Контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2012 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2012 г., приведён в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по обществознанию.
Демонстрационный вариант 2012 года
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих
31 задание.
Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.
|
Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть
(в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
|
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1 |
Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
1) | экономическую |
2) | социальную |
3) | политическую |
4) | духовную |
A2 |
Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) | Глава государства обращается к гражданам в СМИ. |
2) | Врачи слушают доклад министра здравоохранения. |
3) | Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились. |
4) | Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга. |
A3 |
Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
1) | товарища | 2) | индивида | 3) | личность | 4) | работника |
A4 |
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A5 |
Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?
|
1) | начальное профессиональное образование |
2) | основное общее образование |
3) | полное (среднее) общее образование |
4) | среднее профессиональное образование |
A6 |
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A7 |
Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) | прибыль | 2) | труд | 3) | налоги | 4) | зарплата |
A8 |
Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) | предпринимательством |
2) | реформированием |
3) | производством |
4) | творчеством |
A9 |
В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) | Государство устанавливает размер заработной платы работникам. |
2) | Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль. |
3) | Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда. |
4) | Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить. |
A10 |
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A11 |
Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
1) | крестьяне | 2) | рязанцы | 3) | русские | 4) | пассажиры |
A12 |
Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
1) | потребитель |
2) | избиратель |
3) | ученик средней школы |
4) | водитель |
A13 |
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.
Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A14 |
Государственную власть осуществляет
1) | ректор университета |
2) | Председатель Правительства |
3) | лидер оппозиционной партии |
4) | Председатель Центробанка |
A15 |
В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
1) | федерация |
2) | абсолютная монархия |
3) | унитарное государство |
4) | республика |
A16 |
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A17 |
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) | поддерживаются силой государства |
2) | регулируют поведение людей |
3) | опираются на силу общественного мнения |
4) | содержат образцы поведения |
A18 |
Президент Российской Федерации
1) | решает вопрос о доверии Правительству |
2) | осуществляет управление федеральной собственностью |
3) | разрабатывает федеральный бюджет |
4) | определяет основные направления внутренней и внешней политики |
A19 |
Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника
в отношении принадлежащего ему имущества
1) | владеть |
2) | распоряжаться |
3) | пользоваться |
4) | наследовать |
A20 |
Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?
А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.
Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В5) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
B1 |
В государстве Z установлен демократический политический режим,
а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) | пресечение нарушений общественного порядка |
2) | наличие органов исполнительной власти |
3) | свободные выборы на альтернативной основе |
4) | вынесение приговоров внесудебными органами |
Черты сходства | Черты отличия | ||
B2 |
Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному
в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА | ГРУППЫПРАВ (СВОБОД) | |||||||||||||||||
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ: | А | Б | В | Г | Д |
B3 |
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Определите, какие положения текста
1) | отражают факты |
2) | выражают мнения |
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: | А | Б | В |
Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания B4, B5.
В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда вы считаете наиболее эффективным?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
B4 |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий. |
2) | Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий. |
3) | Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм. |
4) | Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда. |
5) | Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий. |
Ответ: _________________________.
B5 |
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом. |
2) | Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий. |
3) | Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников. |
4) | Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных. |
5) | Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащенности. |
Ответ: _________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1. |
Часть 3
Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.