Древнего Востока и Античности
1. Особенности социокультурного развития на Востоке и на Западе. Философия древней Индии и Китая.
2. Античная философия и основные этапы ее развития. Космоцентризм ранней греческой философии. Начало диалектики. Атомистическая трактовка бытия.
3. Философия Сократа, Платона и Аристотеля.
4. Философия эпохи эллинизма. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
Ключевые понятия по теме:
Веды, карма, реинкарнация, нирвана, атман, аскетизм, астика, настика, брахман, буддизм, индуизм, даосизм, инь, ян, дао, конфуцианство; космогония, первоначало, субстанция, натурфилософия, элеаты, диалектика, космоцентризм, атом, материя, эйдос, объективный идеализм, материализм, антропология, софистика, платонизм, эпикуреизм, стоицизм,
Темы для докладов и дискуссий
1. Феномен философского мышления как основы генезиса научного миропонимания.
2. Роль и значение древневосточной философской традиции в современном мире.
3. Идеал «благородного мужа» в философии Конфуция.
4. Проблема первоначала в древнегреческой философии.
5. Атомистическое мировоззрение Демокрита и его роль в понимании динамики мироздания.
6. Аскетизм киников и гедонизм киринайков как два типа мировоззрения и моделей человеческого поведения.
Творческие задания
1. Гераклит критиковал Гомера следующим образом: «Этот мудрейший из эллинов, сказавший «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы все исчезнет ». Дайте философский анализ высказанным афоризмам.
2. Заполните таблицу:
Направления (школы) | Предста-вители | Работы | Высказывания, афоризмы | Важнейшие философские идеи, проблемы | |
Древняя Индия | |||||
Древний Китай |
Проведите сравнительный анализ основных положений конфуцианства и буддизма.
3. Используя высказывания Сократа «Познай самого себя » и «Я знаю, что ничего не знаю …», а также приведенный ниже план, изложите его учение о методе философствования.
а) Сомнение, скепсис (акаталепсия)
б) Ирония (выявление противоречия)
в) Майевтика (поиск ответов)
г) Индукция (наведение)
д) Дефиниция (определение)
4. Прокомментируйте высказывание Аристотеля: «Удивление побуждает людей философствовать ». Как соотносится это суждение с общим способом и стилем философствования античности?
5. Кому из философов античности принадлежат данные высказывания и афоризмы:
а) «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»;
б) «То, что движется, не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет»;
в) «Есть только одно благо – знание и одно только зло – невежество».
г) «Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих»
д) «Знание – это припоминание виденного в потустороннем мире».
(Зенон, Пифагор, Платон, Протагор, Сократ)
6. Заполните схему понятиями из учения Платона об идеях:
7. Как Вы полагаете, почему каждое приходящее в мир поколение людей обращается к изучению античной философии и культуры, и в чем тайна ее огромной притягательности?
Тематика рефератов
1. Культурно-исторические традиции Восточной и Западной цивилизаций (сравнительный анализ).
2. Основные идеи древнеиндийской философии и их судьба в современном мире.
3. Философские основания Вед и Авесты.
4. Роль классических школ древнеиндийской философии для осмысления мировоззрения индийского народа.
5. Роль философии буддизма и джайнизма в разработке непотребительской экзистенции индийской цивилизации.
6. Проблематика морали и государства в древнекитайской философии.
7. Философия Дао и культурно-цивилизационное значение даосизма.
8. Проблема первоначала в древнегреческой философии.
9. Антропологические и морально-этические основания философии софистов и Сократа.
10. Место Платона в истории философии.
11. Философское учение Аристотеля.
12. Этические учения стоиков и Эпикура.
13. Философские школы и направления древнего Рима.