1. Философия, мировоззрение, культура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Специфика философского знания и проблемное поле философии.
3. Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии.
4. Культурные традиции и типология философии. Философия и национальное самосознание.
5. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Философия как личностный выбор: основание обращения к философии. Философия как профессия и как призвание.
6. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.
Ключевые понятия по теме:
Мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, философия, философское мировоззрение, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, теория, идеализм, материализм,
Темы для докладов и дискуссий
1. Философия как теоретическая форма самосознания общества.
2. Философия как образ жизни и возможность выбора человеком собственной судьбы.
3. Предназначение философии, ее смысл и функции.
4. Философия как «мыслящий дух эпохи».
5. Философия как «квинтэссенция духовной жизни общества».
6. Вызовы современности и прогностическая функция философии.
Творческие задания
1. «Одним из источников философии выступает обыденное сознание. Но оно, по сути, противоположно философии. Обыденное сознание складывается в повседневной жизни людей, в течение долгого времени и приобретает силу абсолютного знания, житейских догм. Философия выступает в качестве ниспровержения догм обыденного сознания. Обыденное сознание не выносит философии, отвергает ее, но все же является источником ее возникновения…».
Продолжите рассуждение о взаимоотношениях обыденного сознания и философии, стремясь доказать невозможность возникновения и существования последней без обращения к житейскому опыту, утверждая обыденное сознание как источник философии. Используйте в доказательстве такие понятия как истина, здравый смысл, житейский опыт, размышление, разум, анализ и синтез, обобщение, абстракция и т.д. Выслушайте аргументацию оппонентов, ответьте на их возражения и вопросы. Постарайтесь, не ссылаясь на авторитетные источники, убедить их в своей правоте.
2. Распределите в соответствии с представленными в таблице основными типами мировоззрения данные черты и характиристики и заполните таблицу:
- основа возникновения и существования – вера;
- мировоззрение, которое сформировалось у людей в доархаичную эпоху;
- мировоззрение, сформированное в период перехода общества к цивилизации, разделения общества на классы;
- основа и способ самовыражения – разум;
- сущность состоит в «оживотворении», одухотворении окружающего людей мира;
- мир объясняется с антропоморфной точки зрения;
- задачей является выявление всеобщих законов существования и развития мира;
- мировоззрение, которое рассматривает мир с точки зрения его универсальных, предельных оснований;
- основа для возникновения и существования – эмоции человека, страх перед неизведанной природой;
- мир представляется творением высшей духовной силы;
- это мировоззрение выражается в форме символов;
- существует в форме образов;
- отражает мир в форме понятий, категорий;
- сущность состоит в удвоении мира, его разделении на мир реальный и сверхреальный.
Тип мировоззрения мифологическое мировоззрение | Основные черты и характеристики |
религиозное мировоззрение | |
философское мировоззрение |
3. Проанализируйте фрагмент из литературного произведения и ответьте на вопросы:
«В ХХ веке для каждого здравомыслящего человека нет сомнений в том, что на свете, во Вселенной, в разнообразии жизни существует высшее разумное начало. Иначе пришлось бы допустить, что такая сложная и точная организация, как цветок (растение), птица, человек, человеческий мозг, наконец, появились в результате случайно-счастливого, слепого и беспрограммного соединения химических элементов, молекул, атомов. Но не могли же сослепу самосконструироваться такие тончайшие и сложнейшие приборы, как почки, сердце, щитовидная железа, барабанная перепонка, глаз, не говоря уже о хромосомах. Все это действует по разумным законам математики, химии, физики.
Вопрос состоит не в том, существует ли высший разум, а в том, знает ли он про меня и есть ли ему до меня хоть какое-нибудь дело?» (В. Солоухин. «Камешки на ладони»)
К какому мировоззрению относятся взгляды автора этих рассуждений? Как Вы решаете изложенную мировоззренческую проблему?
4. Как следует понимать высказывания известных мыслителей? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения:
«Сомнение – враг религии, но «мать философии» (Ф.Х. Кессиди);
«Философия – это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт);
«Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить» (А. Камю);
«Философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то хотя и не будешь мудрым, пока живешь, ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может. Однако если достаточно утвердить себя в любви к ней и очистить себя, то дух твой после этой жизни, т.е. когда перестанешь быть человеком, несомненно, будет владеть ею» (А. Августин);
«Предмет философии – логический анализ языка науки» (Л. Витгенштейн);
«Философия есть универсальная феноменологическая онтология, которая, исходя из герменевтики «тут – бытия» (Dasein), как аналитика экзистенции укрепила конец путеводной нити всего философского вопрошания там, откуда оно возникает и куда затем приходит» (М. Хайдеггер);
«Философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их… Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» (Мамардашвили М.).
5. На основе изученного материала восстановите в схеме пропущенные названия основных функций философии:
Функции философии
6. Постройте периодизацию философии с древних времен до настоящего времени:
Тематика рефератов
1. Мировоззрение как необходимое условие существования человека и общества.
2. Роль мифологии в становлении философской проблематики.
3. Философия как «эпоха, схваченная в мысли».
4. Философия как проявление самосознания эпохи, этноса и культуры.
5. Философия как форма национального самосознания.
6. Философия в системе культуры.
7. Сущность и социокультурные функции мифологии и религии.
8. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.
9. Философия как рационально-теоретическое ядро мировоззрения.