Государственное регулирование рынка труда




Регулирование рынка труда представляет особую сферу и форму регулирующего воздействия государства на социально – экономические процессы. Изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено для достижения рационального в конкретных социально – экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчение последствий безработицы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные страны законодательно устанавливают максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Такая мера в условиях России требует определенной осторожности С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

Таким образом, хотелось бы наглядно показать уровень средней заработной платы финансовых работников в сравнении по 4 городам:

Москва Санкт-Петербург Новосибирск Самара
Стартовые позиции $800-900 $400-500 $400-700 $500-700
Специалисты $2000-2500 $1500-2000 $800-2000 $1500-2000
Руководители $4000-6000 $3000-5000 $1500-4000 $2500-4000

 

Зарплатный индекс Superjob.ru — это показатель, отражающий ежемесячную динамику средних зарплатных предложений. Начало расчета индексов — октябрь 2008 года, начальное значение равно 100.


Структура рынка труда

 


Спрос на финансовых специалистов в стране растет, в то время как количество высококвалифицированных кандидатов, рассматривающих предложения о работе, уменьшается. Так, например, число запросов от работодателей в Kelly Financial Resources выросло в первом полугодии 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года в три раза. Количество же профессиональных кандидатов сократилось в 1,5 раза и составило 14% от общего количества резюме.
Ситуация в регионах еще более сложная, чем в Москве. В Санкт-Петербурге, например, многие специалисты принимают предложения от московских работодателей и переезжают в столицу в поисках более широких возможностей для профессионального роста или ведут региональные проекты, что также является хорошим шансом быстро сделать карьеру.
В Самаре наблюдается острый дефицит профессионалов, владеющих английским языком. Рынок кандидатов беден, молодые сертифицированные специалисты чаще всего рассматривают столичные предложения. С другой стороны, работодатель скорее готов на более длительную профессиональную подготовку и введение в должность, чем на языковые курсы и тренинги. Это связано с тем, что самые крупные игроки рынка – иностранные инвесторы и, наряду с русским, английский язык является рабочим.
Спрос на рынке труда, финансы

Современный рынок труда – рынок кандидатов. Работодатели борются за опытных и квалифицированных специалистов, предлагая лучшие условия и более высокую заработную плату. Если в 2003 году высококлассный специалист имел на руках 1–2 предложения о работе, то к концу 2005-го выбор делается из 4–5 вариантов, что зачастую порождает неадекватные зарплатные ожидания кандидатов и заставляет работодателей предлагать компенсацию, фактически не соответствующую реалиям рынка.

В настоящее время разница в доходах специалистов одного уровня составляет от 10 до 50%, в зависимости от региона. Однако уже сегодня почти все международные компании стремятся к использованию единой системы заработных плат для своих сотрудников, вне зависимости от местоположения офиса. Эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет.

 

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих своё воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Это вызывает негативное отношение работодателей, поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Это прежде всего налоговые льготы, выплата субсидий.

Среди общих экономических мер государственного регулирования выделяются: помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных законов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

В числе экономических специализированных мер особое внимание оказывается созданию предприятий для инвалидов. Такие предприятия менее конкурентно способны, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства.

Организация общественных работ – способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда.

Государство обладает экономическими средствами регулирования величины и структуры предложения рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы, представляет собой группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую и как административную. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяет снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится организация переподготовки населения за счет фонда занятости.

Воздействие на заработанную плату можно рассматривать как общий экономический способ определенного регулирования спроса и предложения. Воздействие на предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определенную политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу.

Его вмешательство может быть административным или экономическим. Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего времени обычно носит административный характер, в большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при заключении трудового договора между предпринимателями и работниками.

Таким образом, государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

Всё это только в теории, а на практике инструменты регулирования либо не действуют, либо мало эффективны.

В последнее время недооценивалось то, что занятость и ее общественная организация являются решающими факторами подъема российской экономики, определяющими уровень качество жизни населения. Недооценивалась и роль занятости как интегральной части механизма регулирования макроэкономических процессов, активного инструмента решения экономических и социальных проблем.

На 2013 год запланированы законопроекты о заемном и дистанционном труде, новый федеральный закон «О кадровом учете» и множество других изменений в трудовом законодательстве. В такой ситуации работодатели все острее ощущают необходимость заранее подготовиться к планируемым нововведениям. В ноябре 2012 года общее число вакансий для юристов осталось на уровне предыдущего месяца, но произошли изменения в структуре спроса на персонал.

Приведу несколько примеров с наглядными цифрами и трендами рынка труда за ноябрь 2012 года: • В ноябре спрос работодателей на персонал оставался стабильным. Общее число вакансий по сравнению с октябрем не изменилось. Годовой прирост вакансий (относительно ноября 2011 года) составил 58%.

• Больше всего за месяц вырос спрос на домашний персонал (+16% вакансий к уровню октября), на специалистов в сегменте «Спорт, фитнес, салоны красоты, SPA» (+15,3% вакансий), в страховом бизнесе (+13% вакансий).

• К сегментам, в которых работодатели ищут персонал наиболее активно, а именно: «Продажи» (23,1% от всех вакансий), «Промышленность, производство, сельское хозяйство» (9,4%), «Строительство, проектирование, недвижимость» (7,2%), в ноябре присоединился сегмент «Транспорт, логистика, ВЭД» (7,2% от всех вакансий; прирост за месяц - 6%).

• В ноябре распределение числа вакансий от прямых работодателей и кадровых агентств не изменилось (84,7% и 15,3% соответственно). Как и в предыдущем месяце, отмечался рост доли вакансий от крупнейших компаний (+0,4 п.п. от компаний с численностью свыше 5000 человек).

• Менеджеры по продажам в ноябре сохранили лидерство в рейтинге запросов работодателей. Второе и третье места делят квалифицированные рабочие (бывшие лидеры рейтинга) и продавцы (по 9,3% от всех запросов). Спецификой запросов работодателей в ноябре стало довольно значительное снижение спроса на рабочих, как квалифицированных (-1,6 п.п.), так и неквалифицированных (-0,8 п.п.). Зато выросла доля запросов на юристов (+0,3 п.п.).

• Самыми востребованными среди топ-персонала остались руководители высшего звена в сфере продаж (32,6% от всех вакансий топ-менеджеров); однако заметно выросла доля запросов на управленцев в сырьевой индустрии (+1,5 п.п.), сфере транспорта и логистики (+1,2 п.п.), туризме и гостиничном бизнесе (+1 п.п.).

• В ноябре соискатели искали работу еще активней, чем в октябре. Число резюме выросло на 6,7%. По сравнению с предыдущим месяцем самыми активными оказались рабочие (+22% резюме). Заметно прибавилось резюме специалистов по безопасности и охране (+12,6%), транспорту и логистике (+12%).
Чаще всего соискатели, как и в предыдущие месяцы, искали работу в сфере продаж (15,1% от всех резюме), административном и финансовом сегментах (8,8% и 8,2% резюме соответственно), а также транспортной сфере (8% резюме).

• Несмотря на рост предложения на рынке труда, уровень напряженности значительно не изменился. Например, в банковском сегменте он остался на уровне предыдущего месяца (2,4 резюме безработных на вакансию), а в юриспруденции и сфере управления персоналом впервые за осень даже снизился (-0,5 п. и -0,1 п. соответственно).

• Соотношение «предложение / спрос» по всей базе Superjob.ru в ноябре выросло с 3,7 до 4 резюме на вакансию. Наибольший конкурс в ноябре наблюдался среди юристов (13,4 резюме на вакансию), претендентов на высшие руководящие должности (10,1 резюме на вакансию), работников СМИ и издательского бизнеса (9,6). Самый низкий конкурс - в сырьевом сегменте (0,6 резюме на вакансию), среди рабочих специальностей (0,7 резюме на вакансию), в сфере сервиса и услуг (1,9 резюме на вакансию).

• Рост зарплатных предложений работодателей к началу зимы замедлился. Предложения работодателей специалистам в сфере маркетинга, рекламы и PR, а также работникам в сфере управления персоналом остались на уровне октября, тогда как в строительстве и банковском бизнесе зарплаты немного выросли (на 0,2% и 0,1% соответственно). Лидером по росту зарплат остался ИТ-сегмент. Здесь за месяц зарплатные предложения выросли на 0,3%; годовой рост составил +17,4%.
ля России, на данном этапе развития, неприемлема переориентация на механизм регулирования процессов занятости только через рынок труда и конкуренцию. Такой механизм не может эффективно «заработать» из-за резкого отставания заработной платы от стоимости средств существования, исключительной дороговизны отдыха и восстановления здоровья, жилья и транспорта, затрудняющих свободное перемещение рабочей силы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: