Выдержка и самообладание




Конспект учебного пособия

На тему: «Основы сценического движения».

По предмету: «Сценическая подготовка».

Специальность: 070109 Музыкальное искусство эстрады
Специализация: «Эстрадное пение»

Выполнила: Коваленко М.В.

Проверил: Постоев Д.В.

 

 

Волгоград, 2020

ГЛАВА 1

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Деятельность

Деятельность – это если в процессе вашей жизненной практики повторяется одинаковых комплекс преднамеренных действий, направленных на достижение одной и той же цели.

В основе деятельность лежит план – определённая система действий, которая приводит к конкретному результату.

Наиболее характерным видом деятельности является труд. Кроме трудовой деятельности также выделяются самостоятельные виды: деятельность в искусстве, и в учении в игре.

Трудовая деятельность

Процесс, в котором человек изменяет и совершенствует свой окружающий мир – это есть труд.

Основной мотив трудовой деятельности - удовлетворение насущных потребностей общества, их развития и совершенствования. Трудовая деятельность – разнообразна. Общая т.д.складывается из трёх видов: 1. Производственная. 2. Бытовая. 3. Общественная.

Деятельность в искусстве

Творческий характер – является здесь особенностью. Произведения искусства должны быть выражением полноценного живого явления. Для актёра и режиссёра важна работа над созданием логики, последовательности жизни героя на сцене. Необходимо учитывать особенности его личной жизни, индивидуальные свойства, национальность. Совокупность этих, и не только знаний, позволит сделать образ ярким и запоминающимся. Также, актёр должен владеть техникой своего искусства, овладеть ремеслом, техникой искусства в сценическом движении.

Действие

Произвольные действия являются сознательными поступками, совершаемые человеком по определённым мотивам. Всякое переживание, стимулирующее человека к действию – называется мотивом.

Возникновению произвольного действия предшествует процесс осмысления ситуации, в которую попадает человек. Актёр играет только то, что им осмысленно и с помощью техники, которая ему известна.

Действия волевого типа лежат в основе создания жизни персонажа и отражают его отношение к предлагаемым обстоятельствам. Предпосылкой является задача. Её возникновение исходит от предлагаемых обстоятельств. Обстоятельства важно учитывать при разборе поведения персонажа. Обстоятельства, в которых действуют персонажи, мотивы, побуждающие к действию, рождают у актёра пластический образ, ставя перед ним конкретные задачи.

Дробные действия

Их отличительная черта заключается в том, что их нельзя делить на ещё более мелкие. Они имеют смысловое содержание, но движения – смыслового содержания уже не имеют.

Подлинная органичность физического действия кроется в изменчивости и приспособляемости дробного действия к каждому заданному моменту сценической жизни.

Движения

Движения выражают состояние психики человека в момент жизни, но их конкретные формы зависят от разнообразных факторов, физиологических свойств организма, его подготовленности и т.д. Вся совокупность указанных обстоятельств, рождает конкретные формы движений. Физическое действие нельзя отделять от психического, все виды движений, следует рассматривать в единстве психического и физического начал. Все движения, выполняемые человеком в жизни, можно поделить на пять групп: 1- локомоторные, 2-рабочие, 3-семантические, 4-иллюстративные, 5-пантомимические.

Локомоторные движения

Это движения, связанные с простыми бытовыми действиями. К этим движениям относят: ходьба, бег, прыжки и т.д. К обстоятельствам, влияющим на пластическое поведение людей, относят: народные обычаи, светский этикет, костюмы и т.д.

Рабочие движения

Это основная группа движений в жизни людей. Их делят на главные и вспомогательные. Главные движения – помогают сохранить актёру логику, последовательность. Вспомогательные движения – служат для того, чтобы было удобно выполнять главные. Физическое поведение человека, не может быть без вспомогательных движений.

Психологический зажим – он вызывает у актёра зажим физический и пропадает естественность движений. Бывает, когда вспомогательные движения тоже важны, это движения, требующие специальной техники.

Семантические движения

Движения этого типа, заменяют нам слова да, нет, уйди, и т.д. Движения такого типа встречаются в сценической практике. Эти движения, могут возникать у актёра в результате большого эмоционального возбуждения. Решая пластический образ персонажа, актёр может использовать движения такого типа, тогда, когда герой находится в состоянии эмоциональной нерастревоженности. Сочетание таких движений со словами усиливает впечатление от сказанного только при верной технике. Техника изложена в описании иллюстративных движений.

Иллюстративные движения

Движение такого типа, показывают качество объекта: вес, объём, размер и т.д. Эти движения в сценических обстоятельствах должны выполняться до реплики или после неё. Выполнение иллюстративного движения в момент произведения слов отвлекает зрителя от текста. Для большинства людей зрительное восприятие сильнее, чем слуховое. Актёр должен играть так, чтобы его движение и речь не совпадали по времени. Это относится к передвижениям в сценическом пространстве.

Эмоциональные движения

Они возникают как в жизни, так и на сцене непроизвольно. Каждое движение всегда является организационным актом движения телесного: мышечного и нервного аппарата. Речь идёт о таком движении, которое способно породить множество невольных движений, дающих всему комплексу единый выразительно-ритмический тон. В подсознательном рождении невольных движений, кроется заразительность, активно воздействующая на эмоции и чувства зрителей. Заставить зажить зрителя и заволноваться судьбами сценических героев – есть основная задача актёром, играющих в спектакле. В театральной практике и педагогике эти категории принято называть жестами.

 

ГЛАВА 2

ВОЛЯ И АКТИВНОСТЬ

Воля - это базовый принцип, отличающий живое от неживого, заключается в потенциальной свободе выбора поведения, обеспечивающего жизнеспособность живого организма.

Живой организм формируется на основании неживой материи и обязательно снова станет неживым.

Выдающиеся достижения в науке и искусстве связаны с волей ученых, изобретателей, художников, писателей, актеров. Воля – совокупность взаимодействующих и дополняющих друг друга качеств, присущих сознанию человека. Воля (активность) формируется в процессе деятельности. Возникновение воли связано с выполнением обязательств, принимаемых на себя людьми. Качества, присущие воле, помогают актеру в процессе создания и исполнения роли. Наличие воли — признак профессиональной одаренности актера.

Одаренные, но безвольные актеры не могут создать художественный образ, требующий активной работы. Овладение техникой требует напряженного труда. Создавая сценический образ, актер тщательно отбирает детали, раскрывающие основную идею произведения. Актер, обладающий волей, последовательно ищет и находит линию поведения персонажа.

Воля выражается рядом качеств: инициативностью, решительностью (настойчивостью), смелостью, выдержкой и самообладанием.

Инициативность

Важно, чтобы актер сам проявил инициативу и начал физически действовать – искать не только логику физического действа, но и верный темпо-ритм. Личная инициатива выражается в проявлении самостоятельности и независимости. Эти качества предполагают сознательную мотивированность актерского исполнения и принимаются во внимание в процессе обсуждения образа актером и режиссером. Режиссеру следует разъяснять свое предложение. Приказание и требование без мотивировки подавляют волю актера и уничтожают проявление актерской индивидуальности. Так же и актеру следует обосновывать свои предложения.

Проявление эмоций должно возникнуть в результате сюжетных перепитий. Эмоциональность актера и режиссера различна, следовательно, мотивации их поступков будут отличаться. Это порождает споры о логическом решении сцены. Такие споры закономерны. Однако если предложение актера соответствует замыслу режиссера, он соглашается с актером в каждом конкретном случае.

Выдержка и самообладание

Существенные качества — выдержка и самообладание. Воля актера, нашедшая выражение в выдержке и самообладании, помогает ему выйти из подобных, внезапно создавшихся, случайных обстоятельств.

Решительность

Проявляется в уверенности и достоинстве, с которыми принимается то или иное решение, и твердости, с которой оно отстаивается.

Воля проявляется в энергии, с которой актер добивается осуществления замысла. Настойчивость является решающим качеством в любом творческом процессе.

Решительность способствует верному ощущению при выходе на сцену, а также сказывается на активности сцены, она нужна в эпизодах, требующих максимального проявления чувств, выраженных движениями (например, в батальных сценах и сценах падения).

Смелость

Качество, обеспечивающее внешнюю активность актера в момент исполнения роли. Решительность до начала сцены создает верный предварительный настрой всего физического аппарата; смелость в момент самого действия способствует осуществлению исполнения. Оба эти качества создают ту степень творческой активности актера, которая так нужна для подлинной сценической свободы. Смелость и решительность особенно необходимы при трюковых съемках в кинематографе. Прыжки, падения, батальные сцены и драки требуют от актера, точной техники, проявления этих качеств.

 

Движения

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности человека сводится к одному лишь явлению — мышечному движению».

Движения выражают состояние психики человека в каждый момент жизни, являются продуктом сознания человека, но их конкретные формы зависят от разнообразных и многочисленных факторов, физиологических свойств организма.

Все виды движений, а в том числе и сценические, следует рассматривать только в единстве психического и физического начал. Движения, выполняемые человеком в жизни (и актером на сцене) можно поделить на пять групп:

· локомоторные,

· рабочие,

· семантические,

· иллюстративные,

· пантомимические.

Такое деление условно, т.к. одни и те же движения могут быть отнесены сразу к двум или трем группам; могут переходить из группы в группу; могут возникать произвольно и непроизвольно, выполняться сознательно, полуавтоматически и механически.

Локомоторные движения

К этой группе относятся движения, связанные с простыми бытовыми действиями. Выполняются они полуавтоматически или механически. Этими движениями человек овладевает в процессе роста и развития. К ним относятся:

· ходьба, бег, прыжки;

· движения, связанные с основным положением тела: сидеть, стоять, лежать;

· простые бытовые действия: есть, пить, бросать, ловить, хватать, отдавать.

К обстоятельствам, влияющим на пластическое поведение людей, относятся: народные обычаи, светский этикет, костюмы и моды, конструкция жилищ и их убранство, форма мебели и др.

Локомоторные движения сами по себе — не действие, но его обязательная составная часть. Они могут быть сознательно подобраны и в процессе повторений полуавтоматизируются.

Рабочие движения

Это основная группа движений в жизни людей. Рабочие движения делятся на «главные» и «вспомогательные». Главные рабочие движения помогают актеру сохранять логику и последовательность физического поведения персонажа. Вспомогательные служат для того, чтобы было удобно выполнять главные. Например, рабочие движения рук токаря, обтачивающего на станке деталь, есть главные, а положения тела и движения ног — вспомогательные. Физическое поведение человека не может быть без вспомогательных движений. В связи главных и вспомогательных движений заложено проявление координации.

От волнения или страха на сцене вспомогательные движения могут пропасть: мускулатура зажимается, не делает вспомогательных движений, в результате возникает неловкое выполнение физических действий.

Значимость вспомогательных движений как в жизни, так и на сцене заметил В. Э. Мейерхольд. В основе его биомеханики лежит принцип создания таких упражнений этюдов, которые помогли бы актеру двигаться комплексно, подсознательно используя «вспомогательные» движения.

Семантические движения

Движения этого типа заменяют слова: «остановись», «уйди», «да», «нет», «прошу вас», «тише». Движения этого типа часто встречаются в сценической практике. Семантические движения могут возникнуть:

· в результате большого эмоционального возбуждения;

· при выражении подтекста в роли;

· когда герой находится в состоянии эмоциональной нерастревоженности (такая техника применима только в том случае, когда нужно специально подчеркнуть возраст, национальность, социальную принадлежность).

Иллюстративные движения

Движения этого типа показывают качество объекта: его размер, вес, объем, качество поверхности. Например, указание направления, размер пирога.

Иллюстративные движения (так же, как и семантические) в сценических обстоятельствах должны выполняться до реплики или после нее.

Выполнение иллюстративного движения в момент произнесения слов отвлекает зрителя от текста, т.к. зрительное восприятие сильнее, чем слуховое. Т.е. движение и речь актера во время значимых реплик не должны совпадать по времени.

Эмоциональные движения

Эмоциональные движения возникают непроизвольно. В подсознательном рождении «невольных движений», возникающих у актера, кроется заразительность, активно воздействующая на эмоции и чувства зрителей. Она делает зрителей как бы участниками спектакля. Заставить их зажить и заволноваться судьбами и чувствами сценических героев — основная задача актеров, играющих в спектакле. В театральной практике и педагогике эти категории движений принято называть жестами.

 

Глава 2

Воля и активность

Воля — самое существенное качество сознания. Выдающиеся достижения в науке и искусстве связаны с волей ученых, изобретателей, художников, писателей, актеров. Воля – совокупность взаимодействующих и дополняющих друг друга качеств, присущих сознанию человека. Воля (активность) формируется в процессе деятельности. Возникновение воли связано с выполнением обязательств, принимаемых на себя людьми. Качества, присущие воле, помогают актеру в процессе создания и исполнения роли. Наличие воли — признак профессиональной одаренности актера.

Одаренные, но безвольные актеры не могут создать художественный образ, требующий активной работы. Овладение техникой требует напряженного труда. Создавая сценический образ, актер тщательно отбирает детали, раскрывающие основную идею произведения. Актер, обладающий волей, последовательно ищет и находит линию поведения персонажа.

Работа актера над ролью начинается со стремления «делать» роль, определяется задача роли, ее сквозное действие. Так возникает стремление к цели, перерастающее в желание. Желание выражается увлеченностью ролью и процессом работы над ней. Однако, кроме желания актеру необходимо иметь «хотение», позыв к действию, за которым следует выполнение. Таким образом, воля необходима и для внешнего воплощения внутреннего содержания.

Воля выражается рядом качеств: инициативностью, решительностью (настойчивостью), смелостью, выдержкой и самообладанием.

Инициативность

Важно, чтобы актер сам проявил инициативу и начал физически действовать – искать не только логику физического действа, но и верный темпо-ритм. Личная инициатива выражается в проявлении самостоятельности и независимости. Эти качества предполагают сознательную мотивированность актерского исполнения и принимаются во внимание в процессе обсуждения образа актером и режиссером. Режиссеру следует разъяснять свое предложение. Приказание и требование без мотивировки подавляют волю актера и уничтожают проявление актерской индивидуальности. Так же и актеру следует обосновывать свои предложения.

Проявление эмоций должно возникнуть в результате сюжетных перепитий. Эмоциональность актера и режиссера различна, следовательно, мотивации их поступков будут отличаться. Это порождает споры о логическом решении сцены. Такие споры закономерны. Однако если предложение актера соответствует замыслу режиссера, он соглашается с актером в каждом конкретном случае.

Решительность

Проявляется в уверенности и достоинстве, с которыми принимается то или иное решение, и твердости, с которой оно отстаивается.

Воля проявляется в энергии, с которой актер добивается осуществления замысла. Настойчивость является решающим качеством в любом творческом процессе.

Решительность способствует верному ощущению при выходе на сцену, а также сказывается на активности сцены, она нужна в эпизодах, требующих максимального проявления чувств, выраженных движениями (например, в батальных сценах и сценах падения).

Смелость

Качество, обеспечивающее внешнюю активность актера в момент исполнения роли. Решительность до начала сцены создает верный предварительный настрой всего физического аппарата; смелость в момент самого действия способствует осуществлению исполнения. Оба эти качества создают ту степень творческой активности актера, которая так нужна для подлинной сценической свободы. Смелость и решительность особенно необходимы при трюковых съемках в кинематографе. Прыжки, падения, батальные сцены и драки требуют от актера, точной техники, проявления этих качеств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: