Особенности хранения и обработки стекол.




Покровные стекла - тонкие стеклышки (толщиной 0,15-0,17 мм) размерами обычно 18х18 мм, 20х20 мм, 18х24 мм. Ими накрывают препарат на предметном стекле для изучения. Новые стекла перед употреблением кипятят в 1%-ном растворе соды 10 минут, промывают водой, слабой соляной кислотой и хорошо прополаскивают в дистиллированной воде.

Стекла после исследования надо обработать раствором серной кислоты в течение 2 часов, хорошо промыть в воде и прокипятить 10 минут в 4%-ном растворе соды. Ополоснутые затем дистиллированной водой стекла протирают чистой полотняной тканью. Хранить предметные стекла лучше всего в банке с притертой пробкой, погруженными в смесь спирта с эфиром, взятых в равных объемах. Из банки предметные стекла достают пинцетом.

Лабораторные салфетки Kimwipes Wipers (Kimberly-Clark Professional) впервые появились уже более 60 лет назад, и они до сих пор лабораторные очистители №1. От стерильных предварительно насыщенных салфеток до влажных салфеток для уборки комнаты - это промышленный стандарт для лабораторий и научных исследований. Бренд Kimtech продолжает выпускать решения для высокой производительности, необходимые для очистки поверхностей, деталей, инструментов и очистки линз микроскопов, предметных стёкол образцов для микроскопов.

Оценка результатов работы с детьми

Так как тема новая, то и уже разработанной диагностики к ней нет, но разумно предположить, что она может быть сформирована по - принципу диагностики познавательно – исследовательской деятельности.

А.И. Савенков в качестве показателей результативности познавательно-исследовательской деятельности выделяет умения: видеть проблему, умение формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, а также самостоятельно действовать в процессе исследования. При работе с микроскопом данные показатели проявляют себя в меньшей степени.

При изучении психолого-педагогической и методической литературы, таких авторов как А.К. Маркова, Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, О.В. Прозорова по вопросу исследовательской активности детей дошкольного возраста, нами были выявлены следующие показатели:

- мотив;

- интерес;

- исследовательская деятельность.

Эти показатели проявляют себя в достаточной степени при работе с микроскопом, поэтому они и легли в основу нашей диагностики.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Л.Н. Меншикова, Л.И. Божович отмечают, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой познавательно - исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира и, в конечном итоге выступает базой для развития других потребностей ребёнка.

В название нашего пособия «Познаем мир вместе с Микрошей!» мы предлагаем для создания интереса к предметно – исследовательской деятельности детей педагог может ввести героя – проводника ребенка в микромир - совёнка Микрошу.

А вот и наш Микроша, сразу видно, что он симпатичный и очень, очень умный. Именно, такой проводник нужен детям.

В микромир Микроша детей проведет,

Микроскоп с собой принесет.

Даст всем в него посмотреть,

Внимательно все рассмотреть!

Для поддержания интереса детей в рамках предметно – исследовательской деятельности важно правильно выбрать объекты исследования, они должны быть интересны ребенку для изучения и самое главное, чтобы их можно было рассмотреть под микроскопом, а картинка была эффектной и динамичной. Что можно посмотреть?

Для рассматривания под микроскопом годится буквально все. Начните с небольшого увеличения. Рассмотрите вместе с малышом листочки собранных растений. Многие из них имеют волоски, которые очень интересно рассматривать в микроскоп.

Хорошо видно строение листа, жилки. Посмотрите на лист мать-и-мачехи с одной и с другой стороны. Они совершенно разные: одна сторона опушена, другая – нет. Сначала пусть малыш определит это на ощупь, а потом увидит волоски в микроскоп.

На листе крапивы можно рассмотреть те самые жгучие волоски, которые доставляют так много неприятностей голым детским ножкам и ручкам. Сорвите по листочку от каждого комнатного растения. Каждый по-своему интересен и неповторим. Если на подоконнике растут кактусы, пусть ради науки пожертвуют несколькими колючками.

Очень красивы лепестки цветов. Можно рассмотреть пыльцу. Для этого перенесите ее мягкой кисточкой с цветка на предметное стекло. Если малышу будет интересно, попробуйте зарисовать, как выглядит пыльца разных растений. Рассмотрите кожуру и мякоть всевозможных овощей и фруктов. Чем они похожи и чем различаются? Интересно рассматривать волосы и сравнивать их по цвету и толщине.

Окажется, что кошачья шерсть тоньше человеческого волоса, а папин волос толще детских. А подсунутый под микроскоп собственный палец может произвести настоящий фурор. Особенно впечатлит грязь под ногтями. Микробов там, конечно, не увидишь. Но и без них выглядит ужасающе. Сразу может поступить требование постричь ногти.

Не менее интересно посмотреть, из чего состоит домашняя пыль, как выглядит бумага, вата, нитки, клочки кукольных волос и меха мягких игрушек, рыбьи чешуйки и кости, икринки, мед, капельки молока, кристаллики соли, сахара, лимонной кислоты, соды, льда, всевозможные семечки и крупы, кусочки грибов, камушки и ракушки, привезенные с моря, шишки, бумажные деньги (на них можно отыскать разные знаки, которые не видны без увеличения).

Если у вас есть аквариум, соскребите немного налета с его стенок, положите на предметное стекло, сверху накройте покровным стеклом и рассмотрите при среднем увеличении. Поверьте, это потрясающая картинка!

Из болотной воды, которую малыш набрал в «экспедиции», тоже получается интереснейший микропрепарат. Хоть и не микробы, но живые, двигающиеся существа. Фантастика! Кроме зоопланктона, можно увидеть и одноклеточные водоросли со жгутиками. Иногда в воду может попасть лягушачья икра, крошечные головастики и личинки водяных насекомых. А потом рассмотрите воду из-под крана. Есть ли там что-то живое и почему?

Вырастите с малышом плесень на хлебе. Для этого положите кусочек хлеба в стеклянную банку с крышкой (если есть специальная чашка Петри, то в нее), смочите водой и поставьте на несколько дней в теплое место (но не на солнце). Немного выросшей плесени положите в капельку воды на предметное стекло, закройте покровным стеклом, и ваш препарат готов.

Можно рассмотреть обычные пекарские дрожжи. Для этого отщипните от брикета маленький кусочек и разведите в капельке воды. Паутина будет интересна многим детям, для этогозафиксируйте её при помощи лака для волос или для ногтей, а потом аккуратно положите под микроскоп. И многое, многое другое…

Нами было разработано примерное планирование (см. приложение 1), особенностью которого является то, что педагоги могут брать его целиком или выборочно. Самое главное обязательно рассмотреть первую тему, которая касается знакомства с микроскопом.

В этом планирование произведен отбор основных объектов для изучения с детьми, препараты из многих них представлены в наборе для опытов, в планировании они указаны цифрами, обозначающими номер в наборе. Однако объекты могут быть дополнены педагогом и детьми, исходя из их потребностей, интересов и возможностей.

Темы так же могут дополняться, исходя из находок детей, их интересов и запросов, для этого можно использовать детское планирование в форме «ромашки» или «дерева желания». Количество занятий так же примерное, все зависит от продолжительности интереса детей к теме и объектам исследования, а так же дополнений внесенных детьми при планировании деятельности.

Для поддержания интереса детей и для облегчения проведения занятия с ними педагогом можно так же использовать обучающие мультики и фильмы. С их просмотра рекомендуется начинать каждое занятие с микроскопом, так как они стимулируют ребенка к исследованию микромира.

В планирование уже подобран основной видеоконтент познавательной направленности к каждой теме, приведены ссылки для удобства его поиска в интернете, указана его продолжительность, а так же сделано примерное распределение его по занятиям внутри темы.

Подбирая его самостоятельно, важно помнить, что он не должен нести информацию, которая может вызвать страхи у детей, не должен быть слишком агрессивным, очень продолжительным. Если фильм очень познавателен, но его продолжительность очень большая, то желательно организовать его просмотр частями до занятия, а на самом занятии посмотреть последнюю часть и вспомнить остальные.

Музыка, которая сопровождает некоторые из фильмов, может быть приглушена или звук убран совсем, так как не все авторы ее выбирают по отношению к детской аудитории.

Надо помнить, что дети не могут долго смотреть в объектив, некоторые вообще не могут это делать, поэтому необходимо провести подготовительные упражнения и предусмотреть гимнастику для глаз. Можно ее подобрать к теме.

Начать обучение детей работе с микроскопом необходимо с упражнения «Закрой один глаз», когда дети учатся закрывать глаза по – очереди. длительность зажмуривания глаза постепенно удлиняется. Так же важно провести упражнение «закрой – открой» глаза, а так же упражнения на переключение зрения с близкого на отдаленный предмет.

Техника безопасности очень важна при работе с микроскопом и препаратами, поэтому самостоятельность детей должна быть дозированной, а инструктаж детей необходим перед каждой работой их с микроскопом.

Правила могут быть такими:

Главным правилом является то, что за микроскопом сидит только один ребенок.

Нельзя его отбирать друг от друга, двигать по столу.

Препарат на предметный столик кладет взрослый, поэтому нельзя его брать, снимать со столика.

Нельзя без разрешения взрослого крутить колесо для регулировки изображения и менять объективы.

Надо смотреть аккуратно в окуляр, не наклоняясь слишком низко и не прикасаясь к нему глазом.

После просмотра надо сделать гимнастику для глаз.

Не хватать руками линзы на окуляре.

Не переключать объективы самостоятельно.

Не включать и выключать подсветку без разрешения взрослого.

Соблюдать очередность просмотра.

Педагог может дополнить правила с детьми или сам, исходя из текущей ситуации. Правила могут быть закреплены и в зрительной форме (символы), тогда при их нарушении достаточно его поднять. При нарушениях правил можно использовать звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание всех и использовать это нарушение для дополнительного закрепления правил или показа техники использования микроскопа.

Так как индивидуальный просмотр занимает достаточно много времени, а остальные дети в это время могут быть заняты другой деятельностью, желательно так же познавательно – исследовательской, то за соблюдением правил при индивидуальной работе с микроскопом могут следить дежурные.

При нарушении конкретного правила дежурные поднимают символ, издают звуковой сигнал и делают вместе с педагогом отметку в личной карточке ребенка. Личная карточка ребенка, это лист, который позволит отследить воспитателю, как часто он нарушает правила и какие чаще всего, сколько раз он работал с микроскопом и какие объекты наиболее привлекли его внимание. По результатам анализа карточки можно сделать корректировку работы с детьми и конкретным ребенком. Для ребенка это как бы «дневник», часть портфолио, для родителей – возможность погордиться ребенком.

Так как наш микроскоп позволяет вывести изображение на экран, то сначала объект рассматривают со всеми детьми, обращая внимание на его особенности. Далее идет рассматривание объекта в микроскоп индивидуально.

Возможны следующие структурные компоненты совместной деятельности при работе с микроскопом:

1. Вводная беседа с постановкой цели и просмотром видеофильма.

2. Изготовление педагогом препарата, если это возможно сразу перед занятием и если он уже не представлен в наборе для опытов.

3. Повторение правил безопасности при работе с микроскопом.

4. Просмотр изображения объекта в микроскопе всеми детьми или вывод его на экран, обсуждение его особенностей.

5. Индивидуальный просмотр изображений объекта в микроскопе, фиксация в личной карточке.

6. Дидактические игры (см. раздел «Дидактическая часть»).

7. Глазная гимнастика.

8. Подведение итогов изучения объекта в микроскоп, их фиксация.

В планирование прописаны лишь только основные подходы к проведению занятия, а в них педагог еще вписывает все остальные структурные компоненты по своему усмотрению и в нужной для него последовательности, а такие структурные компоненты, как повторение правил безопасности при работе с микроскопом и глазная гимнастика должны быть предусмотрены обязательно.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для проведения занятий был подобран дидактический материал в виде подборки фотографий объектов под микроскопом согласно плану. Частично они представлены на презентации к конкурсу.

Так же педагогам рекомендуется из данной подборки фотографий изготовить игры «Найди такой же» (парные картинки), «Лото», «Домино», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Пазлы». Именно в эти игры, могут играть дети, пока ждут своей очереди для изучения объекта в микроскоп. Данные игры тренируют детскую наблюдательность и память, развивают зрительное восприятие. Игры могут быть разработаны и как интерактивные, мы планируем их разработку в рамках творческой группы.

Дидактическая часть так же предусматривает методическую разработку итоговой викторины, которая может быть проведена не только внутри группы, но и между группами. Если дети уже читают, то можно даже в нее включить кроссворд.

В дидактической части так же подобраны загадки, стихи о микроскопе и его частях, зрительная гимнастика, разработаны описания объектов и вопросы к занятиям для обсуждения с детьми.

Данный раздел не представлен на конкурсе, но это может быть сделано педагогами самостоятельно, так как практически все материалы есть в интернете.

В приложение № 2 представлена авторская диагностика, которая поможет сделать оценку результативности работы. Диагностика, разработанная автором, позволяет оценить результативность этой работы. Она так же может быть доработана в области проведения с детьми диагностического задания «Узнай, что это?» на основе имеющегося дидактического материала и проработки тем в данной конкретной группе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, данное методическое пособие делает возможным адаптировать работу с микроскопом к детскому саду и вооружить педагогов всем необходимым материалом для ее проведения.

В то же время оно дает свободу для творческих проявлений детей и педагогов, возможность разработать своё авторское планирование, сформировать свой уникальный дидактически материал.

Для педагогов нашего дошкольного учреждения оно является основой для дальнейшего накопления опыта работы и толчком для использования нового оборудования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации [от 17 октября 2013 г. № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)]. - Российская газета. - 25.11.2013. - № 265.

2. Александрова С. П. «Развитие исследовательской активности детей среднего возраста» (выпускная квалификационная работа студентки ФГБОУ ВО

«Южно – Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет», факультет дошкольного образования, кафедра педагогики и психологии детства), Челябинск, 2017 г.

3. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. // Журнал «Теория и практика общественного развития», № 8, 2013 г.

4. Интересный микроскоп. Изучаем мир. Руководство к микроскопу.

5. Увидеть всё! Изучаем окружающий мир. 80 удивительных историй, которые можно увидеть через микроскоп. Руководство к микроскопу.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: