Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания B4, B5.




Контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

 

 

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2012 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2012 г., приведён в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по обществознанию.

 


 

 

Демонстрационный вариант 2012 года­

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих
31 задание.

Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть
(в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

Желаем успеха!

 

 


 

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

A1

 

 

Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества

 

 

1) экономическую  
2) социальную  
3) политическую  
4) духовную  

 

 

A2

 

 

Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

 

 

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.  
2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.  
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.  
4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.  

 

 

A3

 

 

Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

 

 

1) товарища   2) индивида   3) личность   4) работника  

 

 

A4

 

 

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

 

 

1) верно только А  
2) верно только Б  
3) верны оба суждения  
4) оба суждения неверны  

 

 

A5

 

 

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?

 

 

1) начальное профессиональное образование  
2) основное общее образование  
3) полное (среднее) общее образование  
4) среднее профессиональное образование  

 

A6

 

 

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

 

 

1) верно только А  
2) верно только Б  
3) верны оба суждения  
4) оба суждения неверны  

 

 

A7

 

 

Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

 

 

1) прибыль   2) труд   3) налоги   4) зарплата  

 

 

A8

 

 

Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

 

 

1) предпринимательством  
2) реформированием  
3) производством  
4) творчеством  

 

 

A9

 

 

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

 

 

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.  
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.  
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.  
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.  

 

 

A10

 

 

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

 

 

 

1) верно только А  
2) верно только Б  
3) верны оба суждения  
4) оба суждения неверны  

 

 

A11

 

 

Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

 

 

1) крестьяне   2) рязанцы   3) русские   4) пассажиры  

 

 

A12

 

 

Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

 

 

1) потребитель  
2) избиратель  
3) ученик средней школы  
4) водитель  

 

 

A13

 

 

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

 

 

1) верно только А  
2) верно только Б  
3) верны оба суждения  
4) оба суждения неверны  

 

 

A14

 

 

Государственную власть осуществляет

 

 

1) ректор университета  
2) Председатель Правительства  
3) лидер оппозиционной партии  
4) Председатель Центробанка  

 

 

A15

 

 

В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

 

 

1) федерация  
2) абсолютная монархия  
3) унитарное государство  
4) республика  

 


 

A16

 

 

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществ­лении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу едино­мышлен­ников, выража­ющих интересы определённых социальных сил.

 

 

1) верно только А  
2) верно только Б  
3) верны оба суждения  
4) оба суждения неверны  

 

 

A17

 

 

Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

 

 

1) поддерживаются силой государства  
2) регулируют поведение людей  
3) опираются на силу общественного мнения  
4) содержат образцы поведения  

 

 

A18

 

 

Президент Российской Федерации

 

 

1) решает вопрос о доверии Правительству  
2) осуществляет управление федеральной собственностью  
3) разрабатывает федеральный бюджет  
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики  

 

 

A19

 

 

Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника
в отношении принадлежащего ему имущества

 

 

1) владеть  
2) распоряжаться  
3) пользоваться  
4) наследовать  

 

 

A20

 

 

Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государст­венной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

 

 

 

1) верно только А  
2) верно только Б  
3) верны оба суждения  
4) оба суждения неверны  

 


 

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В5) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

 

B1

 

 

В государстве Z установлен демократический политический режим,
а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

 

 

1) пресечение нарушений общественного порядка  
2) наличие органов исполнительной власти  
3) свободные выборы на альтернативной основе  
4) вынесение приговоров внесудебными органами  

 

Черты сходства Черты отличия
       
       

 

 

B2

 

 

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному
в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

 

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА   ГРУППЫПРАВ (СВОБОД)
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь  
Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь  
В) право на защиту чести и достоинства  
Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций  
Д) право на жизнь  

 

 
1) гражданские (личные)  
2) политические  
3) социальные  

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры.

 

Ответ: А Б В Г Д
         

 


 

B3

 

 

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

 

 

1) отражают факты  
2) выражают мнения  

 

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

 

Ответ: А Б В
     

 

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания B4, B5.

 

 

В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда вы считаете наиболее эффективным?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 


 

 

B4

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

1)   Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.  
2)   Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.  
3)   Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.  
4)   Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.  
5)   Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.  

 

Ответ: _________________________.

 

B5

 

 

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.  
2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.  
3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.  
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.  
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащенности.  

 

Ответ: _________________________.

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

 

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: