Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов




Дисциплина «История и культура Чувашии» - мировоззренческая гуманитарная дисциплина, требующая системного подхода в её овладении. Поэтому студенты должны опираться, главным образом, на знания и умения, сформированные на лекционных и практических занятиях. Опираясь на них, студент получает возможность для дальнейшего углубленного изучения дисциплины. Однако этот потенциал необходимо активизировать.

Квалифицированный специалист должен разбираться в прикладных вопросах этнической культуры для того, чтобы грамотно строить отношения с её носителями, повышать свой культурный уровень, разбираться в культурных процессах современности. Этой проблематике уделяется большое внимание в процессе изучения дисциплины.

Для самостоятельной подготовки можно рекомендовать следующие источники:

- конспекты лекций и материалы практических занятий;

- учебную литературу соответствующего профиля для вузов;

- специализированную литературу – монографии, статьи в научных и научно – популярных изданиях;

- средства массовой информации, Интернет-ресурсы и др.

Из учебной литературы в первую очередь рекомендуются учебные пособия с рассмотрением общетеоретических вопросов и основной фактографии, а также научная литература конкретной тематики, где разрабатываются актуальные проблемы, включённые в программу курса. При поиске литературы следует пользоваться, библиотечными каталогами, справочными изданиями, программными операционными поисковыми системами и др.

Хорошие результаты приносит занятие студентами научной работой, формами которой является участие в студенческих научных конференциях как внутривузовских, так и региональных и всероссийских, выполнение самостоятельной творческой работы- эссе и др.

В целях промежуточного контроля проводится коллоквиум, который позволяет определить уровень текущих знаний студентов по предмету. Опираясь на него, преподаватель корректирует учебную работу студента, да и сам студент делает соответствующие выводы.

Одной из форм самостоятельной работы является выполнение творческой работы (реферата). Данный вид работы позволяет студенту углубить свои знания по конкретному вопросу и приобрести общие навыки и умения по работе с литературой, подготовке научного сообщения и устного выступления.

Самостоятельная, мотивированная работа студента при изучении курса служит гарантией успешной сдачи экзамена, что предусмотрено учебной программой.

 

Самостоятельная работа включает несколько видов активной умственной деятельности студента:

1. изучение источников, научной литературы;

Для изучения предложены труды историков и этнографов наиболее полно отражающие разные стороны жизни чувашского народа:

- Михайлов С.М. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 510 с.

- Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 142 с.

- Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России, XIX. Казанская губерния. Казань, 1870. Ч. I и II.

- Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Собрание сочинений: в 4 т.

- Фукс А.А. Записки о чувашах // Лик Чувашии. – 1994. – № 2. – С. 163–175; – № 3. – С. 161–175; – №4. – С. 147–158.

- Хрестоматия по культуре Чувашского края. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. (В данной хрестоматии см. труды Георги И.И. «Чуваши», Герберштейн С. «Извлечения из «Записок о Московитских делах», Миллер Г.-Ф. «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов... », Курбский А.М. «Чуваша зовомые, язык особливый…», Лебедев В.И. «Симбирские чуваши», Вишневский В.П. «О религиозных поверьях чуваш»).

- Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Перевод А.П. Ковалевского. Харьков. 1956. https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123

 

2. работа над лекциями;

3. изучение учебника, совмещенное с работой над лекциями, позволяет сформировать целостные знания по истории и культуры чувашей;

4. практические занятия (составление доклада, подготовка к выступлению;

5. работа в библиографическом отделе библиотеки ЧГУ и сети Интернет по подбору литературы (кроме указанных преподавателем интернет-адресов студенты самостоятельно ищут необходимую информацию);

6. работа на коллоквиуме;

7. подготовка и работа на консультации.

 

 

6.1. Примерный перечень вопросов к зачету.

1. Происхождение чувашского народа (основные теории).

2. Этапы (периодизация) этнической истории чувашского народа.

3. Тюркоязычные предки чувашского народа в древности. Суварские и булгарские племена.

4. Государственные образования булгаро-суварских племен на территории Приазовья и Северного Кавказа.

5. Волжская Булгария в Х - начале XIII вв. (хозяйство, культура, политическая история). Археологические памятники булгар.

6. Монголо-татарское завоевание Волжской Булгарии. Чувашский край в составе Золотой Орды.

7. Возникновение Казанского ханства. Положение чувашского народа под властью казанских ханов. Завершение формирования чувашской народности.

8. Присоединение территории Чувашского края к Российскому государству в середине XVI в.

9. Чувашский край в годы Смуты. Участие уроженцев Чувашского края в освобождении территории России от польско-шведских интервентов в составе войск второго ополчения.

10. Развитие Чувашского края в начале нового периода истории (XVII в.). События Крестьянской войны под руководством Степана Разина на территории Чувашии.

11. Развитие Чувашского края в последней четверти XVII- первой половине XVIII в. Реализация петровских реформ в Чувашии, начало государственной христианизации чувашского народа. Новые повинности для «инородцев».

12. Чувашия во второй половине XVIII в. Участие населения Чувашского края в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

13. Чувашский край в начале XIX в. Развитие экономики, культуры, народного образования. Участие населения чувашского края в Отечественной войне 1812 года.

14. Социально-экономическое развитие Чувашского края в первой половине XIX в. Реализация реформы управления государственной деревней П.Д. Киселева в Чувашском крае. Акрамовская война 1842 г.

15. Быт, материальная и духовная культура чувашского народа периода феодализма. Влияние на развитие чувашской народной культуры христианизации.

16. Великие реформы 1860-1870-х гг. в Чувашии (судебная, земская, военная, городская и т.д.). Влияние буржуазных реформ на социально-экономическое развитие Чувашского края.

17. Пореформенное развитие Чувашского края: новые черты и явления в экономике, сельском хозяйстве, транспорте, социальном устройстве.

18. Социально-экономическое положение Чувашского края на рубеже XIX- XX вв.

19. Культура Чувашии периода капитализма: новые явления в традиционной культуре, становление профессиональной национальной культуры в конце XIX- начале XX вв. Образование, литература, печать, издательское дело.

20. События революции 1905-07 гг. в Чувашском крае. Подъем национального самосознания чувашского народа в начале XX в.

21. Развитие Чувашского края в 1907-1914 гг. Особенности реализации столыпинской аграрной реформы в Чувашии.

22. Чувашский край в годы I Мировой войны. Февраль 1917 года в Чувашии.

23. Октябрь 1917 года в Чувашии. Формирование органов Советской власти. Первые мероприятия Советской власти в области хозяйственной и культурной жизни.

24. Чувашия в годы Гражданской войны и «военного коммунизма». Антисоветское крестьянское восстание и голод 1921 года в Чувашии.

25. Создание государственности чувашского народа в 1920-1925 гг. Значение обретения государственности для развития чувашского народа.

26. Развитие культуры и образования Чувашии в 1920-1930- гг. Влияние политики массовых политических репрессий на духовную и общественную жизнь Чувашии.

27. Проведение индустриализации в Чувашии. Развитие промышленности Чувашской АССР в условиях директивного планирования.

28. Коллективизация в Чувашской АССР. Ликвидация «кулачества». Влияние коллективизации сельского хозяйства на развитие чувашской деревни. Создание МТС.

29. Чувашия в годы Великой Отечественной войны. Уроженцы Чувашии на фронтах войны.

30. Чувашия в послевоенные годы. Развитие промышленности.

31. Чувашия в годы перестройки и создания современной республики.

32. Проблемы развития Чувашии на современном этапе. Личности М.В. Федорова и М.В. Игнатьева.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: