Биржевое ценообразование.




NYMEX и LIPE - крупнейшие нефтяные биржи мира, на которых котируется нефть маркерных сортов Brent и Light Sweet. На этих биржах торги проводятся голосовым способом, а также применяются новейшие электронные системы.

 

Последнее десятилетие преобладающую часть совершаемых на бирже сделок составляют спекулятивные операции с фиктивным товаром и хедж-контракты. Количество сделок по покупке и продаже нефти многократно превышает объем операций с фактической поставкой товара. Цена фьючерсных контрактов определяется ожиданиями и прогнозами участников сделки относительно будущего состояния рынка: структуры экспорта/импорта, мировой экономической и политической ситуаций, намерений остальных участников рынка. Любые события, так или иначе связанные с политической или экономической мировыми система почти моментально находят отражение в изменениях на цене на нефть.

 

Внебиржевое ценообразование

На крупнейших биржах нефтяных контрактов в Лондоне и Нью-Йорке торгуются всего лишь два сорта нефти – WTI и Brent, а добываемых сортов несколько десятков. Все различия в характеристиках того или иного сорта (наличие примесей, содержание серы, различного содержания групп алканов) учитываются в стоимости данного сорта посредством. Ориентиром для определения цен служат котировки маркерных сортов. На европейском внебиржевом рынке главным ориентиром является нефть сорта Brent, на американском – Light Sweet. Стандартом для стран-членов ОПЕК является «корзина» ОПЕК, включающая в себя пропорционально объемам добычи основные сорта нефти, добываемые членами картеля.

 

После вступления в силу последних изменений (январь 2009 г.) состав[1] «корзины» представлен следующими сортами:

-Saharan Blend (Алжир);

-Girassol (Ангола);

-Oriente (Эквадор);

-Iran Heavy (Иран);

-Basra Light (Ирак);

-Kuwait Export (Kувейт);

-Es Sider (Ливия);

-Bonny Light (Нигерия);

-Qatar Marine (Катар);

-Arab Light (Саудовская Аравия);

-Murban (ОАЭ);

-Merey (Венесуэла).

 

Стоимость «корзины» ОПЕК определяется ситуацией на нефтяном рынке. Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка

140,73 долл. США за баррель, зафиксированная 3 июля 2008 года. Резкие падения «корзины» наблюдались после событий 11 сентября 2001 г. и в ходе затяжной рецессии мировой экономики 2008-2009 гг. (рис. 1)

 

Рисунок 1. Стоимость нефтяной «корзины» ОПЕК, 2000-2013

Важнейшими рыночными элементами, влияющими на ценообразование, являются факторы ценообразования.

Факторы ценообразования на мировом рынке нефти можно разделить на фундаментальные, которые оказывают влияние на уровень предложения или спроса, и на спекулятивные и конъюнктурные факторы. К первым относятся:

1. Темпы роста мировой экономики. Самыми крупными потребителями являются промышленно развитые страны. В период с 2003 по 2013 гг. на страны ОЭСР приходилось 55% мирового потребления нефти.

2. Эффективность энергопотребляющих технологий. С ростом научно-технического прогресса многие страны пытаются добиться увеличения данного показателя, с целью уменьшения необходимого количества нефти для эффективной работы энергетических комплексов.

 

3. Конкурентоспособность альтернативных источников энергии. Любые негативные события, влияющие на мировой рынок нефти или происходящие непосредственно на нем, увеличивают конкурентоспособность альтернативных источников.

 

 

4. Структура коммерческих и стратегических запасов нефти. В целях обеспечения стабильности поставок и поддержания уровня цен на нефть в случаях резкого увеличения спроса со стороны нефтеимпортирующих стран, часть произведенной нефти сосредоточивается в специальных резервах.

К спекулятивным и конъюнктурным факторам, влияющим на ценообразование рынка нефти, относятся:

1. Политические и экономические ситуации в странах-экспортерах.

2. Осуществление различных инвестиционных проектов между странами, связанными далеко не только с добычей и переработкой нефти.

3. 3. Форс-мажорные обстоятельства.

4. 4. Спекулятивные биржевые операции, связанные с нефтяными контрактами.

 

Факторы ценообразования

В условиях рыночной экономики модель ценообразования как во внешней торговле, так и на внутреннем рынке, является многофакторной, т.е. формирование цен происходит под воздействием целой совокупности разнообразных факторов. По характеру и сфере действия данные факторы могут быть разделены на 5 групп:

1)общеэкономические – действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и/или реализации (цикл экономической активности, уровень инфляции; состояние совокупного спроса и предложения в экономике)

2) экономические – определяемые особенностями, условиями производства и реализации данной продукции (издержки, налоговые и иные сборы, наличие товара-заменителя, качество и потребительские свойства продукции);

3) специфические – влияющие только на некоторые товары и услуги (сезонность, комплектность, гарантийные условия обслуживания, эксплуатационные расходы);

4)специальные – связанные с действием особых экономических инструментов (государственное регулирование экономики, валютный курс);

5)внеэкономические – политические, военные.

 

При анализе конкретных товаров принято ранжировать факторы ценообразования по степени их влияния. При этом выделяются фундаментальные факторы, напрямую формирующие цену товара, и случайные факторы, присутствие которых может существенным образом скорректировать цену как в сторону увеличения, так и снижения (например, природные катаклизмы, военные действия и иные форс-мажорные обстоятельства).

Наиболее важные факторы ценообразования на рынке нефти представлены на рис. 2

 

Рисунок 2. Факторы ценообразования на мировом рынке нефти

 

Факторы ценообразования на рынке нефти

 

 

 

 


Конъюнктурные и спекулятивные
Фундаментальные

 

 


 

 

Уровень спроса
ü Темпы роста мировой экономики ü Энерго- и нефтеемкость экономики ü Эффективность энергопотребляющих технологий ü Относительная конкурентоспособность альтернативных источников энергии ü Климатические условия ü Формирование коммерческих и стратегических запасов нефти  

 


Фундаментальными базовыми факторами, определяющими цены на мировом рынке нефти являются факторы, формирующие спрос и предложение на данный товар. Согласно классической теории ценообразования, решающее значение имеет именно баланс спроса и предложение, в котором наблюдается их

 

равновесие. Цены повышаются, если спрос растет быстрее предложения, и наоборот. Вместе с тем в нефтяной отрасли спрос и предложение по-разному воздействуют на динамику цен. В краткосрочной перспективе цены в большей степени зависят от изменения спроса, а в долгосрочной –от изменения предложения. Это связано с тем, что нефтяные рынки характеризуются более инерционным предложением: при отсутсвии или исчерпании коммерческих или стратегических запасов нефти быстрое увеличение объемов добычи (вовлечение в разработку новых месторождений, интенсификация добычи) сложно как технически, так и экономически. Поэтому в краткосрочной перспективе рост неудовлетворенного спроса, который определяется, прежде всего, темпами роста мировой экономики, энерго- и нефтеемкостью экономики и эффективностью энергопотребляющих технологий ведет к повышению цен. На более долговременном временном отрезке, наоборот, динамика цен определяется такими факторами как рост/сокращение разведанных и вовлеченных в оборот месторождений, появление новых технологий и изменение затрат на добычу нефти.

 

К факторам конъюнктурного и спекулятивного характера, также влияющих на уровни и соотношение спроса и определяющих динамику цен, относятся спекулятивные биржевые операции по нефтяным контрактам, военные действия в регионах добычи, политические санкции и иные форс-мажорные обстоятельства.

 

Оценивая воздействие всех вышеупомянутых факторов на формирование цен на нефть, необходимо иметь в виду, что часто это воздействие взаимозависимое. Например, рост предложения относительно недорогой нефти ведет к увеличению ее использования (явление, характерное для I половины XX века), а растущий спрос приводит к вовлечению в оборот новых месторождений. Формируясь под воздействием спроса и предложения, мировые цены на нефть имеют обратный эффект на данный спрос и предложение. Высокие цены на нефть, с одной стороны, сдерживают спрос и являются стимулом для замещения нефти альтернативными видами топлива, а, с другой, ведут к увеличению производства нефти в регионах с относительно низкими издержками по ее добычи. Подобное ограничение спроса и увеличение предложения создает предпосылку для снижения цен на рынке нефти. При низких цен на нефть, наоборот, наблюдается увеличение спроса и снижение предложения (засчет сокращения добычи и инвестиций в регионах с более высокими издержками по добычи), в результате чего наблюдается последующий рост нефтяных цен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: