Содержание
От издателей................................................................................................... 7
Игорь Виноградов, Владимир Воропаев. Об издании собраний сочи
нений Гоголя........................................................................................ 8
Владимир Воропаев. Жизнь и сочинения Николая Гоголя.............. 13
Николай Гоголъ
<Предисловие к первому изданию сочинений>.................................. 13
Том I
Вечера на хуторе близ Диканьки
Повести, изданные
пасичником Рудым Паньком
Часть первая
Предисловие................................................................................................. 82
Сорочинская ярмарка............................................................................... 87
Вечер накануне Ивана Купала............................................................ 113
Майская ночь, или Утопленница.......................................................... 127
Пропавшая грамота................................................................................. 154
Часть вторая
Предисловие............................................................................................... 164
Ночь перед Рождеством......................................................................... 167
Страшная месть......................................................................................... 209
Иван Федорович Шпонька и его тетушка.......................................... 247
Заколдованное место............................................................................... 271
Том II
Миргород
Повести, служащие продолжением
«Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Старосветские помещики........................................................................ 281
Тарас Бульба.............................................................................................. 303
Вий................................................................................................................. 414
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Ни
кифоровичем................................................................................. 451
Малороссийские слова, встречающиеся в первом и втором
томах.............................................................................................. 498
Комментарии
Том I
Игорь Виноградов....И по ту, и по эту сторону Диканьки.......... 504
Игорь Виноградов, Владимир Воропаев. сПредисловие к первому изданию сочинений Гоголя> (542); Предисловие (546); Сорочинская ярмарка (546); Вечер накануне Ивана Купала (551); Майская ночь, или Утопленница (555); Пропавшая грамота (557); Предисловие (559);
Ночь перед Рождеством (559); Страшная месть (562); Иван Федорович Шпонька и его тетушка (566); Заколдованное место (568).
Том II
Игорь Виноградов. Неизвестный «Миргород»............................... 570
Игорь Виноградов, Владимир Воропаев. Старосветские помещики (631); Тарас Бульба (635); Вий (646); Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (656); Малороссийские слова, встречающиеся в первом и втором томах (660).
УДК 820 (73)
ББК 76.006.5
Г58
Координатор проекта
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Издательство Московской Патриархии
выражает благодарность за содействие
в издании Полного собрания сочинений
и писем Н. В. Гоголя
Раздорожному Валерию Викторовичу
Чип Олегу Александровичу
Биденко Николаю Андреевичу
Шевченко Тарасу Вячеславовичу
Швецу Николаю Николаевичу
Гоголь Н. В.
Г58 Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т. 1: Вечера на хуторе близ Диканьки; Т. 2: Миргород / Сост., подгот. текстов и коммент. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева — М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. — 664 с. — цв. вклейка 16 с.
Собрание открывают сочинения, которые Гоголь, пересмотрев все им прежде написанное, выпустил в 1842 году в четырех томах и намеревался переиздать в конце жизни в том же составе. В первый и второй тома вошли «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».
© Издательство Московской Патриархии, 2009 © Виноградов И. А, Воропаев В. А, сост., подгот.
текстов, комментарии, 2009
15ВИ 978-5-88017-087-6 © Белан В. А, Белан А В., художественное оформ-
15ВИ 978-5-88017-089-0 ление, 2009
[1] Письма Гоголя, отправленные из-за границы, датируются по новому (европейскому) стилю, отличавшемуся от русского в XIX веке на 12 дней.
[2] Книга выходила также под другими названиями: «Судьба Гоголя» (Новый Путь. 1903. № 1—3) и «Гоголь и чорт. Исследование» (М., 1906).
[3] См.: Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. / Сост., подготовка текстов и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. Т. 8. М.: Русская книга, 1994.
[4] Даты, кроме особо оговоренных случаев, приводятся по старому стилю. Согласно свидетельству матери Гоголя и его родных, он родился именно 19 марта, а не 20-го (как ошибочно указано в метрической книге).
[5] <Кулиш П. Л.> Николай М. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем. Т. 1. СПб., 1856. С. 17.
[6] Автобиографическая записка Марии Ивановны Гоголь, матери Н. В. Гоголя / Сообщено И. С. Аксаковым // Русский Архив. 1902. № 4. С. 717.
[7] Переписка Н. В. Гоголя с Н. Н. Шереметевой / Издание подготовили И. А. Виноградов и В. А. Воропаев. М., 2001. С. 139.
[8] Маркевич А. И. Николай Васильевич Гоголь // По морю и суше. Одесса, 1895. № 7. С. 2.
[9] Ссылка мемуаристки на святителя Василия Великого ошибочна: речь идет о молитве святителя Иоанна Златоуста (7-й на сон грядущим), которая звучит следующим образом: «Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление».
[10] <Кулиш П. А> Николай М. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя. Т. 2. С. 266.
[11] Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. М., 1960. С. 48.
[12] Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983. С. 67.
[13] Максимович М. А. Письма о Киеве и воспоминания о Тавриде. СПб., 1871. С. 55-56.
[14] Гусева Е. Н. Воспоминания Г. П. Галагана о Н. В. Гоголе в Риме // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1984. Л., 1986. С. 67.
[15] Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989. С. 56.
[16] Служебная Минея (месячная)— церковно-богослужебная книга, содержащая службы святым и праздникам на все дни года. Песнь — церковное песнопение, молитва. Канон — церковная служба, состоящая из молитвенных песнопений.
[17] Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. М., 1897.
[18] Воспоминания протоиерея И. И. Базарова // Русская Старина. 1901. № 2. С. 294.
[19] <Хитрово Е. А.> Гоголь в Одессе. 1850-1851 // Русский Архив. 1902. № 3. С. 551.
[20] Бульвар на набережной Эльбы в Дрездене.
[21] Записки Марфы Степановны Сабининой // Русский Архив. 1900. N° 4. С. 534-535.
[22] Сочинения и переписка П. А. Плетнева. Т. 3. СПб., 1885. С. 732.
[23] В литературоведении, однако, сложилось убеждение, что Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской (в замужестве
[24] Анненков П. В. Литературные воспоминания. С. 115.
[25] Письма князя П. А. Вяземского к С. П. Шевыреву // Русский Архив. 1885. №6. С. 311.
[26] Обзор мнений современников о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» см. в т. 6 наст. изд.
[27] Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. С. 62.
[28] Соловьев П., священник. Встреча с Н. В. Гоголем в 1848 году // Русская Старина. 1889. № 9. С. 554.
[29] <Кулиш П. А.> Николай М. Опыт биографии Николая Васильевича ГогоЛя. СПб., 1854. С. 9.
[30] Из семейной хроники Гоголей (Мемуары Ольги Васильевны Гоголь- Головни) / Ред. и примеч. В. А. Чаговца. Киев, 1909. С. 55.
[31] Там же. С. 68.
[32] Из воспоминаний княжны В. Н. Репниной о Гоголе // Русский Архив. 1890. № 10. С. 230-231.
[33] Литературное наследство. Т. 58. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1952. С. 778.
[34] Гиляровский В. А. На родине Гоголя (Из поездки по Украйне). М., 1902. С. 32.
[35] Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 694-695.
[36] Здесь келлия означает не помещение (комната или дом) для проживания монаха, а тип скита, небольшого монастыря.
[37] Собрание сочинений и писем Святогорца к друзьям своим о Св. Горе Афонской, Палестине и русских святых местах. Новое издание в четырех томах. Т. 4. СПб., 1865. С. 28.
[38] Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 827.
[39] Аксаков И. С. Письма к родным. 1849-1856. М., 1994. С. 158.
[40] РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 3. Ед. хр. 164. Л. 2.
[41] Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. В трех частях. Изд. 8-е. М., 1895. С. 475.
[42] Собрание сочинений и писем Святогорца к друзьям своим о Св. Горе* Афонской, Палестине и русских святых местах. Т. 4. С. 70—71.
[43] <Кулиш П. А.> Николай М. Записки о жизни Николая Васильевича Го*голя. Т. 2. С. 232.
[44] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимо- наха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Второе издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, с дополнениями. Сергиев Посад, 1908. С. 81-82.
[45] Шенрок В. И Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 831—832.
[46] Нилус С. Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа. Сергиев Посад, 1911. С. 81.
[47] Это благодатное свойство преподобного Макария отразилось, в частности, в повести И. С. Тургенева «Степной король Лир». Матушка
[48] Матвеев П. Гоголь в Оптиной Пустыни // Русская Старина. 1903. № 2. С. 303.
[49] Шенрок В. И Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 828.
[50] Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. С. 54.
[51] Крутикова Н. Е. Н. В. Гоголь. Исследования и материалы. Киев,
1992. С. 260.
[52] См.: <Кулиш П. А.> Николай М. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя. Т. 2. С. 251.
[53] Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. С. 215—216.
[54] <Феодор (Бухарев), архимандрит.> Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году. СПб., 1861. С. 5-6.
[55] Из воспоминаний протоиерея С. С. Модестова И У Троицы в Ака-
[56] Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 870.
[57] Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. С. 220.
[58] Тарасенков Л. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. Изд. 2-е. М., 1902. С. 16-17.
[59] Там же. С. 9.
[60] Гоголь в воспоминаниях современников. Б. М., 1952. С. 481.
[61] Чаговец В. Л. На родине Гоголя // Памяти Гоголя. Научно-литературный сборник, изданный Историческим Обществом Нестора-летописца. Киев, 1902. Отд. V. С. 20.
[62] См.: Погодин М. П. Кончина Гоголя // Москвитянин. 1852. № 5. Отд. VII. Современные известия. С. 47. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится копия с рукописи погодинского некролога с пометами автора, графа А. П. Толстого, С. П. Шевырева и А. С. Хомякова; другой список находится в Институте русской литературы (Пушкинский Дом). Против того места, где речь идет о причащении Гоголя Святых Таин в четверг в церкви Преподобного Саввы Освященного, Погодин отметил: «Это рассказывал мне после сам священник» (РГЛЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 2; ИРЛИ Ф. 652. Оп. 2. Ед. хр. 55. Л. 4).
[63] Из воспоминаний княжны В. Н. Репниной о Гоголе. С. 232.
[64] Погодин М. П. Кончина Гоголя. С. 47.
[65] ГИМ. Ф. 380. Ед. хр. 1. Л. 7 (рукопись записок доктора А. Т. Тарасенкова); Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 854.
[66] РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 4; ИРЛИ Ф. 652. Оп. 2. Ед. хр. 55. Л. 6.
[67] Тарасенков Л. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. С. 22.
[68] РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 3.
[69] Погодин М. П. Кончина Гоголя. С. 48.
[70] Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 11. С. 536.
[71] Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. С. 28.
[72] Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. С. 870.
[73] Из воспоминаний княжны В. Н. Репниной о Гоголе. С. 230.
[74] Тарасенков Л. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. С. 16.
[75] Там же. С. 24.
[76] Например, никогда не имел постели в своих келлиях преподобный Серафим Саровский. В новейшее время архиепископ Иоанн Сан-Францис- ский (Максимович) ночью отдыхал только сидя.
[77] Анненков П. В. Литературные воспоминания. С. 91—92.
[78] Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, состоялось 7 августа 1832 года и сопровождалось многочисленными чудесными исцелениями.
[79] <Кулиш П. А.> Николай М. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя. Т. 1. С. 329.
[80] Погодин М. П. Кончина Гоголя. С. 129-130.
[81] Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 11. С. 534-535.
[82] Тарасенков А. Т. Последние дни жизни Н. В. Гоголя. С. 12.
[83] Письмо С. П. Шевырева М. Н. Синельниковой о последних днях и смерти Гоголя // Русская Старина. 1902. № 5. С. 442-443.
[84] Образцов Ф., прот. О. Матфей Константиновский, протоиерей Ржевского собора. По моим воспоминаниям // Тверские Епархиальные Ведомости. 1902. № 5.1 марта. Часть неофициальная. С. 138—139 (воспроизведение протоиереем Феодором Образцовым по памяти разговора между Т. И. Филипповым и отцом Матфеем).
[85] Игнатий (Брянчанинов), сет. Христианский пастырь и христианин- художник // Богословские труды. Сборник 32. М., 1996. С. 279.
[86] Образцов Ф., прот. О. Матфей Константиновский, протоиерей Ржевского собора. С. 137-138.
[87] Из воспоминаний княжны В. Н. Репниной о Гоголе. С. 231.
[88] Письма к библиографу С. И. Пономареву. М., 1915. С. 142.
[89] Письмо С. П. Шевырева М. Н. Синельниковой о последних днях и смерти Гоголя. С. 445.
[90] Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 11. С. 551.
[91] Письмо С. П. Шевырева М. Н. Синельниковой о последних днях и смерти Гоголя. С. 446.
[92] Паламарчук П. Г. «Ключ» к Гоголю И Паламарчук П. Козацкие могилы: Повести, сказания, художественные исследования. М., 1990. С. 389.
[93] Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни: В 2 т. Т. 1.М., 2008. С. 233.
[94] Чаговец В. А. Семейная хроника Гоголей (по бумагам семейного архива) // Памяти Гоголя. Научно-литературный сборник, изданный Историческим Обществом Нестора-летописца. Киев, 1902. Отд. III. С. 70-71.
[95] Восторгов И. И., прот. Честный служитель слова / Речь на панихиде по Н. В. Гоголю по случаю открытия ему памятника в гор. Тифлисе, сооруженного городским самоуправлением И Поли. собр. соч.: В 5 т. Т. 2. СПб., 1995. С. 226-227.
[96] Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. Замечание пасичника.
[97] Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — все немец.
[98] Рыцарскую.
[99] Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.