Синтаксические художественные средства (фигуры речи) — особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.




Лексические средства связи (тропы) — слова и выражения, используемые в переносном значении.

Разберём разновидности тропов.

 

Название Пояснение Примеры
Метафора     Слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве предметов.   Выражается обычно именами существительными и глаголами   Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман (М. Лермонтов. Герой нашего времени).   Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой (А. Пушкин. Евгений Онегин)
Развёрнутая метафора   Изображение цельной картины с помощью слов в переносном значении   В неколебимой синеве, Ягнёночек кудрявый — месяц Гуляет в голубой траве. (С. Есенин. За тёмной прядью перелесиц).   Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль (М. Горький. Челкаш)
Эпитет     Образное, красочное определение.   Выражается именами прилагательными, причастиями, наречиями   Туман темнел всё угрюмее (И. Бунин. Туман).   Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
Олицетворение При описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью     Хрустит и взвизгивает гравий под колёсами (А. Куприн. Пустые дачи).   Сильнее полыхнула зарница, и забормоталспросонок гром (К. Паустовский. Начало неведомого века)
Сравнение Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Может быть построено с помощью сравнительного союза (как, точно, словно и др.) или формы творительного падежа   Я сжал её в моих объятиях со всею силою юношеской страсти, но она, как змея, скользнула между моими руками (М. Лермонтов. Герой нашего времени).   Туман вытягивался, изгибался, плыл дымом (И. Бунин. Туман)
Метонимия Замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.   Выделяется вид метонимии — синекдоха (обозначение большего через меньшее или наоборот). В ЕГЭ метонимия и синекдоха не различаются   В дымных тучках пурпур розы (А. Фет. Шёпот, робкое дыханье).   Через час курьерская тройка мчала меня из Кисловодска (М. Лермонтов. Герой нашего времени)   И слышно было до рассвета, Как ликовал француз (М. Лермонтов. Бородино)
Гипербола   Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление     Я видывал как она косит: Что взмах — то готова копна (Н. Некрасов. Мороз, Красный Нос).   Человек — голова в Казбек! (В. Маяковский. 150000000)
Литота   Образное преуменьшение   Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка (А. Грибоедов. Горе от ума).   Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов. Песня Ерёмушке)
Ирония     Употребление слова или выражения в противоположном смысле, обычно для комического эффекта     Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов. Лисица и осёл).   Ай, Моська, знать, она сильна, Что лает на слона (И. Крылов. Слон и Моська)
Перифраз(-а)   Замена слова описательным оборотом   Город на Неве (т. е. Санкт-Петербург); царь зверей (т. е. лев)

 

Также выразительность и экспрессивность тексту придаёт использование:

· различных лексических единиц (синонимов, антонимов, фразеологизмов);

 

· слов, различающихся происхождением и особенностями употребления.

Источники:

И. Б. Голуб. Стилистика русского языка. Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997.

А. П. Квятковский. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. Москва.: Советская энциклопедия., 1966.

Синтаксические художественные средства (фигуры речи) — особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.

Определим список фигур речи.

 

Название Пояснение Примеры
Анафора Одинаковое начало предложений, частей сложного предложения или строчек в стихах     Пусть бор бушует под дождём, Пусть мрачны и ненастны ночи (И. Бунин. Листопад).   Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди (К. Симонов. Жди)
Эпифора Одинаковое окончание предложений, фраз или строчек в стихах   Ах, Отец мой, Отец — да, Ты зиждительный Творец — да, Приведи меня в конец — да, Что в конец всех сердец — да, Где игра колоколец — да, Где таинственный ларец — да, Где венчальный свет колец — да… (К. Бальмонт. Да)
Инверсия Нарушение привычного порядка слов   Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. Тургенев. Голуби).   Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле... (А. Пушкин. 19 октября)
Антитеза Противопоставление   Левая сторона лица моего обращена к солнцу, и ей тепло, а правой холодно (А. Куприн. Пустые дачи). И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём (А. Блок. На поле Куликовом)
Градация Расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения. Для градации обязательно наличие минимум трёх элементов Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших, и сердца не мучай (Б. Пастернак. Не волнуйся, не плачь).   Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер (Н. Заболоцкий. Творцы дорог)
Парцелляция Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова     И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись (П. Антокольский. Гулливер).   Товарища в беде не поддержать. Во чьё-то горе обратить забаву. В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.С недобрым другом поравняться славой (А. Твардовский. Сыну погибшего воина)
Синтаксический параллелизм Одинаковое построение соседних фраз или предложений   В синем море волны плещут, В синем небе звёзды блещут (А. Пушкин. Сказка о царе Салтане).   Ко мне приплывала зелёная рыба, Ко мне прилетала белая чайка! (А. Ахматова. У самого моря)
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа   Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?.. (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
Риторическое восклицание Восклицательное предложение, играющее ту же роль усиления эмоционального восприятия   О, какая странная была эта ночь! (И. Бунин. Туман). Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов. Герой нашего времени)
Вопросно-ответная форма Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы   Что любовь? Пустые грёзы, Бред несбыточной мечты (С. Есенин. Упоенье — яд отравы). Ты понимаешь, что это значит? Это значит, что ты останешься без второго, кацо! (Г. Адамов. Тайна двух океанов)
Эллипсис Пропуск во фразе какого-либо слова, которое легко восстанавливается, понятно без контекста     Богаты мы, едва [вышли] из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом (М. Лермонтов. Дума).   Татьяна [бежит] в лес, медведь [бежит] за нею (А. Пушкин. Евгений Онегин)
Лексический повтор Намеренное повторение одного слова с целью обратить на него внимание О Максим Ильич, я хотела бы быть всю жизнь рабою вашей, собакой вашей, ковром вашим, подстилкой для ног ваших! О, как страшно я люблю вас! (А. Куприн. Ночная фиалка)
Однородные члены предложения Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста Я заглянул в окошечко — там гудели одни мухи, гудели целыми роями: на стёклах, под потолком, в горшках, стоявших на лавках (И. Бунин. В августе)  
Умолчание Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность и эмоциональность. Оформляется обычно с помощью многоточия Зверь припал... и из пасмурных недр Кто-то спустит сейчас курки... Вдруг прыжок... и двуногого недруга Раздирают на части клыки (С. Есенин. Мир таинственный, мир мой древний)  
Оксюморон Сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов   Кому сказать мне, с кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив (С. Есенин. Русь).   А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещиев своей густой черноте волосы (И. Бунин. Чистый понедельник)

 

Для придания выразительности тексту также используются различные формы речи:

 

· диалог — разговор двух или более лиц.

Около этого времени королева однажды пришла к королю и сказала ему:
— Государь мой и дорогой супруг. Я хочу просить у вас большой милости для нашей дочери.
— Просите, возлюбленная моя супруга, хотя вы знаете сами, что я ни в чём не могу отказать вам
(А. Куприн. Синяя звезда);

 

· монолог — развёрнутое высказывание одного лица.

Здравствуй, моя осень. В моём сердце не осталось даже грусти. Но я благословляю и ветку, и девушку, и море, и холодное небо, и печальные последние георгины... (А. Куприн. Пустые дачи).

Источники:

И. Б. Голуб. Стилистика русского языка. Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997.

А. П. Квятковский. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. Москва: Советская энциклопедия., 1966.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: