Совмещение учебы и работы




Для характеристики феномена вторичной занятости проблема совмещения работы с учебой и ее последствий для успеваемости студентов является одной из основных. По мнению самих работающих студентов, большинству из них (83,6%) удается "успешно" или "сносно" сочетать работу с учебой: им работа не мешает или почти не мешает учиться.Те, кому легко удается совмещать оба вида деятельности, составляют более четверти всей численности работающих, и еще больше половины характеризуют такое сочетание как вполне удовлетворительное. Примерно одному из десяти работающих студентов сочетать работу с учебой удается с трудом. И лишь незначительной части (3,7%) фактически не удается совмещать труд и учебу в вузе. Таким образом, работающие студенты в подавляющем большинстве справляются с двойной нагрузкой.

Едва ли кто-то станет отрицать, что студенческая вторичная занятость в том виде, в каком она существует сегодня, несет опасность негативного влияния на учебный процесс. Самое прямое тому подтверждение — пропуски занятий. 67,5% работающих студентов свидетельствуют о том, что им в связи с работой приходится пропускать занятия. Данные других исследований также подтверждают, что дисциплинированность студентов уменьшается пропорционально росту их занятости [5, с. 21; 10, с. 88].

Хотя мнения самих студентов о совмещении учебы с работой в основном носят позитивный характер, данные нашего обследования выявляют более сложное положение. Сравним успеваемость работающих и неработающих студентов. Неработающие студенты обладают неоспоримым преимуществом в академической успеваемости: среди них больше, чем среди работающих, тех, кто учится на "пять" (18,4% и 15,7% соответственно) и на "четыре" (61,8% и 56,7%), и существенно меньше "троечников" (17,0% и 24,8%). Вместе с тем, неуспевающих студентов одинаково мало и в той и в другой группе.

Судя по этим данным, вторичная занятость несколько снижает успеваемость работающих студентов, хотя такая связь неочевидна, поскольку невозможно получить информацию о том, как бы учились работающие студенты, если бы они не работали. В любом случае есть основания полагать, что время, затрачиваемое на работу, ведет к сокращению времени, затрачиваемому не только на собственно занятия в вузе, но и на подготовку к ним, и, соответственно, к снижению уровня подготовки специалиста. Таково положение не только современного российского студента, об этом свидетельствуют исследования, проведенные в других странах в период экономического кризиса 70-х годов (см., например, [15]).

По данным нашего обследования, студент в большой степени включен в неучебную деятельность (работа, досуг, молодежное потребление, позволяющее поддерживать студенческий образ жизни); именно таким образом он соизмеряет дивиденды, которые принесет диплом (вовсе не очевидные и во многом иллюзорные), с усилиями, затрачиваемыми на обучение. Об этом, в частности, свидетельствует распределение ответов респондентов на вопрос о том, какая модель студенческого образа жизни им ближе. Были предложены два определения: 1) "упорная учеба даже за счет самоограничения в потреблении и развлечениях во имя успешного профессионального будущего" и 2) "студенческая жизнь — это особая пора молодости, о которой должно быть приятно вспоминать всю жизнь. Поэтому студент не должен отказываться от всех преимуществ своего возраста".

Именно второй вариант ответа нашел самое большое количество сторонников. 81,3% опрошенных не считают нужным идти на самоограничения в потреблении и развлечениях во имя успешного профессионального будущего. Однако в свете вышесказанного то, что привычно могло бы быть названо "инфантилизмом" и "беспечностью", в сегодняшних условиях означает, прежде всего, новые формы адаптации поколения, пытающегося войти в общество, которое не предоставляет ему былых гарантий.

Тем не менее высказались в пользу модели самоограничения 17,3% всех опрошенных. За "упорную учебу даже за счет самоограничения в потреблении и развлечениях во имя успешного профессионального будущего" выступают в большей мере отличники (22,5% против 9,7% среди лиц с низкой успеваемостью), не работающие студенты (19,6% против 14,6% работающих), и те, у кого профиль работы в большей степени совпадает с приобретаемой в вузе специальностью (21,5% против 9,4% среди тех, у кого профиль работы не совпадает с получаемой специальностью). Можно сказать, что всех их объединяет высокая степень концентрации на учебе как таковой.

В ходе исследования было важно выяснить, насколько сегодняшняя работа студентов способствует их профессионализации, помогает овладению специальностью, обеспечивает лучшие условия будущего трудоустройства.

Как было показано выше, далеко не все работающие студенты трудятся в сферах деятельности, близких их будущей специальности. Тем не менее, существенной доле студентов удается устроиться работать на такие рабочие места, которые находятся в одном русле с приобретаемой в вузе специальностью. Так, в целом у 44,3% работающих студентов профиль работы совпадает с приобретаемой в вузе специальностью (при этом у 25,6% совпадает полностью и у 18,1% — совпадает отчасти). В то же время более чем у половины (55,7%) студентов работа не соответствует учебной специализации. И это во многом связано с самим характером и содержанием будущих профессий, по которым трудно найти работу на студенческом рынке труда. Так, совершенно не совпадает со специальностью обучения работа студентов, приобретающих профессии в сферах внешней политики, международных экономических связей и права. Высок процент подобного несовпадения у тех, кто специализируется в естественных науках, в физике и математике, в экономике и финансах. И напротив, те студенты, чья учеба связана с применением иностранного языка, с медициной, с рекламной деятельностью и маркетингом, отмечают значительное совпадение содержания своего труда с будущей специальностью.

При этом многие студенты отчетливо осознают ту роль, которую работа по специальности может сыграть в их будущей карьере. Большинство тех, у кого работа не совпадает с приобретаемой в вузе специальностью, хотели бы работать по профилю учебы. 30,7% ответили, что "очень хотели бы работать в сфере, близкой к специальности. Это важно". Еще 39,3% считают, что "было бы неплохо работать в сфере, близкой к специальности. Это достаточно существенно". Но 30% остаются равнодушными к тому, чтобы работа соответствовала их будущей специальности, и в том числе 17,8% отвечают, что им "неважно, в какой сфере работать, лишь бы зарабатывать".

Вторичная занятость студентов существенна как своеобразная производственная практика. По мнению 46,6% работающих студентов, их нынешняя работа способствует овладению специальностью, которую они усваивают в вузе. Об этом заявили, прежде всего, изучающие иностранный язык — 77,8%, будущие врачи — 71,4%, специалисты по рекламе и маркетингу — 75%. Высок удельный вес тех, кто считает, что нынешняя работа поможет освоению приобретаемой в вузе специальности, также среди будущих специалистов по информатике (58,1%), будущих педагогов и психологов (58,0%). Отчетливо проявленное стремление большинства студентов связать свою работу с будущей специальностью — это фактически та забота о производственной практике как о профессиональной стажировке, которая прежде в значительной степени лежала на учебном заведении и которую теперь нередко берут на себя сами студенты.

Нынешняя работа студентов имеет большое значение и как непосредственный жизненный опыт: человек уже вступил в трудовые отношения, сумел познакомиться с несколькими видами работ, испытать себя в них, сделать для себя выбор. Работавшие студенты при будущем трудоустройстве уже смогут вписать в свое резюме факт опыта работы и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой вакансии. Недаром 37,7% работающих студентов высказали мнение, что их нынешняя работа поможет в трудоустройстве по специальности после окончания вуза, а еще 8,3% отметили, что будут после окончания учебы продолжать работать там же, где и сейчас. Но при этом больше половины опрошенных высказали мнение, что их нынешняя работа "не поможет" или "вряд ли поможет" овладению профессией, по которой они сейчас учатся.

Заключение

Бытие российских студентов в современных условиях доказывает их высокие адаптационные способности. Однако положение студенчества остается неразрывно связанным с ситуацией в стране. Любые рекомендации, направленные на улучшение положения современного студента, не могут быть реализованы без преодоления основных трудностей сегодняшнего дня — экономических, финансовых, социальных.

Безусловно, работа способствует профессиональной интеграции, даже если она не совпадает со специализацией, поскольку расширяет сферы общения, позволяет накапливать социальный опыт. Если характер трудовой деятельности совпадает с изучаемой профессией, то это является своего рода компенсацией во многих случаях малоэффективной на сегодняшний день вузовской практики по специальности. В ситуации, когда направления на работу имеют менее половины выпускников вузов, их вторичная занятость, соответствующая специальности, может преобразоваться в полноценное рабочее место после получения диплома. Если студент трудится по той специальности, по которой он собирается работать после окончания вуза, то он тем самым приобретает опыт, наличие которого является обязательным условием при приеме в большинство престижных организаций и фирм.

Работающий студент, поставляемый сегодня на рынок труда системой высшего образования с каждой ее ступени, — это своего рода проводник-транслятор между рынком труда и сферой образования. Он привносит на рынок труда ценности и навыки, приобретаемые в процессе учебы (среди прочих, относительно широкий культурный кругозор, интеллектуализм, инновационное мышление, динамизм и т. п.), а в университетский мир — дух реальности, практические навыки, полученные в производительном процессе, способствуя тем самым сближению мира высшего образования с практикой и реалиями современного общества.

Исследование показало, что работающий студент — новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. Однако такой тип студента-работника — привилегированная фигура. Сегодняшнее студенчество представлено также конгломератом непривилегированных групп: студенты из рабочих, малообразованных и малообеспеченных семей, иногородние, живущие в общежитиях, те, кто хочет, но не может найти работу, те, кто подрабатывает тяжелым физическим трудом, то есть те, кто не располагает достаточными социальными и культурными ресурсами, которые могли бы обеспечить активное и инициативное их присутствие в поле высшего образования и на рынке труда. Добиться того, чтобы их доля не продолжала снижаться в общем числе студентов, возможно лишь с помощью государственной поддержки, активизации общественных сил, а также солидаризации и коллективной "самопомощи" студенчества, не уповающего только на патернализм государства.

В дореволюционной России существовала широкая система государственной и общественной поддержки студенчества. Это не устраняло, но в значительной степени помогало снизить остроту социальных конфликтов. Государственная высшая школа, как описывает ее А.Е. Иванов, предоставляла студентам широкий спектр разностатусных стипендий, общественных и частных, а также всевозможные формы единовременных пособий, освобождений от выплат в пользу учебных заведений и пр. Важную роль в материальной поддержке студентов играли общества вспомоществования "недостаточным" студентам, действовавшие во всех высших учебных заведениях, которые объединяли на добровольной основе лиц, считавших своим гражданским долгом "споспешествовать делу улучшения материально-бытового благополучия студенчества" [3, с. 278, 279]. Помимо этого существовала разветвленная система студенческой взаимопомощи: кооперативные студенческие объединения, студенческие, факультетские, земляческие кассы взаимопомощи, кредитные студенческие институции.

Этот многообразный российский опыт, во многом совпадающий с основными тенденциями современной поддержки студентов в западных странах, указывает пути смягчения самых острых проблем и противоречий в положении российского студенчества сегодня. Необходимо обеспечить условия для полноценной учебы, минимизировать неблагоприятное влияние внешних материальных обстоятельств на тех студентов, кто сегодня попадает в группы "недостаточных". Это важно учитывать при оценке и сегодняшнего положения, и планируемых мер поддержки студенчества, и тех мер, которые еще только обсуждаются.

 

 

Список использованной литературы

1. Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тëмы. Гимназисты. Студенты. Инженеры. М.: Изд-во "Правда", 1981.

2. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века: Социально-историческая судьба. М.: РОССПЭН, 1999.

3. Трифонов Ю. Студенты. М.: Художественная литература, 1950.

4. Герчиков В.И. и др. Работающие студенты Новосибирска: Информационные материалы N 1. N 2 / Под ред. В.И. Герчикова. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 1999.

5. Балян Г., Герчиков В. Студенческая занятость в Новосибирске в переходный период // Преодоление: Материалы Международной весенней школы "Социальные эксклюзии в переходном обществе: пути преодоления". Новосибирск: СИБ-НОВО-ЦЕНТР, 2000.

6. Чернов Р. Студенты и выпускники вузов на рынке труда: Проблемы и пути их преодоления (на примере Новокузнецка) // Преодоление: Материалы Международной весенней школы "Социальные эксклюзии в переходном обществе: пути преодоления". Новосибирск: СИБ-НОВО-ЦЕНТР, 2000.

7. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Студенчество 90-х: Новые тенденции и старые традиции. М.: НИИВО, 1993.

8. Харчева В.Г., Шереги Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии // Социологические исследования. 1994. N 12.

9. Меркулова Т. П. Оптимизация вторичной занятости учащейся молодежи: Автореферат дисс. … канд. социол. наук / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Москва, 1998.

10. Когда наступает время выбора / Под общ. ред. Г.А. Чередниченко. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001.

11. Российский статистический ежегодник: 2000. М.: Госкомстат, 2000.

12. Эфендиев А.Г. Дудина О.М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. 1997. N 9.

 

 

Приложения

Анкета.

1. В настоящее время многие студенты совмещают учебу и работу. Среди Ваших друзей/знакомых много таких?

А)да

Б)нет

2. Как Вы относитесь к тому, что студенты учатся и работают одновременно?

А)положительно

Б)отрицательно

В)нейтрально

3. При каких условиях, по Вашему мнению, студенты могут совмещать учебу А)и работу? (Можете выбрать не более 3-х вариантов ответа)

Б)наличие свободного времени

В)гибкий график работы

Г)необходимость обеспечивать себя материально

Д)хорошая успеваемость в учебе

Е)если работа необходима для получения практических навыков

Ж)необходимость прохождения практики

З)Другая

4. Как Вы считаете, чем работа может помочь студенту? (Можете выбрать не более 3-х вариантов ответа)

А)делает его более самостоятельным, ответственным, дисциплинированным

Б)расширяет его круг знакомых

В)помогает приобрести нужные связи

Г)повышает его конкурентоспособность на рынке труда

Д)помогает определиться с выбором профессиональной деятельности

Е)повышает его значимость в глазах окружающих

5. Поддерживаете ли Вы мнение о том, что "не важно, в какой сфере работать, главное хорошо зарабатывать"?

А)безусловно, да

Б)скорее да

В)скорее нет

Г)безусловно нет

6.Как Вы относитесь к получению места работы по специальности обучения?

А)работать по специальности крайне важно

Б)работать по специальности неплохо, но не столь важно

В)я равнодушно отношусь к соответствию работы и специальности

Г)я не хочу в будущем работать по специальности

7 Какой уровень профессиональной подготовки, по Вашему мнению, обеспечивает Ваш вуз?

А)высокий

Б)средний

В)низкий

8.Что было для Вас особенно важным при выборе специальности? (Можете выбрать не более 3-х вариантов ответа)

А)получение профессиональной квалификации

Б)возможность трудоустройства

В)престиж вуза, который был выбран для поступления

Г)советы родителей, знакомых, учителей

Д)мне было все равно, где учиться

Е)высокие доходы в будущем

Ж)хорошие доходы в будущем

З)творческая и интересная работа

И)хорошие возможности для дальнейшего профессионального роста

К)пример знакомых, уже обучающихся по этой специальности

9. Высшее образование дает Вам широкие возможности для саморазвития?

А)да

Б)нет

В)не уверен(а)

Г)затрудняюсь ответить

10. Как Вы считаете, Ваша специальность востребована на рынке труда?

А)да

Б)нет

Г)не уверен(а)

Д)затрудняюсь ответить

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: