Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста




Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!


(Д.С. Лихачёв)

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


Обществознание. 9 класс Демонстрационный вариант 2019 г. - 17 / 21 Обществознание. 9 класс Демонстрационный вариант 2019 г. - 18 / 21

 


 
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основнуюидею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) роль образования в XXI в.; 2) нравственная ответственность человека науки; 3) молодые годы – время учёбы; 4) уметь найти радость в учёбе. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков  
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным  
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответству- ющих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста  
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

 

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина; 2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность. Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках  
Правильно указаны роль и два качества  
Правильно указана только роль. ИЛИ Правильно указаны роль и одно качество. ИЛИ Правильно указаны только два качества  
Правильно указано только одно качество. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

 
 
Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие причины: 1) знания всё растут и усложняются; 2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках  
Правильно указаны две причины  
Правильно указана только одна причина  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


Обществознание. 9 класс Демонстрационный вариант 2019 г. - 19 / 21

 

 
Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни; 2) два примера с указанием качеств, допустим: - занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками; - чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках  
Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае указаны качества  
Дан ответ на вопрос, приведены один-два примера, качества указаны только для одной из форм. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества указаны для двух форм. ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае указаны качества  
Дан ответ на вопрос, приведены два примера. ИЛИ Дан ответ на вопрос, указаны качества для двух форм (формы не названы, но понятны из контекста). ИЛИ Приведены два примера, качества указаны для одной из форм. ИЛИ Приведён один пример, качества указаны для одной-двух форм  
Дан ответ на вопрос, и приведён пример. ИЛИ Дан ответ на вопрос, и названо качество. ИЛИ Приведены только два примера. ИЛИ Указаны только два качества. ИЛИ Дан только ответ на вопрос  
Максимальный балл 3

 

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


Обществознание. 9 класс Демонстрационный вариант 2019 г. - 20 / 21

 

 
Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть даны такие объяснения. Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо- дит в век машин и роботов», так как: 1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились; 2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества. Могут быть даны другие объяснения  
Даны два объяснения  
Дано только одно объяснение  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

 

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


 

Обществознание. 9 класс Демонстрационный вариант 2019 г. - 21 / 21

 

 
Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения): 1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать; 2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)  
Приведены два аргумента (объяснения)  
Приведён только один аргумент (объяснение)  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206)

«48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.

Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».

Существенным считается расхождение в 2 или более балла за выполнение любого из заданий 26–31. В этом случае третий эксперт проверяет только те задания, которые вызвали столь существенное расхождение.

 

© 2019 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: