Методические рекомендации к практическим занятиям 1 глава




Гончаров А.Г., Намоконов Е.В., Кашафеева А.А., Потопин А.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению практических занятий

по оперативной хирургии и топографической анатомии

в весеннем (VI) семестре у студентов 3ого курса лечебного и педиатрического факультета

Тематический план лекций 3 курс (6 семестр)

Наименование тем и их содержание Часы
  Вводная. Оперативная хирургия с топографической анатомией её роль в подготовке врача.  
  Топографическая анатомия верхней конечности.  
  Топографическая анатомия нижней конечности.  
  Хирургия конечностей. Первичная хирургическая обработка, ампутации, реплантации.  
  Операции на сосудах, нервах, сухожилиях.  
  Хирургия костей и суставов.  
  Топографическая анатомия мозгового отдела головы. Трепанация черепа. Хирургия синусов.  
  Топографическая анатомия лицевого отдела головы. Типичные операции.  

 

Тематический план практических занятий 3 курс (6 семестр)

Наименование тем и их содержание Часы
  Предмет, цели и задачи оперативной хирургии с топографической анатомией в подготовке врача.  
  Топографическая анатомия надплечья, подмышечной области и плечевого сустава.  
  Топографическая анатомия плеча, локтевой области, локтевого сустава и предплечья.  
  Топографическая анатомия кисти.  
  Топографическая анатомия ягодичной области, бедра и тазобедренного сустава.  
  Топографическая анатомия областей коленного сустава, голени и стопы.  
  Операции на сосудах, нервах и сухожилиях конечностей.  
  Операции при гнойных заболеваниях конечностей.  
  Операции на суставах.  
  Ампутации и экзартикуляции. Ампутации на верхней конечности.  
  Ампутации и экзартикуляции. Ампутации на нижней конечности.  
  Топографическая анатомия мозгового отдела головы.  
  Операции на мозговом отделе головы.  
  Топографическая анатомия боковой области лица.  
  Топографическая анатомия передней области лица.  
  Операции на лице.  
  Итоговое.  

Методические рекомендации к практическим занятиям

Продолжительность занятия: 2 часа

Место проведения занятия: учебные аудитории кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии

План проведения занятия:

1-й час занятия

1. Введение: определение цели и задач занятия – 5 мин;

2. Контроль исходных знаний студентов - 10 мин.;

3. Содержательная часть занятия в соответствии с целью и задачами – 30 мин;

2-й час занятия (самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя):

4. Освоение навыков в определении основных топографо-анатомических признаков областей и выборе рациональных оперативных приемов - 10 мин.;

5. Приобретение манипуляционных навыков топографо-анатомической ориентировки и основных этапов изучаемого хирургического вмешательства на трупе и муляжах - 20 мин.;

6. Итоговый контроль знаний студентов - 10 мин.;

7. Заключение преподавателя - 5 мин.

Содержание 3, 4 и 5 пунктов зависит от темы занятия в соответствии c целью и задачами.

 

Рекомендуемая литература:

Обязательная:

1. Островерхов Г.Е. Курс оперативной хирургии и топографической анатомии / Г.Е. Островерхов, Ю.М. Бомаш, Д.Н. Лубоцкий, - М.: МИА, 2005. – 736 с.:ил.

2. Николаев А.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия / А.В. Николаев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - С. 161-239.

 

Дополнительная:

1. Оперативная хирургия и топографическая анатомия / Под ред. В.В. Кованова. - М.: Медицина, 2001.

2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия Под ред. Ю.М. Лопухина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, Т.1-2. - 2001.

3. Бурых М.П. Основы технологии хирургических операций. - Харьков, 1993.

4. Золлингер Р. Атлас хирургических операций / Р. Золлингер. - М.: Доктор и К, 2002. - С. 418-420

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

I. ТЕМА

Предмет, цели и задачи оперативной хирургии и топографической анатомии. Оперативное вмешательство - классификация и его структура. Хирургический ин­струментарий, шовный материал, подготовка операционного по­ля, местное обезболивание. Разъединение тканей, понятие о ра­циональных разрезах. Временная и окончательная остановка кровотечения. Соединение тканей, виды швов, техника завязывания узлов.

 

II. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Оперативное вмешательство не может быть произведено без хирургического инструментария, знание которого врачам любой специальности необходимо так же, как и знание правил и приемов оперативной техники.

 

III. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

1. Обучить студентов подготовке операционного поля к опе­рации и правильному обкладыванию его стерильным бельем;

2. Ознакомить студентов с общим хирургическим инстру­ментарием и научить правильному пользованию им;

3. Обучить студентов технике послойной инфильтрационной анестезии;

4. Обучить студентов послойному разъединению тканей;

5. Обучить студентов послойному соединению тканей;

6. Обучить технике остановки кровотечения при помощи на­ложения кровоостанавливающих зажимов с последующим лигированием сосудов;

7. Познакомить студентов с видами швов и узлов.

 

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ТЕМЕ

После изучения данной темы, студенты будут иметь представление:

1. О современных способах разъединения и соединения тканей;

2. Об эндовидеохирургии и минидóступных вмешательствах.

Студенты будут знать:

1. Классификацию хирургических вмешательств;

2. Основные этапы проведения хирургического вмешательства;

3. Группы хирургического инструментария и правила пользования ими.

Студенты будут уметь:

1. Пользоваться общехирургическими инструментами;

2. Обработать операционное поле и укры­ть его стерильным бельем;

3. Провести послойную инфильтрационную анестезию;

4. Выполнить послойное разъединение тканей;

5. Остановить кровотечение из операционной раны;

6. Выполнить соединение тканей;

7. Завязывать основные хирургические узлы.

V. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

1-й час занятия:

1. Введение: определение цели и задач занятия – 5 мин;

2. Контроль исходных знаний студентов - 10 мин.;

2. Разбор правил пользования оборудованием операционной и его изучение - 10 мин.;

3. Обсуждение правил поведения в операционной и обязанностей членов хирургической бригады- 10 мин.;

4. Знакомство с основными видами хирургического инструментария и правилами пользования им - 10 мин.;

2-й час занятия (самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя):

5. Освоение на трупе техники обработки операционного по­ля и обкладывания стерильным бельем, обезболивание - 10 мин.;

6. Освоение техники разъединения тканей, останов­ки кровотечения, техники соединения тканей, швы, узлы - 20 мин.;

7. Итоговый контроль знаний студентов - 10 мин.;

8. Заключение преподавателя - 5 мин.

 

VI. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Макропрепараты: виды швов и узлов;

2. Труп бальзамированный;

3. Таблицы по теме;

4. Набор инструментов;

5. Кафедральная операционная;

6. Общий хирургический инструментарий.

 

VII. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

1. Из курса латинского языка знать клинические наименования органов и оперативных приемов;

2. Из курса общей хирургии знать, что такое "операция" и ее основные моменты;

3. Виды местного обезболивания.

 

VIII. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Каков порядок расположения инструментов на операцион­ном столе?

2. Какими способами подготавливаются руки хирурга к опе­рации?

3. В чем заключается подготовка операционного поля?

4. Какие известны способы местной анестезии?

5. Чем отличается способ анестезии по А. В. Вишневскому?

6. Какие существуют скальпели? Позиции удерживания скальпеля.

7. Как держит хирург скальпель в руке при производстве разреза кожи?

8. Как правильно держать ножницы в руке?

9. Чем отличается кровоостанавливающий зажим Кохера от других?

10. Чем отличаются между собой иглодержатели?

11. Является ли правильным положение пинцета в руке, когда конец его направлен в ладонь?

12. Какие существуют хирургические иглы?

13. Какие требования предъявляются к шовному материалу?

14. Какова сравнительная характеристика шелка, кетгута, синтетических нитей?

15. Какие виды узлов применяются в хирургии?

16. Каков основной принцип разъединения тканей?

17. Как разъединяют кожу, фасцию и мышцу?

18. Какие известны виды кожных швов?

19. Каковы основные принципы соединения тканей?

 

IX. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

В начале занятия преподаватель знакомит сту­дентов с кафедрой, ее учебными комнатами, оборудованием, оснащением, основными задачами кафедры в учебно-методичес­кой и научно-исследовательской работе.

Знакомство с хирургическим инструментарием.

Различают общий, специаль­ный хирургический инструментарий и хирургические сшиваю­щие аппараты. Каждый ин­струмент рассматривается в отдельности, останавливаясь на его применении в хирургической практике и на способе пользования им. Имеется порядок раскладывания инструментов на столике операционной сестры, правила их подачи операционной сестрой хирургу и правильного возвращения инструментов хи­рургом сестре.

Подготовка операционного поля

Операцию начинают с подготовки операционного поля. Во­лосы удаляют с помощью безопасной бритвы. Для дезинфекции кожи операционного поля ее дважды обра­батывают 70% спиртом, а затем 2% спиртовым раствором йода. Следует отметить, что йод вызывает раздражение кожи и мо­жет быть аллергеном, поэтому в последнее время его применяют редко. Чаще - спиртовые растворы йодофоров (йодонат, бетадин, бетаизодон, йодопирин). Применяют также спиртовый раствор гибитона, роккал, надуксусную кислоту. Кожу опера­ционного поля изолируют стерильными простынями или самоклеющимися стерильными пленками, через последние проводят хирургические разрезы.

Техника производства послойной местной инфильтрационной анестезии

Существуют два вида обезбо­ливания: общее и местное. Более доступным из них является местное обезболивание. Для выполнения местной инфильтрационной анестезии из числа сту­дентов назначается операционная сестра, хирург и ассистент. Операцион­ная сестра на инструментальном столике раскладывает шприц, инъекционные иглы и прочий необходимый для проведения мест­ной анестезии инструментарий. Хирург и ассистент в это время занимают соответствующие места и приступают к обработке операционного поля, обкладывают его бельем.

Послойное разъединение тканей

Существуют различные позиции держания скальпеля в зависимости от цели, которую преследу­ют при производстве разреза. Обращают внимание на бережное проведение разрезов с учетом направления кожных складок, мышечных волокон, топографии сосудисто-нервных пучков. Раз­рез выполняют, обычно, брюшистым скальпелем, фиксируя ко­жу в момент разреза пальцами левой руки. После разреза кожи края раны разводят острыми крючками и останавливают крово­течение из поврежденных сосудов. Затем производят рассече­ние подкожной клетчатки, поверхностной и собственной фасций.

Под собственной фасцией могут быть расположены крупные сосуды и нервные стволы, поэтому ее рассечение производят по желобоватому зонду. Встречающиеся по ходу разреза сосуды и нервы, по возможности, сдвигают в стороны. Собственную фас­цию можно также рассечь тупоконечными ножницами подводя порционно нижнюю браншу ножниц под фасцию. Разъединение мышц, если позволяют условия, производят путем расслаивания по ходу мышечных волокон, при необходимости мышцы рассе­кают. Рассечение надкостницы производят скальпелем, после чего края надкостницы отслаивают и сдвигают прямым или изог­нутым распатором. В настоящее время в хирургии применение получили лазерные установки.

Наложение швов

Первый ряд непрерывных швов (простой, обвивной и мат­рацный) студенты накладывают на собственную фасцию. Следует обратить внимание на правильное завязывание узлов. Обращают внимание на расстояние вкола от края раз­реза, сопоставление краев раны.

 

X. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Для удаления инородного тела из икронож­ной мышцы операционная сестра разложила на столике режу­щие, вспомогательные, а также инструменты для соединения мягких тканей. Можно ли вам (хирургу) приступить к опера­ции разъединения мягких тканей для удаления инородного тела?

Задача № 2. Во время операции для рассечения кожи хи­рург использовал остроконечные ножницы. В чем ошибка хи­рурга?

Задача № 3. При разрезе кожи, подкожной клетчатки по­лучились неровные, зазубренные края раны. Какое правило не соблюдал хирург при рассечении кожи?

Задача № 4. Во время удаления инородного тела хирург об­работал операционное поле однократно 96° спиртом и обложил стерильными салфетками. Правильно ли хирург произвел обра­ботку операционного поля?

Задача № 5. Для окончательной остановки кровотечения в ране ассистент на кровоточащий сосуд наложил зажим Кохера. Затем хирург под зажимом подвел шелковую лигатуру и пере­вязал сосуд двумя узлами, не снимая зажима. Когда ассистент после перевязки снял зажим, кровотечение из сосуда возобно­вилось. В чем были допущены ошибки? Как можно их предупредить?

Задача № 6. Через три часа после ушивания раны появи­лось обильное кровотечение. Что могло к этому привести?

Задача № 7. При зашивании раны хирург на мышцы нало­жил шелковый шов и сильно затянул узел. Правильно ли хи­рург соединил края разъединенной мышцы?

Задача № 8. При соединении краев раны хирург оставил полость в подкожной жировой клетчатке. Кожа ушита узловы­ми швами. Правильно ли произвел соединение тканей хирург?

Задача № 9. При наложении узловых швов на кожную ра­ну длиной 12 см в углу раны образовался участок с плохо адаптированными краями из-за избытка кожи. Какую ошибку допустил хирург?

Задача №10. На третьи сутки после наложения кожных швов на операционную рану обнаружен краевой некроз. Что привело к такому осложнению?

 

XI. Эталоны ответов на ситуационные задачи

1. При выполнении разъединения мягких тканей необходимы четыре группы инструментария: разъединяющий (скальпель, ножницы), вспомо­гательный (пинцеты, крючки), для выполнения гемостаза (зажимы) и для соединения тканей (иглодержатели, иглы). Однако на инструмен­тальном столике отсутствуют инструменты для выполнения гемостаза в ране. Поэтому выпол­нить операцию без кровоостанавливающих за­жимов хирург не может.

2. Для рассечения кожи используются скальпели: брюшистый, остроконечный. При разрезе кожи ножницами происходит раздавление ее. Это при­водит к некрозу поврежденного участка кожи и формированию грубого рубца в процессе зажив­ления раны.

3. Хирург не фиксировал кожу в области, где был произведен разрез. Разрез необходимо вести на себя.

4. Неправильно. 96° спирт резко дубит кожу и сворачивает белки. Кожу надо обработать спиртовым раствором йода или производными йодоформа, лучше - двукратно.

5. Для окончательной остановки кровотечения производят перевязку сосуда в ране. Однако хирургом при лигировании сосуда допущена ошибка: после завязывания первого узла необ­ходимо снять зажим и дотянуть узел, так как зажим раздавливает ткани и (пока он не снят) пережать полностью просвет сосуда невозмож­но. Затем, удерживая нити в натянутом состоя­нии, необходимо завязать второй виток узла.

6. По всей вероятности соскользнула лигатура с пло­хо перевязанного сосуда. Необходимо раскрыть рану и остановить кровотечение.

7. При соединении мышц необходимо пользоваться кетгутом, так как он рассасывается в послеопе­рационном периоде (9-24 дня). Шелковая ли­гатура является инородным телом. В послеопе­рационном периоде ока инкапсулируются. Кроме того, необходимо только свести края мышц. Сильное затягивание узла приводит к атрофии мышцы не только в месте шва, но и значитель­но дальше места его наложения.

8. Полость в ране является местом скопления ге­моррагического выпота, что в свою очередь яв­ляется хорошей средой для развития микрофло­ры. Это приведет к нагноению с последующим образованием грубого рубца. Поэтому при за­шивании раны свободных полостей оставлять нельзя.

9. Ушивание длинных линейных ран необходимо начинать с ее середины, а далее последователь­но накладывать узловые швы. Поскольку хи­рург начал ушивание с угла раны, в противопо­ложном конце ее образовался избыток кожи с плохо адаптированными краями.

10 Лигатуры простых узловых швов были затяну­ты слишком сильно. При наложении кожных швов необходимо только свести края раны.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

I. ТЕМА

Топографическая анатомия надплечья. Фасции и фасциальные футляры. Подключичная, лопаточная, дельтовидная и подмышечная области, плечевой сустав.

 

II. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Высокий процент травм верхней конечности, знание типичных локализаций гнойных процессов и путей их распространения, а также обоснованная топическая диагностика поражения периферических нервов обуславливают важность знания топографии надплечья при: а) обработки ран в различных областях; б) освоении принципов и техники оперативных вмешательств на костях, суставах, мышцах, сосудах и нервах; в) вскрытии флегмон и абсцессов; г) выполнении доступов к суставам верхней конечности.

 

III. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Изучить топографическую анатомию надплечья. Знать топографию основных сосудисто-нервных пучков области, особенности фасциального остова и клетчаточных пространств.

 

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ТЕМЕ

После изучения данной темы, студенты будут иметь представление:

1. О наиболее вероятных путях распространения гнойного процесса изучаемых областей;

2. О топографо-анатомическом обосновании типичных хирургических вмешательств в изучаемых областях.

Студенты будут знать:

1. Синтопию сосудисто-нервных образований изучаемых областей;

2. Симптомы поражения различных отделов плечевого сплетения;

3. Обоснование «мертвой зоны» при перевязке магистрального сосуда.

Студенты будут уметь:

1. Показать на трупе костно-мышечные ориентиры изучае­мых областей;

2. Показать проекционные линии сосудов и нервов изучае­мых областей;

3. Обнажить сосуды и нервы в подмышечной впадине, на плече и в локтевой ямке.

 

V. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

1-й час занятия.

1. Введение: определение цели и задач занятия – 5 мин;

2. Контроль исходных знаний студентов - 10 мин.;

3. Определение внешних ориентиров для оптимального доступа к изучаемым областям надплечья и их основным сосудисто-нервным пучкам - 10 мин.

Самостоятельная работа студентов под контролем препода­вателя.

4. Послойная препаровка подклю­чичной, дельтовидной и лопаточной областей c изучением синтопии основных сосудисто-нервных пучков и клетчаточных пространств перечисленных областей - 20 мин.;

2-й час занятия.

5. Послойная препаровка подмышечной области - 15 мин.;

6. Изучение синтопии содержимого подмышечной полости - 15 мин.;

7. Итоговый контроль знаний студентов - 10 мин.;

8. Заключение преподавателя - 5 мин.

 

 

VI. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Труп для изучения топографии областей надплечья;

3. Хирургический инструментарий;

4. Таблицы, муляжи по теме;

5. Учебные карты для контроля и самоконтроля.

 

VII. Исходный уровень знаний

1. Анатомия костей плечевого пояса;

2. Строение костей плечевого пояса;

3. Мышцы плечевого пояса;

4. Подключичная, подмышечная артерии, их ветви;

5. Плечевое сплетение;

6. Гнойные воспалительные заболевания конечностей;

7. Травмы конечностей.

 

VIII. Основные вопросы для самостоятельной подготовки студентов

1. Какие области входят в область надплечья?

2. Топографическая анатомия подключичной, лопаточной и дельтовидной областей. Гра­ницы, послойная характеристика, топография основных сосудисто-нервных пучков, формирование лопаточного анастомоза, возможные пути распространения гноя.

3. Топографическая анатомия плечевого сустава. Кровоснабжение головки плечевой кости, слабые места капсулы.

3. Топографическая анатомия подмышечной области. Гра­ницы, послойная характеристика. Понятия: подмышечная ямка, впадина и полость.

4. Топография сосудисто-нервного пучка в подмышечной впадине соответственно ее треугольникам.

5. Возможные пути распространения гноя из подмышечной полости.

 

IX. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Под руководством преподавателя студенты на трупе опре­деляют границы указанных областей и костно-мышечные ори­ентиры, знание которых имеет значение для определения ло­кализации ранений, линий проведения разрезов для доступов к сосудам, нервам, суставам. Проводят послойную препаровку изучаемых областей. Изучают клетчаточные пространства. Поверхностное и глубокое субпекторальные пространства их связь с клетчаткой подмышечной полости. Поддельтовидное клетчаточное пространство и его связь по ходу сосудисто-нервных пучков с подмышечной и лопаточной облас­тями. Топография четырехстороннего отверстия, применительно к операции задней артротомии. Топография трехстороннего отверстия в связи с a. circumflexa scapulae (ветвь a. subscapularis), как основной составляющей бассейна a. axillaris в формировании лопаточного артериального анастомоза. Изучают плечевой сустав. Кос­ти и их части, принимающие участие в образовании сустава. Формы сустава, объем движений. Капсула и ее слабые места, суставные сумки, связки, сухожилия мышц, укрепляющие сустав. Подмышечная область. Клетчатка, выполняющая подмышечную впадину. Топография основного сосудисто-нервного пучка в пределах трех треугольников (tr. clavipectorale, tr. pectorale, tr. subpectorale). Расположение основных групп лимфоузлов и их участие в формировании регионарного бассейна соседних областей.

 

 

X. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Больному провели по поводу омартрита заднюю артротомию плечевого сустава. Нарушена функция отведения конечности. Какая допущена ошибка при производстве операции?

Задача № 2. В больницу поступил больной с вывихом головки плечевой кости. Дежурный врач хирурга не вызвал. Провел обезболива­ние. На следующий день хирург вправил вывих, но однако функ­ция конечности осталась нарушенной. Какие анатомические об­разования могут быть повреждены при вывихах в плечевом суставе? В чем ошибка врача?

Задача № 3. По поводу кровотечения при размозжении предплечья хирург перевязал «на протяжении» подмышечную артерию. В послеоперационный период появились признаки острой артериальной непроходимости подмышечной артерии. Какова причина? Как предупредить развитие подобного осложнения? Действия хирурга.

Задача № 4. Доставлен больной с кровоточащей раной задней поверхнос­ти дельтовидной области. Отведение плеча затруднено. Какие нервно-сосудистые образования по­вреждены? Тактика хирурга.

Задача № 5. Обратился больной по поводу срастающегося перелома пле­ча верхней трети с жалобами на затруднение разгибания паль­цев и кисти. Какие причины симптоматики, если в течение 1,5, месяца после наложения гипсовой повязки таких жалоб не было?

 

XI. Эталоны ответов на ситуационные задачи

1. При рассечении дельтовидной мышцы ранен подмышечный нерв. Артротомию необходимо проводить спереди от клювовидного отростка книзу.

2. Вывих в плечевом суставе относится к ургентной хирургии. Промедление с вправлением мо­жет привести к ущемлению подмышечного нер­ва, который огибает шейку плеча, а также дру­гих сосудисто-нервных образований подмышеч­ной области.

3. Поврежден срединный нерв. Нужно наложить шов нерва.

4. Поврежден лучевой нерв и глубокая артерия плеча, которые проходят вместе в спиралевид­ном канале. Тактика хирурга заключается в остановке кровотечения и наложении швов на нерв.

5. Разрастание костной мозоли, по-видимому, сдавливает лучевой нерв или нерв окутан кост­ной мозолью, что послужило причиной такой симптоматики. При отсутствии эффекта при консервативном лечении больному показано оперативное лечение.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Д. Н. Лубоцкий. «Основы топографической анатомии». М„ 1953. 5. Б. В. Петровский. «Хирургическое лечение ранений сосудов». М., 1949.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

I. ТЕМА

Топографическая анатомия плеча, локтевой области и предплечья. Фасции, мышцы и клетчаточные пространства. Борозды. Топография сосудисто-нервных пучков. Доступы к лучевой и локтевой артериям. Доступы к нервам. Клетчаточное пространство Н. И. Пирогова. Пути рас­пространения гнойных процессов.

 

II. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Травмы свободной части верхней конечности являются причиной большого процента нетрудо­способности. Выполнение атравматичных доступов при вскрытии гнойников, рациональная тактика при первичной хирургической обработке невозможны без точных знаний топографии обозначенных областей.

 

III. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Изучить топографическую анатомию плеча локтевой и применительно к повреждениям тканей, обработке ран, нагноительным процессам, обнажениям сосудов и нервов.

 

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ТЕМЕ

После изучения данной темы, студенты будут иметь представление:

1. О наиболее вероятных путях распространения гнойного процесса изучаемых областей;

2. О топографо-анатомическом обосновании типичных хирургических вмешательств в изучаемых областях.

Студенты будут знать:

1. Синтопию сосудисто-нервных образований изучаемых областей;

2. Симптомы поражения крупных нервов свободной части верхней конечности.

Студенты будут уметь:

1. Показать на скелете, муляже, трупе костные ориентиры плеча, локтевой области и предплечья;

2. Показать на трупе проекционные линии сосудов и нер­вов;

3. Показать на препарате мышечные группы, мышцы-ори­ентиры для обнажения сосудисто-нервных пучков;

4. Продемонстрировать топографию сосудисто-нервных пуч­ков;

5. Проследить на трупе топографию срединного нерва на протяжении плеча, локтевой области и предплечья;

6. Найти пространство Пирогова;

7. Обнажить лучевую артерию, локтевую артерию, средин­ный нерв.

 

V. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

1-й час занятия.

1. Введение: определение цели и задач занятия – 5 мин;

2. Контроль исходных знаний студентов - 10 мин.;

3. Препарирование плеча и локтевой области - 30 мин.;

Самостоятельная работа студентов под контролем препода­вателя.

2-й час занятия.

4. Препарирование предплечья - 15 мин.;

5. Обнажение сосудисто-нервного пучка лучевой и локтевой борозд. Обнажение срединного нерва - 15 мин.

6. Итоговый контроль знаний студентов - 10 мин.;

7. Заключение преподавателя - 5 мин.

 

 

VI. Оснащение занятия

1. Труп для препарирования плеча, локтевой области и предплечья;

2. Труп для обнажения сосудов и нервов;

3. Хирургический инструментарий;

4. Таблицы по теме;

5. Учебные карты для контроля и самоконтроля.

 

VII. Исходный уровень знаний

1. Анатомия костей плеча и предплечья;

2. Локтевой сустав;

3. Мышцы плеча и предплечья;

4. Сосуды плеча и предплечья;

5. Длинные ветви плечевого сплетения.

 

VIII. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Топография передней и задней областей плеча, борозды, каналы, сосудисто-нервные пучки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: