44. Конец формы
Начало формы
С начала 2000-х гг. в стране Z проводится реформа государственной власти. В 2002 и 2012 гг. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, должна ли деятельность правительства контролироваться парламентом?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В 2002 г. половина опрошенных считали, что деятельность правительства должна в полной мере контролироваться парламентом.
2) В 2002 г. доля тех, кто считал, что деятельность правительства должна в некоторой степени контролироваться парламентом, была меньше доли тех, кто выступал за полный контроль парламента над правительством.
3) В 2012 г. треть опрошенных считали, что деятельность правительства должна в некоторой степени контролироваться парламентом.
4) В обоих опросах наименьшим был процент тех, кто вообще не интересуется политикой.
5) К 2012 г. доля тех, кто считал, что все ветви власти должны быть независимыми, выросла.
45. Конец формы
Начало формы
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Реформы в стране Z противоречат принципу разделения властей.
2) Жителей страны Z стала в большей степени удовлетворять работа правительства.
3) В стране Z развиты институты гражданского общества.
4) Результаты преобразований оказались неоднозначными.
5) За годы реформы граждане стали меньше интересоваться политикой.
|
Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания 46–51.
Начало формы
Ключевой элемент демократии – полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т.д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии – власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен – идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений – без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан – более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
|
(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
46. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
47. Конец формы
Начало формы
Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)?
48. Конец формы
Начало формы
Авторы упоминают выборы, проводимые на «честной основе». Укажите любые три требования, которым должны соответствовать демократические выборы.
Конец формы
49. Начало формы
Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.
Конец формы
50. Начало формы
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Конец формы
51. Начало формы
Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые три элемента (показателя)?