Особенности ощущений и восприятия




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Особенности ощущений и восприятия

Зрительное восприятие у дошкольников с нарушением речи отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. При этом простое зрительное узнавание предметов и их изображений развито в пределах возрастной нормы, но затруднения наблюдаются при усложнении заданий, т.е. при их зашумлении. Например, дети с ОНР тратят больше времени при узнавании предметов в условиях зашумления, чем дети с нормой речевого развития. У детей с ОНР увеличивается время принятия решения, они не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Важно отметить, что чем меньше признаков предметов, тем число ошибок при опознании больше.

В целом, нарушения зрительной сферы у детей с речевыми нарушениями проявляются в бедности и недифференцированности зрительных образов; инертности и непрочности зрительных следов; отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. При приравнивании к эталону данные дети чаще используют элементарные формы ориентировки, то есть примеряют к эталону. Тогда как дети с нормой развития, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Также чаще ориентируются не на форму, а на цвет.

Для детей с речевыми нарушениями характерно искажение фонематического восприятия. Нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии влияет на слуховое восприятие фонем. Однако не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Тем не менее, наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. Отметим, что развитие же самого фонематического слуха находится в прямой зависимости от развития всех сторон речи.

Рассмотрим особенности ориентировки в пространстве детей с речевыми нарушениями. Исследования А.П. Вороновой показали, что данные дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий. По данным Е.М. Мастюковой, наиболее отчетливые пространственные нарушения отмечаются у учащихся подготовительных и первых классов речевых школ. Так дети с алалией проявляют стойкие пространственные нарушения при рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптикопространственных нарушений. Значительная роль пространственных нарушений при речевых расстройствах усматривается в нарушениях счета, а у детей с дислексией и дисграфией – в выраженности и стойкости расстройств письменной речи. Но в целом пространственные нарушения у детей с речевыми нарушениями характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Диагностику уровня развития восприятия у детей можно проводить с помощью следующих методик: доски Сегена, кубики Кооса, «Разрезные картинки» Т.Д. Марцинковской, методика «Эталоны», методика «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна», тест «Коробочка форм» Т.Д. Марцинковской, тест «Эталоны» Л.А. Венгера, методика «Чего не хватает?» В.Р. Немова.

 

Особенности внимания. Выготский указывал, что вместе с постепенным овладением речью в процессе предметной деятельности и общением со взрослыми ребенок овладевает произвольным вниманием. Для становления произвольного внимания ребенка, по мнению Л.С. Выготского, чрезвычайно важную роль играют речевые указания взрослых, поскольку вызывание дополнительных ориентировочных рефлексов к определенным объектам является основой влияния знаковых систем на внимание.

Многие дети при выполнении корректурной пробы, не могут проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» по всему листу, отыскивая ту или иную фигуру. Другая особенность – дети начинают заполнять таблицу последовательно, фигура за фигурой, что говорит о недостаточности распределения внимания и низкой сформированности зрительно-пространственных представлений. Также данным детям характерна повышенная отвлекаемость. У дошкольников с ОНР снижен темп деятельности в процессе работы из-за отсутствия распределения внимания между речью и практическим действием, для них это трудная и практически невозможная задача. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. Также у детей с ОНР часто не сформированны или нарушены все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий). Наиболее страдает упреждающий контроль, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания). Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д.

У детей с патологией речи обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой). Им гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Для детей с алалией характерны повышенная утомляемость, снижение уровня развития различных свойств внимания. Выделяют специфику активного внимания у двух групп детей с моторной алалией (моторно-премоторный и моторно-зацентральный). Истощаемость, повышенная утомляемость характерна детям первой группы, и расторможенность, неустойчивость – детям второй группы.

Таким образом, можно сказать, что у детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется индивидуальными особенностями.

Одним из важнейших показателей, по которым следует производить оценку уровня произвольного внимания, является характер отвлечения, который связан со структурой деятельности. У детей с речевой патологией структура деятельности или не сформирована, или значительно нарушена, что является одним из следствий низкого уровня развития произвольного внимания. Например, если для детей с нормой речевого развития была характерна тенденция к отвлечению на экспериментатора (дети смотрят на экспериментатора, в большинстве случаев при этом пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечений явились следующие: «посмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания» и т. п.

Таким образом, внимание детей с различными речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей:

1. неустойчивостью;

2. более низким уровнем показателей произвольного внимания;

3. трудностями в планировании своих действий;

4. трудностями в сосредоточении внимания на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач на базе словесной инструкции;

5. трудностями распределения внимания между речью и практическими действиями;

6. ошибками внимания на протяжении всей работы;

7. нарушениями упреждающего, связанного с анализом условий задания, и текущего (в процессе выполнения задания) видами контроля за деятельностью;

8. проявлениями неспецифических отвлечений (например, «посмотрел в окно, по сторонам»);

9. низким уровнем произвольного внимания, которое в свою очередь приводит к несформирвоанности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Список используемой литературы:

1. Нестерова Т.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. Наук / Т.В. Нестерова. – М., 2005. – 205с.

2. Рожкова Л.А. Нейрофизиологические механизмы внимания при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речевого развития / Л.А. Рожкова // Дефектология. – 2004. – N 5. – С. 16-26.

3. Сикорский И.А. Заикание / И.А. Сикорский. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 191с.

4. Шумилова Е.А. Формирование внимания как необходимое условие предупреждения задержки речевого развития у детей преддошкольного возраста: дис.... канд. пед. Наук / Е.А. Шумилова. – Екатеринбург, 2005. – 188с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: