БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
С позволения Аллах попытаемся упомянуть в этой короткой статье основные положения женщины у которой умер муж.
Женщина у которой умер муж может быть либо беременной (от него), либо нет, в момент смерти мужа.
⚫️ Если она не будет беременной, то ее период ожидания (аль-'идда) и скорби по мужу, в течение которого она не может выйти замуж, и должна соблюдать некоторые положения о которых будет упомянуто в дальнейшем с разрешения Аллаха – истечение четырех месяцев и десяти дней.
✅ Доказательство этому – слово Всевышнего Аллаха (смысл):
"Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней" Сура аль-Бакара 234
⚫️ Если она будет беременной, то периодом ожидания будет окончание беременности, т.е. роды.
Т.е. даже если она родит до истечения четырех месяцев и десяти дней, даже если это будет выкидыш, то ее период закончился.
✅ Доказательство этому – слово Всевышнего (смысл): "Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени" Сура ат-Таляк 4.
Также из Сунны, сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Субей'ати аль-Аслямии, да будет доволен ею Аллах, после того как она родила через полмесяца после смерти ее мужа: "Твой период ожидания окончился, можешь выходить замуж".
См. аль-Бухари 5318, Муслим 1485.
Является обязательным для женщины в период ожидания после смерти мужа соблюдать траур.
Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
"Не разрешается женщине верующей в Аллаха и Судный день соблюдать траур в отношении мертвого больше трех дней, кроме как по отношению к мужу, (соблюдает) четыре месяца и десять дней".
|
См. аль-Бухари 1280, Муслим 5345.
Сказал шейх аш-Ширбини:
«Сказал ар-Рафии: "Сказали имамы: "Слово Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "…кроме как по отношению к мужу" - исключение из слов: "…Не разрешается", внешний смысл этого не указывает кроме как разрешение. Однако ученые единогласны в обязательности этого. И то что исключение в хадисе – исключение обязательного из запретного…".
Однако это иджма было нарушено тем, что передано в "аш-Шамиль" от аль-Хасана аль-Басри, так как он считал это желательным».
См. Мугний ль-Мухтадж 5\105
📜 Траур выражается в следующем:
• Запрет покрашенной одежды.
Доказательство этому - слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
"Запрещено женщине, соблюдающей траур одевать покрашенную одежду".
См. аль-Бухари 313, Муслим 938.
Однако, как сказали ученые, смысл этого – запрет одевания одежды, окрашенной в цвета, которые обычно используются для украшения.
Что же касается цветов, которые обычно не используются для украшения, однако для работы и подобного этому, то это разрешено.
Как например черный цвет, темно синий, темно зеленый и т.д.
См. Мугний ль-Мухтадж 5\106.
Т.е. одежда, в своей форме и цвете не должна быть украшением.
Сказал ан-Науауи:
«Сказали наши ученые: "Разрешается любой цвет, который не используется для украшения"».
См. Шарх Муслим 938.
|
• Запрет использовать сурьму или красить руки и ноги хной.
Доказательство этому - слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
"Запрещено женщине, соблюдающей траур наносить сурьму…".
В варианте Абу Дауда: "...И краситься хной"
См. Муслим 938, Абу Дауд 2304.
И в наше время - это также макияж и маникюр.
См. аш-Шарх аль-Мумтиъ 10\693, Шарх Умдату ль-Фикх АбдуЛлах Абду ль-Азиз аль-Джибриин 3\1454
• Запрет использовать благовония (духи), для тела или одежды.
Кроме как после очищения от месячных для удаления запаха крови, как пришло в хадисе у Муслима (938) и др.
Сказал ан-Науауи:
«Было разрешено это для совершившей омовение от месячных для удаления неприятного запаха, а не в смысле умащения духами»
См. Шарх Муслим 937
Под это положение попадает также использование шампуня или мыла оставляющего запах на теле.
См. Шарх Умдату ль-Фикх АбдуЛлах Абду ль-Азиз аль-Джибриин 3\ 1454.
• Запрет украшения из золота, серебра и жемчуга.
Доказательство этому - слова Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует: "Запрещено женщине, соблюдающей траур одевать украшения".
См. Абу Дауд 2304.
Также если эти украшения не будут из золота, серебра, жемчуга, однако из другого любого материала, но в той местности они расцениваются как украшения для женщин.
См. Мугний ль-Мухтадж 5\107.
Сказал ан-Науаи:
"Сказали ученые: "Мудрость в обязательности траура в период после смерти, а не после развода – в том, что украшение и благовония побуждают к браку, затем (их использование) может привести к браку. Поэтому ей было запрещено это для того чтобы это удерживало ее от брака (т.е. поспешного)".
|
См. Шарх Муслим 944.
✔️ Обязательность ожидания окончания периода в доме, в котором ее поселил муж, когда был живым, и она продолжала там жить в момент известия об его смерти.
А не так как думают некоторые мусульмане что она должна оставаться там, где она узнала о смерти, даже если это будет дом соседей, или родственников.
См. аш-Шарх аль-Мумтиъ 10\697.
Доказательство этому то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует, приказал Руфейи' – да будет доволен ею Аллах - оставаться в ее доме (т.е. доме ее мужа в котором они жили) после смерти ее мужа, четыре месяца и десять дней.
См. ат-Тирмизи 1204, Абу Дауд 2300, ан-Насаи 3530.
Это основа, однако если будет острая нужда в том, чтобы сменить это место по причине отсутствия безопасности, или сильного вреда от соседей, или по другой уважительной причине которая делает нахождение в этом доме невозможным или предельно затруднительным, в этом случае она может перебраться в более удобное для нее место.
См. Мугний ль-Мухтадж 5\111\113.
Доказательство этому, то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – разрешил Фатиме бинт Кейс - да будет доволен ею Аллах - перейти в другое место, так как место, в котором она была было плохим (устрашающим).
См. аль-Бухари 5326.
☑️ Дозволенность выхода из дома, если в этом есть нужда.
Как например покупка того в чем она нуждается, работа, если она нуждается в заработке, посещение родственников. Однако с условием того что спать она будет дома.
См. Мугний ль-Мухтадж 5\112\113, Шарх Умдату ль-Фикх АбдуЛлах Абду ль-Азиз аль-Джибриин 3\1460
После окончания четырех месяцев и десяти дней, она может выходить замуж, и все то что было запрещенным для нее в этот период вновь становится разрешенным.
Следует заметить, что нельзя свататься открытым текстом к женщине в течение этого периода, однако можно намекнуть на это.