1. Архангельский А.Я. Программирование в C++ Builder. –М.: Бином, 2010 – 1298 с.
2. Архангельский А.Я. C++ Builder. Справочное пособие. Книга 1. Язык С++. –М.: Бином, 2002 – 544 с.
3. Архангельский А.Я. C++ Builder. Справочное пособие. Книга 2. Классы и компоненты. –М.: Бином, 2002 – 528 с.
4. Культин Н.Б. C++ Builder. 2-е издание. –СПб.: БХВ-Петербург, 2008 – 464 с.
5. Никита Культин. C++ Builder в задачах и примерах. –СПб.: БХВ-Петербург, 2012 – 700 с.
6. Бобровский С.И. Технологии C++ Builder. Разработка приложений для бизнеса. Учебный курс. –СПб.: Питер, 2010 – 560 с.
7. Туманов В.Е. Основы проектирования реляционных баз данных: учебник – 1 изд. – М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру », БИНОМ. Лаборатория знаний », 2011. – 424 с.
8. Хоменко А.Д. Работа с базами данных в С++ Builder / Ададуров С.Е. –СПб.: БХВ-Петербург, 2010 – 480 с.
9. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования. –М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 400 с.
10. Бьерн Страуструп. Язык программирования С++. – СПб.-М.: Бином, 1999 – 991 с.
11. Ю.Ю. Громов. Языки СИ и С++ для решения инженерных и экономических задач. / С.И. Татаренко – Т: ТГТУ, 2001 – 150 с.
12. С. Бобровский. Самоучитель программирования на языке С++ в системах Borland C++, Builder 4.0. –М.: ДЕСС КОМ, 2001 – 272 с.
13. Послед Б.С. Borland C++ Builder 6. Разработка приложений баз данных, -СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003 – 320 с.
14. C ++ Builder -https://www.helloworld.ru/show.php?curraz=23&prev=1
15. Школа программирования Coding Craft - https://codingcraft.ru
16. С++ Builder интернет учебник от А до Я - https://cubook.supernew.org
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «ОП.05 Основы программирования и баз данных»
Вариант № 1
Шифр 81
Выполнил студент
группы 1КС-15/з
Иванов И.И.
Проверил преподаватель
Карташева О.Н.
Отметка о зачете
_____________________
Донецк 2016
Задача № 1
По теме «Компоненты C++ Builder»
![]() |
Описать назначение заданного компанента. Привести основные, наиболее часто используемые, свойства этого копанента.
Компонент Label
Компонент надпись Label (рис. 1) предназначен для вывода на поверхность формы текста, который пользователь не может изменить непосредственно (естественно, в программе может быть предусмотрено изменение надписи "изнутри" программы).
Рис. 1. Компонент Label — поле вывода текста
Свойства компонента (табл. 1) определяют вид и расположение текста.
Таблица 1. Свойства компонента Label (поле вывода текста)
Свойство | Описание |
Name | Имя компонента. Используется в программе для доступа к компоненту и его свойствам |
Caption | Отображаемый текст |
Left | Расстояние от левой границы поля вывода до левой границы формы |
Top | Расстояние от верхней границы поля вывода до верхней границы формы |
Height | Высота поля вывода |
Width | Ширина поля вывода |
AutoSize | Признак того, что размер поля определяется его содержимым |
Wordwrap | Признак того, что слова, которые не помещаются в текущей строке, автоматически переносятся на следующую строку (значение свойства AutoSize должно быть False) |
Alignment | Задает способ выравнивания текста внутри поля. Текст может быть выровнен по левому краю (taLeftJustify), по центру (taCenter) или по правому краю (taRightJustify) |
Font | Шрифт, используемый для отображения текста. Уточняющие свойства определяют способ начертания символов (Font.Name), размер (Font.Size) и цвет символов (Font.Color) |
Visible | Позволяет скрыть текст (False) или сделать его видимым (True) |
Домашняя контрольная работа. Иванов И.И. 1КС-15/з Вариант № 1
Задача № 2
По теме «Линейные программы»
Разработать программу в C++ Builder, реализующую следующую линейную задачу.
V= ![]() |
![]() |

//---------------------------------------------------------------------------
#include <vcl.h>
#pragma hdrstop
#include "Unit1.h"
#include <math.h>
//---------------------------------------------------------------------------
#pragma package(smart_init)
#pragma resource "*.dfm"
TForm1 *Form1;
//---------------------------------------------------------------------------
__fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner)
: TForm(Owner)
{
}
//---------------------------------------------------------------------------
void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender)
{
Label3->Caption=FloatToStr(pow(StrToFloat(Edit1->Text),4)+pow(log(pow(fabs(cos(StrToFloat(Edit1->Text))),1.0/3)),3)+exp(5));
}
Результаты работы программы:
Контрольный просчет:
V=
Домашняя контрольная работа. Иванов И.И. 1КС-15/з Вариант № 1
Задача № 3
По теме «Разветвленные программы»
Разработать программу в C++ Builder, реализующую следующую разветвленную задачу. При реализации данного задания используются операторы if и switch.
![]() ![]() ![]() ![]() |
Домашняя контрольная работа. Иванов И.И. 1КС-15/з Вариант № 1
//---------------------------------------------------------------------------
#include <vcl.h>
#pragma hdrstop
#include "Unit2.h"
#include <math.h>
//---------------------------------------------------------------------------
#pragma package(smart_init)
#pragma resource "*.dfm"
TForm1 *Form1;
//---------------------------------------------------------------------------
__fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner)
: TForm(Owner)
{
}
//---------------------------------------------------------------------------
void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender)
{
float m; //выходная переменная
//перевод из строкового типа поля Edit1 в целый тип
int n=StrToInt(Edit1->Text); //входная переменная
//проверка значения n
switch (n)
{
case 3: {m=tan(StrToFloat(Edit2->Text)-n); break;}
case 5: {m=log(n)/3.0+StrToFloat(Edit2->Text); break;}
case 6: {m=exp(2*n-StrToFloat(Edit2->Text)); break;}
default: m=pow(fabs(pow(StrToFloat(Edit2->Text),3)),1.0/4);
}
//перевод из действительного типа в строковій тип поля Labe4
Label4->Caption=FloatToStr(m);
//проверка значения m
if (m>0) m=0;
else
if (m==0) m=1;
else m=2;
//перевод из действительного типа в строковій тип поля Labe5
Label5->Caption=FloatToStr(m);
}
//---------------------------------------------------------------------------
Домашняя контрольная работа. Иванов И.И. 1КС-15/з Вариант № 1
Результаты работы программы:
Контрольный просчет:
n=3; x=5;
m = tg(5-3) = tg(2) = -2.18503976 Þ m<0 Þ m=2
n=10; x=0;
m = = 0 Þ m=0 Þ m=1
n=6; x=0.56;
m = e(2*6-0.56) = e11.44 = 92967.0120433 Þ m>0 Þ m=0
Домашняя контрольная работа. Иванов И.И. 1КС-15/з Вариант № 1
Задача № 4
По теме «Циклические процессы»
Разработать программу в C++ Builder, реализующую следующую циклическую задачу. При реализации данной задачи используются вложенные операторы цикла for.
![]() ![]() ![]() |
Домашняя контрольная работа. Иванов И.И. 1КС-15/з Вариант № 1
//---------------------------------------------------------------------------
#include <vcl.h>
#pragma hdrstop
#include "Unit3.h"
#include <math.h>
//---------------------------------------------------------------------------
#pragma package(smart_init)
#pragma resource "*.dfm"
TForm1 *Form1;
//---------------------------------------------------------------------------
__fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner)
: TForm(Owner)
{
}
//---------------------------------------------------------------------------
void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender)
{
Memo1->Lines->Clear();
float S=0; // начальное значение суммы
for (int k=2; k<=9; k++) //цикл для расчета суммы
{
int F=1; //начальное значение факториала
for (int i=1; i<=k-1; i++) //цикл для расчета факториала
F*=i; //расчет значения факториала
S+=pow(-1,k)*pow(StrToFloat(Edit1->Text),k-1)/(F*1.0); // расчет значения суммы
Memo1->Lines->Add(FloatToStr(S)); //вывод полученного результата в Memo1
}
}
Результаты работы программы:
Домашняя контрольная работа. Иванов И.И. 1КС-15/з Вариант № 1
Контрольный просчет:
x=1,92
k=2;
k=3;
…………
k=9;
=1.92-1.84+1.18-0.57+0.22-0.07+0.02-0.005=0.85
Домашняя контрольная работа. Иванов И.И. 1КС-15/з Вариант № 1
Задача № 5