Ход занятия
1. Познакомиться с биографией Н.Г. Чернышевского и сделать конспект https://24smi.org/celebrity/22975-nikolai-chernyshevskii.html
2. Познакомиться с лекцией и сделать конспект:
Роман «Что делать»
Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863
История создания
Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.
Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.
Тема
В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.
Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.
|
Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.
Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.
Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.
Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.
|
Композиция
В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.
Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.
Главные герои
Вера Розальская | Девушка, главная героиня «Что делать?», посредством снов которой, автор выражает свои мысли и философские размышления о переустройстве революции, мысли о будущем. Это уже начало эмансипации: Вера Розальская покидает родной дом посредством фиктивного брака, она не желает выполнять волю матери, и выходить замуж за богатого человека. Ответственная и самостоятельная, она открывает собственную швейную мастерскую, где девушки, приглашенную ей на работу, имеют равные с Верой права. |
Лопухов | В «Что делать?» герои восхищают не только чистотой помыслов, но и истинным благородством. Именно таким и является Дмитрий Лопухов. Студент – медик, честный и глубоко порядочный человек. Бескорыстно предлагает свою посильную помощь Вере Розальской. Относится к людям нового поколения. Высоконравственный человек, он до конца остается образцом порядочности и благородства. Помогает Вере уйти из дома, оформив фиктивный брак, снимает квартиру, где они живут. Будучи фиктивным мужем Веры, ради ее семейного счастья, инсценирует свою гибель, и уезжает за границу. |
Кирсанов | Дружит с Лопуховым, является его лучшим другом. Такой же честный и порядочный человек. Он влюбился в жену друга, и, чтобы не нарушать их семейный порядок, исчезает из их жизни. Возвращается лишь тогда, когда Лопухов заболел. После мнимой смерти друга, женится на любимой женщине. Ответственный, серьезный и умный человек. |
Рахметов | В романе Чернышевского Рахметов – настоящий герой своего времени. Характер его неординарен, но ярок и отличен от окружающих. Желает посвятить всего себя служению людям, для чего отказывается от всех удовольствий, ведет почти аскетический образ жизни, расстается даже с любимой женщиной, дабы ничего не мешало его высоким помыслам. Может, где – то даже несчастный человек. Друг Кирсанова и Лопухова, истинный революционер и энтузиаст своего дела, образец для подражания. |
Второстепенные персонажи
|
Розальская Марья Алексеевна | Злая и деспотичная женщина, мать Веры. Является тираном в своей семье. Властная и решительная, она распоряжается семейством по своему усмотрению. В ее понимании, существует только две категории людей, одни из них – плуты, ну, а кто не может быть плутом, тот, однозначно, дурак. Марья Алексеевна придерживается старинных нравов, и всячески их проповедует. Наживается на том, что дает под залог деньги, и всеми путями желает приумножить свой капитал. Рада выдать дочь за богача, но та противится этому, и уходит из дома. |
Екатерина Бьюмонт | Катя – дочь промышленника Полозова, у которого Дмитрий Лопухов (Бьюмонт) должен приобрести стеариновый завод. Когда он появляется в их доме, Катя знакомится с молодым человеком. Вскоре чувства молодых людей перерастают в любовь, и они женятся. Только после этого Лопухов – Бьюмонт открывается Кирсановым, они начинают дружить семьями, и живут в одном доме. Под влиянием своего мужа и новых друзей, Екатерина включается в их дело, и, как и Вера, тоже открывает швейную мастерскую. |
Жанр
Жанр произведения – роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения – реализм.