявшие правосудие в Древней Руси. Высшая судебная инстанция. Вознаграждение должностных лиц, осуществлявших правосудие. Форма процесса, его общая характеристика. Какие процессуальные действия применялись только по уголовным делам? Разберитесь в содержании процессуальных форм досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Что такое «заклич»? Система формальных доказательств в Древней Руси («поле», испытание железом и водой, присяга). Категорий свидетелей. Формы обеспечения исполнения судебного решения в «Русской правде». Вира, продажа как основные формы наказания, их различия. Формы их взыскания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: