СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




 

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие компетенции, соотнесенные с общими целями ОП ВО:

 

Профильно-специализированные компетенции     ПСК-3 Содержание компетенций   владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине   Знать: современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности; Уметь: способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору средств ее достижения; Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

принципы развития и закономерности функционирования конкурентоспособного предприятия (организации);

задачи и элементы конкурентного целеполагания;

основные понятия в области анализа и оценки конкурентоспособности предприятия (организации);

классификацию факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия (организации);

основные понятия в области формирования конкурентного потенциала предприятия (организации);

Уметь:

анализировать специфику эффективного управления конкурентоспособностью предприятия (организации);

выявить взаимосвязи и взаимозависимости между понятиями конкурентоспособности продукции, товара, предприятия (фирмы), отрасли, страны;

анализировать внешние и внутренние факторы, определяющие конкурентоспособности предприятия (организации);

выявить составляющие элементы конкурентного потенциала предприятия (организации);

анализировать возможности использования резервов конкурентоспособности на предприятиях (в организациях);

анализировать различные методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия и возможности их использования в практике отечественных предприятий;

оценивать влияние различных видов нематериальных ресурсов на обеспечение конкурентоспособности предприятия (организации);

Владеть:

системным подходом к управлению конкурентоспособностью предприятия (организации);

навыками по проведению анализа конкурентоспособности предприятия (организации);

навыками по проведению анализа конкурентных возможностей предприятия;

методами оценки конкурентоспособности предприятия (организации);

навыками по проведению сопоставительной оценки значимости различных видов нематериальных ресурсов.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов (5 зачетных единицы) их распределение по видам работ представлено в табл.1.

Таблица 1

Вид работы Форма обучения
Очная Заочная
Семестр изучения
Номера семестров 7 Номера семестров 8
Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
Контактная работа, в том числе:    
лекции    
практические занятия    
консультации    
другие виды контактной работы    
Самостоятельная работа, в том числе:    
изучение теоретического курса самоподготовка к текущему контролю знаний подготовка и защита реферата подготовка к защите работ    
контрольная работа      
подготовка к зачету    
Вид промежуточного контроля Зачет с оценкой 7   Зачет с оценкой 8  

 

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 2

Разделы учебной дисциплины Семестр Всего, час Вид контактной работы,час СРС Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Др. формы конт.работы
Введение              
Раздел I.Специфика конкуренции в реформируемой экономике              
Тема 1. Понятие и история развития конкуренции             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 2. Закон конкуренции и конкурентные силы в отрасли             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 3. Источники и методы сбора информации о конкурентах             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Раздел II. Определение приоритетности конкурентов              
Тема 4. Конкурентный анализ             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 5. Анализ КСП товара             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 6. Анализ КСП маркетинговой деятельности             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 7. Понятие конкурентоспособности предприятия             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 8. Управление конкурентными преимуществами             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Тема 9. Конкурентные стратегии             Собесед.; Участие в практ. занятии.
Подготовка к диф. зачету             Зачет с оценкой
ВСЕГО за год              
   

 

Практические занятия

Таблица 3

№ раздела Наименование практических работ Кол-во ауд. часов
1. Разработка структуры бизнес-плана деятельности предприятия  
Анализ показателей выполнения плана по производству и реализации продукции  
  Оценка конкурентоспособности предприятия  
2. Экспертное прогнозирование. Оценка дерева целей деятельности предприятия. Деловая игра.    
Разработка стратегии развития предприятия. Деловая игра  
  Финансовое планирование  
  Программное обеспечение ПК разработки бизнес-планов инвестиционного направления  
  Определение конкурентоспособности продукции  
  Анализ конкурентных рыночных структур  

 

4.3.Содержание тем дисциплины

Тема 1. Понятие и история развития конкуренции

Понятие и этимология термина «конкуренция». Формы и виды конкуренции. Значение конкуренции на рынке. История возникновения и развития конкуренции. Современное состояние конкуренции на различных рынках. Специфика конкуренции в реформируемой экономике. Правовое регулирование в сфере конкуренции. Антитрестовское законодательство США. Российский Закон «О защите конкуренции».

 

Тема 2. Закон конкуренции и конкурентные силы в отрасли

Условия существования конкуренции. Причины, вызывающие конкуренцию. Закон конкуренции. Конкурентные силы в отрасли по М. Портеру.

Понятие конкурентного преимущества и его источники. Новация как один из источников конкурентного преимущества предприятия. Классификация конкурентных преимуществ. Управление конкурентным преимуществом в процессе конкурентной борьбы. Базовые стратегии конкуренции и конкурентных преимуществ.

 

Тема 3 .Источники и методы сбора информации о конкурентах

Классификация информации о конкурентах. Первичная и вторичная информация. Методы сбора первичной информации. Источники первичной информации. Особенности вторичной информации о конкурентах.

Виды ее источников. Классификация методов сбора информации о конкурентах. Аналитический открытый метод. Метод конкурентной разведки. Понятие бенчмаркинга и особенности его применения.

 

Тема 4. Конкурентный анализ

Понятие, цели и методы конкурентного анализа. Этапы проведения конкурентного анализа. Выявление существующий конкурентов и предварительных анализ их деятельности. Определение приоритетности

конкурентов. Углубленный анализ деятельности приоритетных конкурентов. Анализ краткосрочных стратегий развития приоритетных конкурентов. Методы обработки и оценки результатов конкурентного анализа.

 

Тема 5 .Анализ КСП товара

Понятие конкурентоспособности. Исследование современных подходов к оценке уровня конкурентоспособности. Исследование конкурентоспособности продукта, методы ее оценки.

 

Тема 6. Анализ КСП маркетинговой деятельности

Конкурентоспособность маркетинговой политики. Конкурентоспособность цен. Конкурентоспособность сбыта. Конкурентоспособность(эффективность) продвижения. Конкурентоспособность маркетинговой стратегии предприятия.

 

Тема 7. Понятие конкурентоспособности предприятия

Анализ КСП организации. Направления оценки конкурентоспособности. Многоугольник конкурентоспособности.

 

Тема 8. Управление конкурентными преимуществами

Понятие конкурентных преимуществ и их источники. Классификация конкурентных преимуществ. Управление конкурентными преимуществами.

 

Тема 9. Конкурентные стратегии

Классификация конкурентных стратегий. Маркетинговые стратегии. Конкурентные стратегии.

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе освоения студентами содержания дисциплины используются следующие образовательные технологии:

1.Стандартные методы обучения:

Лекции, семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в заданиях для практических работ, практические задания, рефераты, эссе, консультации преподавателей.

Самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

 

2.Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

Деловые игры (разработка Кодекса корпоративной этики предприятия ресторанного бизнеса; разработка документационного обеспечения режима коммерческой тайны на предприятии ресторанного бизнеса)

Обсуждение подготовленных студентами эссе, рефератов.

 

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий (определяется по каждому направлению/специальности федеральным государственным образовательным стандартом).

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивной

формах по дисциплине «Конкурентоспособность предприятия» составляет 30 %.

6. Учебно-методические материалы

6.1.Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

Практические занятия – важная и необходимая форма организации учебного процесса при изучении дисциплины. Она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, учебниками и учебными пособиями, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются навыки экономического мышления и выполнения плановых расчетов, умение использовать имеющуюся информацию для принятия плановых решений по направлениям деятельности предприятия, анализировать производственную ситуацию, определять возможности ее решения.

Практические занятия являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов.

 

Тема1. «Разработка структуры бизнес-плана деятельности предприятия»

Цели работы:

1.Изучить теоретические основы бизнес - планирования в сфере услуг

2.Рассмотреть существующие методики создания бизнес-планов.

3.Научиться разрабатывать структуру бизнес-плана, в полной мере соответствующего его целям.

4.Научиться выделять наиболее значимую информацию отдельных разделов бизнес-плана.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Практическое задание выполняется индивидуально в течение двух практических занятий, темы создания бизнес-планов согласовываются с преподавателем. Практическое задание состоит из нескольких этапов,

которые позволяют:

-последовательно изучить теоретический материал по бизнес - планированию;

-приобрести навыки по анализу методик, с вязанных с составлением бизнес-планов;

-подготовить проект структуры бизнес-плана предприятия, необходимого для написания курсовой работы по дисциплине;

-составить резюме бизнес-плана.

Отчет о выполнении практического задания необходимо представить на листах формата А4 в печатной форме, либо написанный от руки.

Титульный лист задания оформляется в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями. Он содержит четко сформулированную цель создания бизнес-плана. В работе должен быть представлен перечень разделов проектируемого бизнес-плана. Следует внести пояснения к разделам, включаемым в бизнес-план (дается характеристика информации, которая будет содержаться в отдельных разделах бизнес-плана, перечень необходимых документов, таблиц, рисунков, показателей, а также формул для расчетов). Завершает работу текст резюме бизнес-плана (1-2 стр.).

Содержание отчета:

1.Титульный лист.

2.Структура бизнес-плана (перечень включаемых разделов).

3.Содержание разделов бизнес-плана (только перечень необходимой в документе информации).

4.Резюме бизнес-плана

 

Тема 2. «Анализ показателей выполнения плана по производству и реализации продукции»

Задание:

1.Проанализировать предложенные показатели плана по выпуску и по сбыту продукции.

2.По результатам анализа данных, необходимо выявить отклонения в показателях, рассчитать величину отклонений и объяснить взаимосвязь отклонений.

3.Обобщить полученные результаты.

4.Составить отчет с подробным описанием решения и выводами по полученным результатам.

 

Тема 3. «Оценка конкурентоспособности предприятия»

Цели работы:

1.Проанализировать конкурентную ситуацию на рынке услуг г.Екатеринбурга.

2.Оценить конкурентоспособность услуг и предприятия в целом.

3.Обосновать направления повышения конкурентоспособности предприятия.

Методические рекомендации по выполнению работы:

1. Выбирается компания, оказывающая услуги на рынке г. Екатеринбурга.

2. Определяются ее сфера деятельности и рынки сбыта услуг.

3. Выявляются прямые и потенциальные конкуренты на рынке г. Екатеринбурга.

4. Выбирается несколько основных конкурентов фирмы на рынке.

5. Проводится анализ деятельности конкурентов.

6. Осуществляется конкурентный анализ деятельности фирмы.

7. Выполняется оценка конкурентоспособности услуг предприятия.

8. Дается заключение о конкурентоспособности фирмы.

9. Предлагаются рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

 

Тема 4. Экспертное прогнозирование. Оценка дерева целей деятельности предприятия». Деловая игра.

Цели работы:

1. Изучить особенности экспертного прогнозирования.

2. Рассмотреть существующие методики экспертной оценки.

3. Изучить требования, предъявляемые к экспертам.

4. Осуществить индивидуальную экспертную оценку дерева целей предприятия.

5. Приобрести опыт работы в группе экспертов.

6. Оценить репрезентативность группы экспертов.

7. Научиться делать выводы по результатам группового анализа.

Порядок выполнения работы:

1. Дать оценку собственной компетентности по решаемой проблеме.

2. Определить репрезентативность экспертной группы.

3. Проанализировать дерево целей деятельности фирмы.

4. Дать индивидуальную экспертную оценку важности сформулированных целей и задач по 10-бальной системе. Результаты занести в таблицу.

5. Провести ранжирование оценок экспертов на основе результатов, представленных в таблице.

6. Обработать результаты экспертизы и определить показатели относительной важности, представленных на «дереве целей» задач.

7. По результатам анализа мнений экспертов сделать выводы.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Практическое задание выполняется в группах. Группы экспертов состоят из 5-6 человек, участники групп назначаются преподавателем. Для экспертной оценки предложено дерево целей деятельности фирмы.

Цели второго уровня и задачи корректируются студентами самостоятельно.

 

Тема 5. «Разработка стратегии развития предприятия». Деловая игра

Цели работы:

1. Изучить методику формирования стратегического направления развития организации.

2. Провести SWOT-анализ для предприятия отрасли г. Екатеринбурга.

(анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, исходящих из внешней среды).

3. Обосновать стратегию развития фирмы.

4. Сформулировать конкурентную стратегию данного предприятия.

5. Определить эффективность предложенной стратегии.

Методические рекомендации по выполнению работы:

Процесс формирования стратегии состоит из нескольких этапов, включающих:

-определение общих ориентиров развития предприятия;

-постановка долгосрочных целей развития;

-анализ внутреннего потенциала развития организации и состояния внешней среды;

-анализ стратегических позиций и выявление стратегических альтернатив;

-выбор и обоснование стратегии;

-планирование мероприятий по реализации стратегии, оценка ее эффективности.

Деловая игра осуществляется группами по 4-6 человек.

Содержание отчета:

1. Титульный лист.

2. Характеристика анализируемого предприятия.

3. Матрица SWOT-анализа.

4. Стратегические альтернативы. Формулировка общей стратегии развития предприятия, конкурентной стратегии.

5. План по реализации стратегии, бюджет затрат. Оценка эффективности предложенной стратегии.

 

Тема 6. «Финансовое планирование»

1. Составить финансовый план на год с разбивкой по кварталам. В плане должна быть указана величина денежных средств на конец каждого квартала.

2. Разработать бюджет прибыли на год, рассчитанный по методу группировки издержек по экономическим элементам, учитывая, что амортизация оборудования, грузового автомобиля и основного капитала, необходимого для открытия предприятия, осуществляется по линейному методу в течение 5 лет.

3. Составить плановый баланс на 31 декабря следующего года.

 

Тема 7. «Программное обеспечение ПК разработки бизнес-планов инвестиционного направления»

Цели работы:

1. Изучить программные продукты, применяемые в процессе разработки и оформления бизнес-планов.

2. Ознакомиться с функциональными особенностями программ «Biz Planer 4.0», «Comfar 3 Expert», «Project Expert», «Альт-Инвест», «Мастерская бизнес -планирования».

3. Выявить возможности программного обеспечения ПК для составления отдельных разделов бизнес-плана, в том числе финансового плана и проведения финансовой экспертизы бизнес - проектов.

Методические рекомендации по выполнению работы:

1. Практическое задание выполняется в группах в течении одного практического занятия. Группы состоят из 5 - 6 человек, участники групп назначаются преподавателем. Для работы предложено программное обеспечение для составления бизнес - планов.

2. Студенты выбирают по одной из демонстрационных версий, имеющихся в лаборатории кафедры экономики (ауд.2-419) программ: «Biz Planer 4.0», «Comfar 3 Expert», «Project Expert», «Альт - Инвест», «Мастерская бизнес

- планирования», знакомятся с возможностями программ.

3. Составляется отчет о выполнении задания.

4. Представители рабочих групп рассказывают о функциональных особенностях выбранной программы, отвечают на вопросы.

Содержание отчета:

Конспект основных характеристик программных продуктов бизнес - планирования, возможности проведения расчетов и предоставления графической информации для разных разделов бизнес – плана.

 

Тема 8. «Определение конкурентоспособности продукции»

Определить конкурентоспособность проектируемой продукции на основании балльной системы оценок. Определение конкурентоспособности продукции проводится в три этапа.

На первом этапе на основе анкетирования потребителей данной продукции выявляются свойства, которым потребитель отдает предпочтения при приобретении изделия.

На втором этапе также на основе анкетирования определяется вес (значимость) каждого свойства.

На третьем этапе проводится оценка свойств проектируемого изделия и изделия конкурента, и рассчитываются оценочные показатели по каждому свойству и в целом по проектируемому изделию и изделию конкурента.

 

Тема 9. «Анализ конкурентных рыночных структур». Работа над кейсом.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите основные причины возникновения монополий.

2. Каким образом государство регулирует деятельность монополий?

3. Приведите примеры ценовой дискриминации.

4. Раскройте сущность совершенной конкуренции.

5. Перечислите виды кооперативного поведения олигополистов.

6. В чем проявляется горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: