Всеми нами любимая вышивка крестом так же, как и другие виды рукоделия, имеет свою историю. Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид. Ведь оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.
В России и Беларуси вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке и постепенно вышивка приобретала все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.
С ХVIII века она вошла в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (то есть по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до сегодняшнего дня сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц.
|
В каждой местности были свои особенности и приемы вышивки крестом. Наибольшее распространение получил односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной — вертикальные или горизонтальные стежки (важное значение при этом придавалось «чистой» изнанке).
Простой односторонний крест состоит из двух наклонных скрещивающихся стежков, при этом, как правило, нижний стежок направлен из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок — из левого верхнего угла в правый нижний.
Основные требования к вышивке:
1. Крестики должны быть одного размера. Вершины всех соседних крестиков должны совпадать.
2. Все верхние стежки крестиков должны лежать в одном направлении.
3. На лицевой стороне должны быть наклонные скрещивающиеся стежки, а на изнанке — или горизонтальные, или вертикальные, но лежащие только в одном направлении.
4. При замене ниток их концы следует прятать с лицевой стороны под крестиками, поэтому толщина вышивальной нити должна быть достаточной для того, чтобы прикрывать ткань в промежутках между стежками крестиков.
5. Стежки на изнанке должны быть короткими. Допускается делать протяжки ниток длиной не более 1 см, желательно перевивая нитку с соседними «попутными» стежками. При необходимости более длинной протяжки нитку нужно обязательно перевивать с соседними стежками. Если это невозможно, далеко отстоящую часть мотива следует вышивать отдельной ниткой.
|
6. При необходимости в крестике можно выполнить дополнительный стежок, то есть продублировать верхний или нижний стежок.
7. Переход в нужную точку узора следует выполнять на лицевой стороне под крестиками. Поскольку нить в этой точке должна выходить с изнанки, то после протягивания под крестиками следует вывести нить на изнанку в точке, ближайшей к нужной, и сделать изнаночный стежок с выходом на лицевую сторону в нужной точке. При невозможности перехода под крестиками кончик нити следует закрепить и нить отрезать.
Практические рекомендации перед началом работы.
Узоры геометрического характера отличаются высокой технологичностью. Для её повышения часто используют прием обрамления орнаментальной полосы швом «косичка», облегчающим переход от элемента к элементу.
Для выполнения конкретного узора нужно в первую очередь внимательно его рассмотреть и выбрать направление стежков на изнанке (горизонтальное или вертикальное), то есть проанализировать возможность и удобство перехода от элемента к элементу узора.
Большинство узоров возможно выполнить двумя способами (с горизонтальными или вертикальными стежками), для некоторых бывает пригоден только один из них.
В упражнениях рассмотрены варианты прохода вышивальной нити в различных ситуациях. Любой выбранный для вышивания рисунок можно разложить на элементы (горизонтальные, вертикальные, наклонные ряды крестиков и их сочетания) и свести к различным комбинациям этих элементов.
Один и тот же узор можно выполнить несколькими способами с одинаковым результатом. Выбирать следует оптимальный вариант, то есть наиболее удобный для конкретного человека.
|
Упражнения для освоения вышивания крестом с «чистой» изнанкой.
При вышивании крестом с «чистой» изнанкой используется способ неполного креста. Смысл этого способа состоит в том, что при первом проходе вышивальной нити в некоторых крестиках выполняются два стежка (верхний и нижний), в некоторых — только один из них, а некоторые крестики из технологических соображений вообще пропускаются. При втором, то есть обратном проходе вышивальной нити выполняются недостающие стежки в неполных крестиках, а также пропущенные крестики.
Схемы прохода нити в упражнениях приведены в определённом положении, исходя из их графического удобства, чтобы нагляднее проиллюстрировать последовательность выполнения элементов. При этом нужно учитывать, что при выполнении упражнений следует поворачивать работу так, чтобы рука двигалась справа налево (это наиболее эргономически целесообразное направление движения). Значок * на схемах обозначает точку начала следующего стежка. Стрелками показано направление движения нити.
1. Горизонтальные ряды.
1.1. Ряд сплошных крестиков выполнять справа налево в один проход нити без возврата в начальную точку.
1.2. Ряд сплошных крестиков выполнять в два прохода нити (то есть с возвратом в начальную точку): сначала ряд нижних стежков крестиков прошить справа налево, затем повернуть работу на 180° и на обратном пути поверх нижних стежков прошить справа налево ряд верхних стежков крестиков.
1.3. Ряд разреженных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата).
1.4. Ряд сплошных крестиков выполнять слева направо в один проход нити (без возврата) аналогично ряду разреженных крестиков (см. упражнение 1.3), при этом каждый раз после выполнения нижнего стежка очередного крестика следует сначала выполнить крестик, покрывающий оставленный зазор, а затем верхний стежок неполного крестика.
1.5. Двойной ряд разреженных крестиков выполнять слева направо без возврата в начальную точку.
2. Вертикальные ряды.
Вертикальные ряды крестиков следует выполнять только в два прохода нити с возвратом в начальную точку.
2.1. Одиночный вертикальный ряд крестиков.
Сначала нужно выполнить ряд нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, затем перекрыть их верхними стежками в направлении сверху вниз.
2.2. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа на уровне верхнего крестика.
Сначала выполнить ряд наклонных нижних стежков крестиков в направлении снизу вверх, повернуть работу на 180° и перейти на соседний ряд, где выполнить ряд нижних стежков и перекрыть их верхними стежками. Затем снова перейти на первый ряд и, перекрывая сделанные нижние стежки верхними, вернуться в начальную точку.
2.3. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся слева на уровне верхнего крестика выполнять аналогично упражнению 2.2.
2.4. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева на уровне верхнего крестика.
Выполняя упражнение аналогично упражнению 2.2, целесообразно сначала перейти на соседний ряд, который находится справа, а затем на тот, что слева (см. упражнение 2.4.1). В противном случае на изнанке образуется протяжка длиной в три клетки (см. упражнение 2.4.2). И хотя это вполне допустимо, всё же в первом случае изнанка будет выглядеть чище.
2.5. Прямоугольник, состоящий из нескольких вертикальных рядов крестиков.
Выполнять упражнение можно 3-мя способами.
В первом случае (упражнение 2.5.1) нить движется по пути, напоминающем змейку, в два прохода «туда — обратно», при этом выполнение вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, сочетается с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.2.
Второй случай (упражнение 2.5.2) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.1.
Третий случай (упражнение 2.5.3) — сочетание выполнения вертикальных рядов, как в упражнении 2.1, с переходом от ряда к ряду, аналогичным переходу от крестика к крестику в горизонтальном ряду, как в упражнении 1.4.
2.6. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа ниже уровня верхнего крестика. Сначала выполнить ряд нижних стежков, затем закрыть один крестик верхним стежком и перейти на соседний ряд. Далее поступать аналогично упражнению 2.2. Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.
2.7. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева ниже уровня верхнего крестика.
Здесь возможны три варианта.
В упражнении 2.7.1 сначала нужно выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью, затем перейти на левый ряд, выполнить его полностью. После этого вернуться на центральный ряд, выполнить сверху недостающий нижний стежок. Затем, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, по пути «туда» выполнить оба «довеска», а затем вернуться обратно).
В упражнении 2.7.2 сначала выполнить ряд нижних стежков до уровня правого соседнего ряда, перейти на правый ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд, выполнить недостающий нижний стежок крестика, закрыть один верхний крестик вторым стежком. После этого перейти на левый соседний ряд, выполнить его полностью. Затем вернуться на первый ряд и, двигаясь вниз, закрыть все неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд крестиков, правый «довесок» выполнить по пути «туда», а левый — по пути «обратно»).
В упражнении 2.7.3 сначала выполнить все нижние стежки центрального ряда, затем закрыть один верхний крестик, перейти на правый ряд и выполнить его полностью. После этого перейти на левый ряд, выполнить его полностью, вернуться на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики (то есть, выполняя центральный ряд, оба «довеска» выполнить по пути «обратно»).
2.8. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседний ряд, находящийся справа выше уровня верхнего крестика.
Здесь возможны два варианта.
В упражнении 2.8.1 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд, выполнить стежок крайнего верхнего крестика ряда. Так как он ложится в направлении не нижнего стежка, а верхнего, второй стежок этого крестика нужно не укладывать поверх первого, а протягивать под ним. Далее следует выполнить оставшиеся нижние стежки правого ряда, закрыть их верхними, перейти на первый ряд и закрыть оставшиеся неполные крестики.
В упражнении 2.8.2 выполнить ряд нижних стежков, перейти на соседний ряд и далее, двигаясь вниз, выполнить нижние стежки соседнего ряда, пропустив его верхний крестик. Затем выполнить верхние стежки этого ряда, а также верхний стежок недостающего крестика, «поднырнуть» нижним его стежком под верхний, перейти на первый ряд и закрыть неполные крестики.
Подобным образом следует поступать, если соседний ряд крестиков находится слева.
2.9. Вертикальный ряд крестиков с переходом на соседние ряды, находящиеся справа и слева выше уровня верхнего крестика.
Выполнить нижние стежки центрального ряда, перейти на правый ряд и выполнить его аналогично упражнению 2.8.1 или 2.8.2. Затем перейти на левый ряд, таким же способом полностью выполнить его, вернуться на центральный ряд и закрыть неполные крестики.
2.10. Закрепление навыков.
Это упражнения, обобщающие некоторые предыдущие.
В упражнении 2.10.1 нить при первом проходе (на пути «туда») следует вести по рядам «змейкой», как в упражнении 2.5.1, но переходы от ряда к ряду осуществлять по-разному, так как ряды по отношению друг к другу расположены либо на уровне крайнего крестика, либо со сдвигом (см. упражнения 2.2, 2.6, 2.8). После первого прохода часть крестиков оказывается выполненной полностью, а часть — не полностью. Во время второго прохода (на обратном пути) нужно закрыть все оставшиеся неполные крестики.
В упражнении 2.10.2 второй ряд находится выше уровня первого ряда на 6 крестиков. В данном случае переход от первого ряда ко второму осуществлять способом, описанным в упражнении 2.8, нецелесообразно, так как 6 крестиков придётся выполнять в обратном порядке (сначала верхние стежки, затем нижние). Рациональнее будет пропустить эти 6 крестиков, выполнить в этом ряду только два нижних (из них первый — не полностью, второй — полностью) и перейти на третий ряд. Затем нужно выполнить все его нижние стежки и уже с третьего ряда вернуться на второй, где выполнить полностью недостающие шесть крестиков в обычном порядке (сначала нижние стежки, затем верхние), после чего перейти на четвёртый ряд и продолжить работу до последнего ряда. Во время второго прохода закрыть все оставшиеся неполные крестики.
Лицевая сторона вышивки:
Изнанка правильной вышивки:
Наклонные ряды так же, как и вертикальные, всегда следует выполнять только в два прохода нити с возвратом в начальную точку.
3. Наклонные ряды.
3.1. Одиночный прямой наклонный ряд с наклоном вправо.
Особенностью выполнения одиночного наклонного ряда является то, что половина крестиков в нём выполняется в обычном порядке (сначала нижний стежок, затем верхний), а вторая половина — в обратном порядке (сначала верхний стежок, затем нижний). То есть при первом проходе нужно выполнить по одному стежку каждого крестика (нижний, верхний, нижний, верхний и т. д.), а при втором проходе (на обратном пути) дополнить стежками неполные крестики, то перекрывая нижний стежок верхним, то протягивая нижний стежок под верхним.
Аналогично выполняется такой же ряд с наклоном влево.
3.2. Одиночный ломаный наклонный ряд.
Здесь первый участок наклонного ряда включает в себя нечётное число крестиков, при этом на вершине начало выполнения крестика припадает на нижний стежок. В этом случае первый крестик нужно выполнить полностью в обычном порядке (нижний стежок, затем верхний), после этого перейти на другой участок наклонного ряда и выполнить все крестики полностью (туда – обратно), как в п. 3.1. На обратном пути обойти уже выполненный верхний крестик и дополнить все неполные крестики первого участка подобным образом.
3.3. Одиночный ломаный наклонный ряд.
Здесь первый участок наклонного ряда включает в себя чётное число крестиков, при этом на вершине начало выполнения крестика припадает на верхний стежок. В данном случае верхний крестик целесообразнее пропустить, как в упр. 3.3.1, и выполнить сначала второй участок наклонного ряда. На обратном пути выполнить полностью верхний крестик и затем дополнить неполные крестики первого участка. Если же верхний крестик выполнить полностью во время первого прохода, как в упр. 3.3.2, то на обратном пути на изнанке образуется протяжка длиной в три клетки. Само по себе это допустимо, но всё же для большей чистоты изнанки нужно стараться таких ситуаций по возможности избегать.
3.4. Одиночный ломаный наклонный ряд, замкнутый в рамку.
При нечётном числе крестиков на прямом участке рамки во время первого прохода верхний крестик нужно выполнить полностью, как в упр. 3.2, а нижний — пропустить, как в упр. 3.3.1. На обратном пути дополнить неполные крестики.
3.5. Одиночный ломаный наклонный ряд, замкнутый в рамку.
При чётном числе крестиков на прямом участке рамки во время первого прохода верхний крестик нужно пропустить, как в упр. 3.3.1, а нижний выполнить полностью, как в упр. 3.2. На обратном пути дополнить неполные крестики.
3.6. Скрещенные одиночные наклонные ряды.
Здесь начало выполнения центрального крестика припадает на нижний стежок. Наиболее целесообразный порядок выполнения этих рядов показан на схеме.
3.7. Скрещенные одиночные наклонные ряды.
Здесь начало выполнения центрального крестика припадает на верхний стежок, поэтому наиболее целесообразный порядок выполнения этих рядов будет несколько иным по сравнению с упр. 3.6.
В случаях, подобных упр. 3.6 и 3.7, во избежание длинных протяжек на изнанке нужно руководствоваться следующим правилом: из нескольких направлений в первую очередь выбирать то, куда показывает предыдущий стежок.
3.8. Тройной наклонный ряд с наклоном вправо.
Тройной наклонный ряд можно представить себе в виде трёх одиночных и выполнить их по отдельности аналогично упр. 3.1. Однако в этом случае половину крестиков придётся выполнять в обратном порядке (сначала верхний стежок, затем нижний), что весьма замедляет работу. Выполнение тройного ряда будет более рациональным, если его представить себе в виде вертикальных рядов по три крестика, смещённых относительно друг друга на один крестик. В этом случае следует выполнять это упражнение, двигаясь «змейкой» от ряда к ряду, как в упр. 3.8.1. При этом переход от первого ряда ко второму нужно осуществлять аналогично упр. 2.8, а от второго к третьему – аналогично упр. 2.6, далее чередуя эти способы перехода.
После первого прохода нити в каждом нечётном ряду во всех крестиках выполнен только нижний стежок, а в каждом чётном крайние крестики закрыты и неполным остался только средний крестик. Поэтому обратный путь выглядит уже не «змейкой», а ломаной ступенчатой линией.
При желании можно избавиться от необходимости выполнять часть крестиков в обратном порядке (верхний стежок, затем нижний), как при переходе согласно упр. 2.8. Для этого случая порядок первого прохода нити показан на схеме упр. 3.8.2.
Аналогично выполняется такой же ряд с наклоном влево.
3.9. Двойной прямой наклонный ряд с наклоном вправо.
Двойной наклонный ряд так же, как и тройной, можно представить в виде двух одиночных и выполнить их по отдельности аналогично упр. 3.1. А можно представить себе его в виде вертикальных рядов по два крестика, смещённых относительно друг друга, и выполнить аналогично тройному ряду, как в упр. 3.8. Однако в этом случае (см. упр. 3.9.2) после первого прохода нити в каждом чётном ряду крайние крестики уже закрыты (а их в ряду всего два), поэтому на обратном пути на изнанке неизбежно появятся протяжки длиной в три клетки при переходе между нечётными рядами, минуя чётные (которые уже закрыты полностью).
Оба вышеуказанных способа являются допустимыми. Тем же, кто желает избежать их «издержек», предлагается вариант прохода нити по схеме упр. 3.9.1.
3.10. Двойной прямой наклонный ряд с наклоном влево.
Выполнять его следует согласно схемам упр. 3.10.1 и 3.10.2, причём в первом случае выполнение всех крестиков возможно в обычном порядке (нижний стежок, затем верхний), а во втором часть крестиков придётся выполнить в обратном порядке (верхний стежок, затем нижний). При наклоне влево во всех случаях отсутствует необходимость в протяжках длиной в три крестика.
3.10.1 в первоисточнике отсутствует.
3.11. Двойной ломаный наклонный ряд, замкнутый в рамку.
Здесь присутствует сочетание прямых наклонных рядов с наклоном вправо и влево. В этом случае следует внимательно продумать способы перехода от одного участка ряда к другому.
© https://www.livemaster.ru/topic/1723069-sekrety-vyshivki-krestom-s-chistoj-iznankoj-chast-2
В заключение предлагаем вам выполнить несколько орнаментальных мотивов в качестве своеобразного экзамена для самопроверки. При вышивании любого мотива следует искать наиболее удобную точку начала работы и оптимальный путь прохода нити, который обеспечит минимальное количество удлинённых протяжек на изнанке (ради чистоты изнаночной стороны) и минимальное количество крестиков, выполняемых в обратном порядке (ради удобства и быстроты вышивания).
Любой из приведенных рисунков можно разложить на мелкие элементы, аналогичные описанным в упражнениях. Путей прохода нити существует множество в зависимости от выбора точки начала работы и направления движения. Искать следует путь, наиболее удобный для конкретного человека. Этот процесс похож на логическую задачу-головоломку и легче даётся людям с развитым логическим мышлением. Но не нужно отчаиваться после первой кажущейся неудачи, так как любые способности поддаются тренировке и разным людям требуется для этого разное время. Для тренировки можно выбирать и более простые рисунки, постепенно их усложняя, и тогда у вас всё получится. Удачи вам и творческих успехов!
Материал подготовила Рудницкая Галина Рэмовна, член БСМНТ, преподаватель курсов белорусской народной вышивки.
А это схемы вышивки, которые представлены на фото в первой и второй частях:
По материалам журнала «Ксюша. Для любителей рукоделия», Беларусь.
© https://www.livemaster.ru/topic/1723069-sekrety-vyshivki-krestom-s-chistoj-iznankoj-chast-2
https://www.livemaster.ru/topic/1713827-sekrety-vyshivki-krestom-s-chistoj-iznankoj-chast-1